НОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
Модуль 1. Древний Египет
лекция 1
Изобретение государства и письменности
аудиозапись лекции
содержание
1. Гидравлическая теория возникновения государства. Ее противоречия с последними археологическими открытиями.

2. Доказательства наличия крупных религиозных комплекcов задолго догосударственной эпохи. Находки Клауса Шмидта в Гебекли-Тепе.

3. Четыре очага появления государств в IV-III тыс. до РХ: Месопотамия, Египет, Индия и Китай. Религиозный характер первых городских поселений.

4. Государство как человеческое изобретение. Делегирование одному задачи спасения многих. Особенность индоариев от "восточных" цивилизаций.

5. Появление постоянной письменности в IV-III тыс. до РХ - храмы Урука и надписи на царских кладбищах Абидоса. Религиозный характер первой письменности.

6. "Человек хлеба и зрелищ" как побочная сторона изобретения государства.


полная стенограмма
Дорогие друзья!

Одна из тех загадок, которые стоят перед современным человеком—которые, по сути дела, не разрешены до сего дня – это загадка происхождения государственности и письменности. То, что отделяет доисторию от истории, а цивилизацию - от громадного, многомиллионного периода доцивилизации.

Сейчас мы все живем в государственном мире, мире письменности и государства. И даже если мы перешли на цифровые носители, на компьютерные технологии, мы все равно пишем - мы даже не можем представить, что такое неписьменная культура. И мы не можем себе представить, что такое отсутствие государства – идеи анархии, которые были очень модны в конце 19 - начале 20 века, ушли и явно не смогли воплотиться.

1. Гидравлическая теория

И вот, после Второй Мировой войны, когда началась Холодная война и было противостояния двух систем, тоталитарной коммунистической и демократической системы свободного мира – вот тогда появляется теория Карла Витфогеля, которая вошла в науку под названием «гидравлическая теория». Сам же он назвал свою книгу Oriental Despotism, A Comparative Study of Total Power. Речь идет не о тоталитарных режимах сегодняшнего дня, а именно о возникновении государств. То есть государство возникло именно total power, как тоталитарная власть, с точки зрения Витфогеля.


Карл Витфогель (1896 - 1988)

А почему же она возникла? Она возникла по объективной необходимости, потому что людьми нужно было управлять. Количество людей увеличивалось, надо было их кормить – для того, чтобы их кормить, нужно было организовать ирригацию. Обычное использование воды было нерациональным – в какие периоды воды было слишком много для сельского хозяйства, в какие-то слишком мало. И нужно было организовать водохранилища, задержку воды на полях, системы водоснабжения, каналы и многое другое. И вот ради это люди соглашаются на некую власть, которая могла бы их сил, организовать большое количество людей и их поставить на производство пищи через регулирование воды. Вот эта теория, на самом деле, до сих пор в современном обыденном сознании доминирует. И если вы возьмете школьный учебник, то скорее всего, вы столкнетесь именно с ней. То есть, вы прочтете, что в Египте, Месопотамии – и если это более продвинутый учебник, то и в Индии, в долине реки Инд, и в Китае, в долине реки Хуанхэ - во всех этих районах были необходимы ирригационные сооружения, поэтому возникло государство. А возникнув как средство управление людьми, оно, естественно, переросло само себя. Потому что в так называемой теории систем, управляющая подсистема хотя и создается система для удобства существования система, но скоро это управляющая подсистема организует так жизнь, что большое работает для нее, а не она работает для большего. Вот эта модель была предложена в начале 50-х годов – я напомню, что книга Витфогеля вышла в Нью Хэвене в 1957 г.

Река Евфрат в наши дни
Критика гидравлической теории

Так вот, очень быстро ученые стали говорить, что это ошибка – потому что все это хорошо и красиво изложено, но не совпадает с исторической действительностью. Вообще очень важно проверять фактами любые теории, потому что теории можно выдумать самими красивыми, но факты часто мешают тому, чтобы эти теории стали освещением действительно реальности. И вот здесь оказалось, что ничего не получается. Во-первых, в Египте, как оказалось – и как это не странно – никой общенациональной ирригационной системы не было до эпохи Птолемеев, то есть до конца первого тысячелетия до РХ. Ирригационные системы или были вообще либо вообще примитивные, частные; или это были ирригационные системы маленьких номов, маленьких провинций. И вообще не нужно было в Египте никакой общей ирригационной системы, потому что второй урожай, для которого надо задерживать воду на полях, это явление, опять же, последних 500 лет до РХ. До этого египтяне ограничивались одним урожаем, а он вполне прекрасно рос после схода Нила, после разлива Нила, после того как вода сходила – все росло. Поэтому никакой мощной гидравлической системы, c большими водохранилищами, просто не нужно было. Можно сказать тоже самое и про Индскую цивилизацию. Инд довольно регулярная река, она течет как Нил, только в противоположном направлении, с севера на юг. И в общем-то никаких серьезных ирригационных сооружений, мощных ирригационных сооружений в Индской цивилизации не зафиксировано.

Да, были, конечно, сооружения, но они не требовали создания государства, очевидно совершенно. Несколько сложнее ситуации в Китае и Месопотамии, но как раз в Месопотамии – но как раз в Месопотамии единого государства очень долго не было. Месопотамия очень долго была, если угодно, культурном сообществом отдельных независимых городов и городков, которые в лучшем случае, общались друг с другом в религиозных целях, а политически – воевали друг с другом. Да, есть целый ряд цивилизаций – например, на Филиппинах, на Луксоне - которые вообще не имела государств, но имело сложнейшие ирригационные сооружения. Они были действительно там нужны, но государства там никакого не возникла. Так что эта идея тоталитарного государства из-за создания ирригационных сооружений, очень распространенная – очень, конечно, постоянно имеющая в виду все эти мегапроекты тоталитарных государств 20 века, все эти каналы, Беломор-Балтийский канал и какие-то большие водные проекты в Китае коммунистическом – все это не соответствует действительности, если речь идет о древности.

В 60-е годы возникла другая точка зрения – ее предложили Батсер и потом Крелинтон Эдамс, американский ученый. Они предложили так называемую торговую теорию – что государство возникает на торговых путях, чтобы контролировать. Но опять же, это не так. Во-первых, это тоже отвечает ситуации 60-70-хх годов, когда началась разрядка какая-то и торговля увеличилась, и торговля стала путем к миру (помните этот лозунг «Международная торговля» - путь к миру»). И это пришло в голову ученым, почему бы об этом не написать, почему бы такую теорию не создать. Хотя торговля существовала вообще с незапамятных времен; или, по крайней мере, обмен. Уже в среднем палеолите мы имеем факты обмена на большие расстояния – тем не менее, государства не могут быть связаны с этим фактом. Обмен и торговля слишком маргинальны, слишком небольшие группы людей вовлекают как активных деятелей – купцов, торговцев – чтобы создавать из-за этого государство.

2. Государство как изобретение

И вот чтобы понять, почему возникло государство, и кстати говоря, и письменноcть, мы должны обратиться от этих теорий к действительности. И посмотреть, как действительно, шаг за шагом, формируется из неолитического гражданского общества мезолитическая, уже такая вот халкалитическая, с металлургией, государственность. И если мы пойдем этим путем, то мы должны вообще сначала проговорить один такой важный момент, дорогие друзья. Все дело в том, что мы иногда полагаем, что люди, подобно животным, они эволюционируют, медленно – это очень любят писать в учебниках – медленно, в течении веков и тысячелетий, накапливались факторы, которые привели к созданию письменности и государственности. До этого так же произошла неолитическая революция. Но революция, она и есть то революция, что это быстрая смена. И вот письменность и государственность – это быстрый, взрывной процесс. В трех районах мира наверняка, и скорее всего, в четвертом – в Китае тоже. Эти три района мира, это легко увидеть на карте, здесь мы видим в историческом атласе – это Египет, это Месопотамия и Сирия, это долина реки Инд и это, четвертый район, это долина реки Хуэнхэ, Желтой реки. Так вот, в этих четырех районах, практически одновременно, примерно 3500 лет назад, 3300 лет назад складывается и государственность, и письменность.
Древняя Египет и Месопотамия
Индская цивилизация
Древний Китай
И это некоторое открытие. Вот мы как-то готовы признать, что кто-то открыл, мы знаем, кто это сделал, Эйнштейн, теорию относительности. Кто-то изобрел телевизор, мы знаем, что это Зворыкин. Кто-то построил первый самолет, кто построил первый пароход – на это мы готовы согласиться. Но почему-то мы не можем себе представить, что точно также человек изобретает все. И точно также он изобретает не просто потому что так получилось, а потому что у него была определенная задача, определенная интенция. Вот определенная задача и интенция и возникновении государств – и при изобретении, если угодно, письменности и государства. Мы вообще должны себе представить, насколько человек изобретателен.

3. Находки в Гёбекли-Тепе

Совсем недавно, в 90-е годы немецкий исследователь Клаус Шмидт начал раскопки на северном Евфрате в районе Урфы, в Восточной Турции и открыл там целую группу комплексов. Наиболее известные из них это Гёбекли-Тепе, целую группу комплексов, которую он отнес - совершенно точно, потому сейчас у нас есть, вы знаете, углеводоровдно-дандрологические методы определения абсолютного возрастов тех или иных органических останков - он обнаружил комплексы, которые относятся к IX тысячелетию до РХ. И это большие храмовые комплексы. IX тысячелетие – это еще так называемый докерамический неолит, когда по сути говоря, даже и неоплит-то только еще даже только начинался, и собирали скорее дикорастущие злаки, вряд ли даже их в больших количестве выращивать их начали, еще не было керамики. Это был такой переход от палеолита к неолиту и люди стали строить святилища. Это было потрясающее открытие, это было открытие на уровне самых великих археологических открытий XIX и XX века.


Клаус Шмидт
Так вот что важно в Гёбекли-Тепе? Люди строили очень большие массивные, из камня, cооружения, с очень сложной орнаментикой – но там не жили. Это были храмы, это были священные такие формы. Вот собственно говоря, это первая подсказка – то есть люди сознательно, по каким-то причинам, недалеко от реки Евфрат построили несколько таких комплексов. Мы не знаем почему, мы никогда не поймем почему. Никакой экономической выгоды в строительстве этих храмовых комплексов не было, безусловно. Наоборот, огромные силы люди отрывали от своей повседневной жизни, чтобы эти строить вещи. Но это было сознательное действие, не случайно они туда пришли. Это было сознательное действие, безусловно, большое количество людей туда пришли, тысячи людей – потому что эти огромные каменные блоки тяжело перевозить, переносить, вытесывать. Эти тяжелые действия тысячи людей осуществляли сознательно, направленно, ради определённой цели – и никакого государства тогда, я подчеркну, и в помине не было, это девятое тысячелетие.

Другой пример, уже из технической сферы. Мы думали раньше - и я, например, слышал рассказы некоторых даже крупных ученых - о том, как люди случайно обнаружили, что из семян растут растения, и таким образом решили постепенно осваивать земледелие. Причем мне высказывали экстравагантнейшие концепции. На самом деле, конечно, древний человек издревле знал, что из семени вырастает растение, но он это не использовал. В какой-то момент, в неолитической революции он стал это использовать – почему это другой разговор и об этом я рассказываю в лекциях о неолите. Но здесь важно другое. В начале VII тысячелетия, то есть вскоре после конца VIII тысячелетия, в начале VII тысячелетия до РХ человек сознательно совершает открытие – он создает современную пшеницу, которая до сих пор используется. Он ее создает, как это сейчас доказали ученые, правильным скрещиванием дико растущей пшеницы эммер и определенных диких зерновых. Вот скрещивание нескольких зернонесущих трав создает современную культурную пшеницу, которую люди используют до сего дня. Это научный, сознательный, деятельный процесс.

Человек вообще оказывается существом очень рациональным – не в том смысле, что ему чуждо иррациональное, а том смысле, что он умеет ставить себе задачи и решать эти задачи. Вот это мы должны с вами, дорогие друзья, абсолютно ясно понять - потому что у нас до сих пор представление о древности, как о стихийном процессе, как об игре намеков и ощущений. И вот точно также, в какой-то момент человек ставит задачу фиксации своих мыслей и организации того, что мы сейчас называем государством. Для чего и как?

4. Первые городские поселения

Вот когда мы говорим о древнейших государствах, то мы должны с вами посмотреть, что возникает вначале как центр государств. Наиболее хорошо это процесс исследован пока в Месопотамии и Египте. Примерно 3500 лет до Рождества Христова и там и там – может быть чуть раньше в Южной Месопотамии чем в Египте, сказать сложно – начинается неожиданно строительство крупных храмов, больших храмов. В Египте это, в первую очередь, заупокойные сооружения, в Месопотамии, в первую очередь, храмы в нашем нынешнем понимании, это храмы для молитв живых людей. Вот город Урук, сейчас он называет Варка, библейский Эрих, где раскопки ведутся с 1928 года. Именно здесь, в городе где почитались два месопотамских божества – Аннум и Инанна – примерно 3500 лет до Р.Х. воздвигается крупные храмы, огромные храмы.

Урук (современный вид и реконструированный план города)
Причем, что необычно для Месопотамии, один из них воздвигается даже не из кирпича, а из известняка, из блоков известняка – ашхара. Это крупное сооружение, площадью 86 на 33 метра. Город возникает храмов – вокруг храмов постепенно образуется сообщество людей. А мы знаем, что происходит в месопотамском храме – мы знаем из чуть более позднего времени, но это безусловно те же самые храмы, там безусловно то же самое и происходило. Там происходит священнодействие, и в этом священнодействии, от более позднего времени, мы знаем, участвует обязательно царь, правитель. Правитель выступает в роли, если угодно, воплощения Бога. И возникновение этих храмов говорит о том, что 3500 до РХ назад у жителей Нижней Месопотамии происходит некоторый сдвиг сознания – они понимают, что необходимо выделить определенного человека, который бы совершал такие священнодействия. До этого храмов таких не было, были небольшие святилища по деревням, по таким переходным формам от деревни к небольшому городу – и там не было, скорее всего, они не похожи на такие места, где действовал один человек. Видимо действовали общинники, молились вместе. Видимо что-то изменилось. И город как постройка вокруг храма – это следствие этого нового священного представления, что должен быть один человек, который совершает это священнодействие.

В Египте, как мы скоро узнаем, другая ситуация – это не храм, храмы возникнут в Египте много позже для живых, это заупокойный комплекс. Тогда 3500 лет до РХ, в так называемый период Накада, археологи так называют этот период, в двух точках Египта – в той самой Накаде (это все Южный Египет, Верхний Египет) и в Иеранконполе – возникают большие кладбища, «царские кладбища», как их называют сейчас.


Некрополь в Абидосе (реконструкция)
Некрополь в Абидосе (современный вид)
То есть мы можем сказать, что скорее всего, государство возникает ради решения определенных религиозных задач. И именно это доказывается тем, что главное в государстве – в государстве главное, в раннем государстве, это что связано или с богослужением, или с заупокойными комплексами. В Китае это тоже, также как в Египте, это заупокойные комплексы, в аньянской культуре это заупокойные комплексы. А в Индии – опять же об индской цивилизации будем говорить особо, специально и подробно – скорее всего, это некие публичные богослужения, публичные священнодействия. И здесь мы видим особое внимание, которое уделяется омовению, в акрополях индийских городов огромные бассейны, в которых явно население города совершало какие-то омовения. Современные, естественно, ученые иногда предполагают, что эти бассейны строили, чтобы аристократы упражнялись в плавании, но я думаю, что это очень наивно, это очень большой анахронизм.

Большая купальня в Мохенджо-Даро (Индия)
То есть повсюду государство возникает осознанное стремление человека сложить с себя те задачи, какие он не может, как он сам считает, не может больше выполнять. Почему он не может их выполнять? Не потому что он ленив, он считает себя нечистым, несовершенным. Мы скоро узнаем, что в Египте Бога и царя называют «нечэр» - чистый. То есть человек чувствует себя нечистым, несовершенным – он понимает, что его религиозное действо не просто несовершенно, а оно и коррумпировано грехом, и оно ему скорее в осуждение, а не пользу. И вот в этой ситуации он решается на удивительный шаг – выделить одного, который будет представителем всех. Одного совершенно, одного благочестивого, который будет представителем всех, который за всех будет совершать священнодействие. Опять же, мы увидим, что в том же Египте, в Месопотамии, именно царь должен быть тем единственным, кто может совершать священнодействие, а жрецы от его имени совершают священнодействие. В Китае и Индии у нас просто нет текстов, чтобы мы могли проверить, так там было или так там не было.

5. Особенность индоариев

Этот принцип выделения одного - он не всеобщ. Интересно, что у нас есть пример цивилизации, которая не пошла этим путем. Это цивилизация, в некотором роде, близка нам, это индоевропейская цивилизация, это индоарии. У индоариев – опять же мы будем об этом говорить подробно и рассказывать их социальную структуру – но важно, что там не было выделено одного человека тогда (потом были такие попытки, когда были уже очень большие культурные обмены, конечно, соблазн стать божественным царем он проник и в Индию и ему были даны определенные богословские обоснования). Но в начале там было именно иное, там было продолжение общинной организации, так называемая трехварновая, в которой царь был, всего на всего, князем, вождем, выполнявшим чисто административные функции, военные функции. А все духовные функции выполняли брахманы, которые считались выше кшатрия-вождя. И эта традиция, когда у царя-ражди был пурахита – жрец-пурахита, «идущий впереди» – жрец, который совершал священнодействия для него и считался более высоким чем он – это особенность индоевропейской цивилизации. И там очень долго не было государства в нашем смысле этого слова. Это не значит, что это культура отстала, она была другой. И во многом – можно пофантазировать, это только фантазия, конечно – что индоевропейские современные демократии или даже древние европейские демократии Греции и Рима, это во многом, результат этого индоевропейского иного государственного мировоззрения, иного чем Древний Восток. Чешкий историк Дворник, работавший в Соединенных Штатах, написал великолепный двухтомник о появлении Священного Царства, где он сравнивает разные народы. И он очень четко противопоставляет индоевропейскую традицию и древнюю передневосточную традицию, показывая, например, что в Византии была сильнее древняя передневосточная традиция Священного Царства, а западном мире была более сильна индоевропейская традиция, которая через Рим и римскую трибу пришла в Европу.


Так что мы видим, что все наши формы – они, на самом деле, очень древние, они не с Гоббса начались, они имеют очень-очень глубокую, возможно, предысторию. Но важно, что на Переднем Востоке, и Китае, и в Индии возникает государство как концентрация воль многих людей в одном человеке, который и должен быть их спасителем. Сейчас мы будем говорить о гражданской истории Египта, и мы увидим, какую странную эволюцию имело это представление во внешнеполитической истории Египта. Но пока хотел бы сказать несколько еще слов, дорогие друзья, о втором элементе этой диады – о письменности.

6. Возникновение письменности

Вот почему возникла письменность? Опять же теории следуют за ситуацией в самих современных обществах. Но нужно всегда посмотреть, а что записывали первые тексты. Ведь письменность, безусловно, выдуманная вещь. Причем ее много раз пытались выдумать. У нас есть немало мест в истории человечества, где письменность – вот можно посмотреть соответствующие карты – где письменность возникала и потом умирала. Сейчас считают, что самый ранний пример возникновения письменности – это Сирия, местечко Джерф-аль-Амхар, в 1926 г. были найдены базальтовые камни с графикой 9 тысячелетия до РХ. Мы можем увидеть эти камни, я готов показать вам, но по всей видимости, это какое-то подступание к письменности не осуществилось. Также как в 5 тысячелетии до РХ очень развитым культурным регионом о котором мы знаем крайне мало, были Восточные Балканы, нынешние территории современных Румынии и Болгарии. Там появились тоже надписи, например, Тартари в 5 тысячелетии – но они, опять же, остались без продолжения.


Надписи на камнях в Джерф-аль-Амхаре
Надписи из Тартарии
И примерно в Месопотамии, и как сейчас недавно Ричард Мидуа открыл в долине Инда, с 3500 лет до РХ, в Египте – как мы пока думаем – c 3300 лет до РХ, в Абидосе, письменность появляется и уже после этого не исчезает. Чуть позже она появляется в Китае. В первую очередь, это религиозная письменность. В Египте это только религиозная письменность, здесь даже никаких сомнений быть не может, потому что это находки гробницах. То, что мы можем прочесть – это в основном надписи имен, это имена, имена по всей видимости тех, кто в этих гробницах погребен. Это видимо династы, местные провинциальные князья, будущие цари. Имя одного из них достаточно убедительно читается, это Уаджа – это примерно 3150 лет до РХ – с него ведется, кстати говоря, недавно выдуманная египтологами так называя Нулевая египетская династия, которая предшествует Первой династии. Ее временные параметры – 3300-3100 лет до РХ. Это имена в гробницах.

Стелла с именем фараона Уаджи
Для чего писались имена в гробницах? Разумеется, не для того, для чего сейчас пишут имена на надгробьях. Сейчас пишут, чтобы обозначить, что это могила такого-то человека, хотя на самом деле и здесь все намного глубже, намного серьезнее – просто люди об этом редко думают. А в древности имя писанное и помещенное в гробницу означала, по всей видимости, только одно (в гробницу войти было невозможно, вход был замурован) – это должно было быть постоянное поминание этого человека. Постоянно его поминать, постоянно его знать. Вот сейчас археологи нашли гробницу в Абидосе, с останками Уаджи. Но ведь мы бы никогда не узнали, что это именно Уджа. Лежит какой-то скелет и лежит, да явно этот богатый человек – вот и все. А поскольку есть таблички, мы знаем его имя и мы – сами того может быть не желая, в контексте египетской религиозности, а может быть и желая – мы упоминаем его имя. Его имя живет, как потом говорил Александр Сергеевич Пушкин, «от смерти убежало» – и вот это была задача появления письменности. Люди усомнились в том, что их потомки всегда будут их помнить или поминать – и придумали способ вечного поминовения. Это монументализация слова. Очень скоро в Египте появятся целые ритуалы священнодействий заупокойные – так называемые Тексты Пирамид, так ученые их назвали, записанные в гробницах. Или жертвенные формулы, записанные не в царских, а в обычных захоронениях. То есть, опять же, жертва совершается вечно. Какое-то время ее приносят живые, пока помнят – дети, внуки, правнуки. Но даже в индийской классической системе считают, что поминовение должно происходить до пятого поколения, потом уже оно необязательно. Но вот египтяне придумали, чтобы поминовение происходило вечно. Потом уже, когда пройдет много-много лет, будут в египетских гробницах призывы такие – вот ты идешь мимо, а имя уже написано не внутри, а снаружи, – ну прочти мое имя, тебе от этого ничего не убудет, а мне будет радостно, ты меня помянешь.

В Месопотамии несколько сложнее, в Месопотамии в храмовом архиве Урука найдены первые надписи. Эти надписи храмовые безусловно, но вроде бы это какие-то списки вещей и личных имен. Тут же предположили, что это какие-то финансовые расписки, а храм – просто будущая, можно сказать, юридическая контора, место где хранятся документы. Но скорее всего, и здесь мы имеем дело с религиозным, и тоже связанным с поминовением, явлением. Это жертвы, поминальные жертвы, реальные, которые принесли люди - три бочки фиников, или зерно, или ягнята – и имя того, кого за это нужно поминать.

Письмена из храма Урука
То есть это тоже религиозная задача. И мы здесь сталкиваемся с этой, очень важной функцией ранней письменности — ранняя письменность, это не передача чего попало, как у нас сейчас, взял написал, как говорится, бумага все стерпит. В древности, при появлении своем, письмо — это то, что должно от имени человека, звучать вечно в мире богов. Поэтому египтяне так и назвали свое письмо, свои письмена, они дали им название «мэну нечэр» — слова Бога. И кстати говоря, Климент Александрийский, святой и замечательный богослов II века, который хорошо знал египетскую реальность (еще была тогда была жива египетская традиция дохристианская) – он назвал эти письмена, перевел их на греческий язык как «иеро глифос» — священные начертания.

Так что письменность, как вы видите, как и государство, появляется ради решения важнейшей религиозной задачи. Происходит то, что я бы назвал монументулизацией слова – слово стало монументом, оно уже неуничтожимо. Не случайно есть русская поговорка «что написано пером, не вырубишь топором». Так и оказалось -мы сейчас благодаря письменности можем узнать, о чем думали в конце 3 – начале 4 тысячелетия Древнего Египта и Месопотамии. К сожалению, мы пока не можем сказать, о чем думали в это время жители Индской долины, потому что их письменность не расшифрована до сего дня, мы не знали, на каком языке они писали, к какой группе принадлежит их язык. Но они, видимо, исходили из тех же самых интенций, что и египтяне, и жители Древней Месопотамии. А в Китае письменность, которую мы наконец-то можем определить – потому что в Китае там есть тоже несколько попыток создать письменность, но это попытки неудачные, они не пошли дальше (в местечках Луньшань и Лянжу конца 4 – начале 3 тысячелетия, это письменность видимо, не развилась). Но наконец, в Китае примерно 2500 года до РХ появляется письменность – это аньянская культура≤ это долина Хуанхэ. И тогда мы видим, что это надписи на гадательных камнях. Китайцы начинают делать надписи, в первую очередь, на панцирях черепах, на которых они гадают. Мы знаем, что китайцы любили гадание, обжигали панцири черепах, гадали и другим образом – об этом мы свое время, когда будем говорить о Китае, расскажем. Но существенно то, что результаты гадания – то есть вопрос и ответ – в результате обжига панциря зафиксирован на панцире. То есть, это тоже религиозная задача, это религиозный архив. Сбудется-не сбудется, получится-не получится. Гадание прошло, панцирь навсегда остался в архиве. Потом наводнение уничтожило Аньян и эти щитки стали достоянием археологов.

Гадальная кость с надписями (аньянская культура)
Вот так, дорогие друзья можно коротко, конечно, очень коротко, очень много опуская, сказать о возникновении письменности и государства. Мы видим, что две эти великие вещи, два этих великих явления – они скорее, всего связаны с производством пищи, что казалось бы естественно, и не с торговлей и не с жаждой власти, и не с жаждой власти, как думают некоторые ученые. А они связаны с решением всем обществом очень важной религиозной задачей. Кстати говоря, у этой религиозной задачи была и обратная сторона. Она замечена совсем недавно. Когда возникло государство и письменность многое было приобретено – государство многое дает, письменность многое дает – а что-то было и утрачено. Во-первых, замер ритуал. Поскольку ритуал был записан письменно, он перестал жить и изменяться, он абсолютно зафиксировался. В Египте это не так жестко видно, но определенная фиксация имеется. Во-вторых, упростился быт. Раньше в каждой деревне каждый был участником священнодействия – а теперь от имени всех священнодействовал царь и жрецы, которые действовали от его имени. И поэтому жизнь людей стала более светской, более секулярной. Духовное сосредоточилось в царе и в те моменты, когда царь выходил к народу, действовал вместе с народом – или священнослужители действовали от имени царя вместе с народом. Мы знаем из истории самого раннего государства в Египте об этом явлениях царя Верхнего и Нижнего Египта, о шествиях Гора – то есть какие-то царские ритуалы, которые совершались со всеми. Но археологи, когда смотрят на посуду, обычную керамику, видят, что в догосударственный период керамика была богаче и красивее орнаментирована, чем в более богатых государственных поселениях.

Люди, видимо, теряют это чувство ответственности перед Богом полное и при этом теряют, видимо, некоторую эстетическую силу. Это открытие буквально последних лет, я не знаю, может быть это очередная спекуляция – но не менее, мне кажется, это довольно интересное предположение. Мы видим, что когда человек чего-то достигает он что-то и неизбежно теряет. Об этом, кстати говоря, в 1989 г. в своей статье впервые написала исследовательница Суссана Кус о самых ранних городских поселениях с характерным названием «Археология хлеба и зрелищ». От человека ритуального человек, в какой степени, становится человеком хлеба и зрелищ. Но возможно это тоже перенос более поздней реальности. Но государство и письменность, безусловно, остаются с нами как величайшее открытие человека.