НОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
Модуль 1. Древний Египет
лекция 2
Краткий обзор истории Древнего Египта
аудиозапись лекции
содержание
1. Расселение людей в долине Нила в VIII - VI тыс. до РХ. Египетский народ как смешение трех этнических групп.

2. Появление первых государственных образований около 3500 до РХ. "Города мертвых" и царские кладбища в Абидосе. Изобретение письменности для сохранения имен. "Нулевая династия".

3. Ранее Царство: объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство около 3100 до РХ.

4. Пирамиды как новый способ служения Богу и полное обожествление царя. Катастрофа Древнего царства и Первый Переходный период.

5. Возрождение Среднего Царства. "Народы моря" и Второй переходный период. Расцвет Нового Царства и революция Эхнатона.

6. Поздний Египет и персидское завоевание. Завоевание греками и династия Птолемеев. Египет в составе Римской и Византийской империй. Быстрая христианизация, арабское завоевание и коптская культура.
полная стенограмма
Дорогие друзья!

На прошлой лекции мы говорили, о первых государствах, которые стали появляться в четырех разных районах мира около шести тысяч лет назад.

1. Уникальность Египта

Таким государством, такой цивилизацией, которая оставила для нас бесценные памятники, действительно уникальные – такой цивилизацией является Египет. Египтяне, с точки зрения современного ученого, оказались очень смелыми людьми. Они единственные, из тех, кого мы знаем, кто в эпоху первых государств решились записывать священный ритуал. И стали это делать буквально с начала III тысячелетия до РХ, а в середине III тысячелетия это уже были огромные корпусы текстов – Текстов Пирамид, Текстов Саркофагов. Понятно, что в корпусы их собрали современные ученые, но в Текстах Пирамид и Саркофагов писались уже большие, как мы бы сейчас сказали, многостраничные надписи. Интересно, что сами египтяне их называли словом, который на русский язык должно быть переведено как «речение». В начале этих слов, в начале этих текстов есть всегда слово «реки!» - то есть мы видим, что это запись устных форм, это не выдуманное. Это тоже одна из ошибок ученых долгое время была – сейчас это уже стало понимать – это не выдуманное теми, кто это написал или за одно поколение до них. Это давно функционирующие речения, которые были сохранены в тексты ради монументализации слова. Как бы там не было, Египет донес до нас этот огромный корпус текстов, который позволяет понять духовный мир древнего человека. Причем не только древнего человека того времени, когда эти тексты были записаны в гробницах, а древнего человека намного более раннего, догосударственного, дописьменного. Мы довольно легко увидим, и потом я буду не раз вам об этом говорить и вам указывать – какие-то тексты явно еще палеолитического времени до неолитической революции, какие-то тексты явно связаны с прозрениями неолитической революции, какие-то уже связанные с государством и царской властью. Египет в этом смысле уникален.


Пирамиды Гизы
Колоссы Мемнона
Египет монументализирует практически все. Это тоже удивительная реальность. Египет рано начинает строить из твердого камня, из базальта, из неразрушимых пород. Поэтому то, что построено было 3000 лет до РХ сохранилось до сего дня очень неплохо. В этом, кстати говоря, огромное отличие Египта от Месопотамии, где большая часть памятников, даже великие храмы, строились из сырцового кирпича, и до наших дней дошли только благодаря усилиям археологов, которые умеют отделять породу, нанесенную от необожжённого кирпича, который был более прочным – но это большая работа. А египетские памятники, те же Пирамиды, они всегда стояли и будили фантазию людей – и древних греков, и арабов, и европейцев – и будят кстати, до сего дня. И многие статуи египетские, колоссы Мемнона и многое другое. Так что Египет – это страна вечности. Неслучайно есть поговорка, греческая поговорка: «все боится времени, но время боится Пирамид». Как же возникла эта удивительная культура, эта удивительная цивилизация?

2. Начало египетской истории

Вообще, чтобы понять, как возник Египет, мы должны, к сожалению может быть – но это важно — от культуры на минуточку увлечься геологией. Дело в том, что отец истории Геродот говорит, что Египет — это дар Нила. Он имел в виду достаточно узкое понятие. Он имел в виду, что северный Египет, так называемая дельта – это земля, которую нанес Нил. Вначале дельты не было, а потом она постепенно образовалась от нильских наносов и предположение Геродота совершенно подтверждают современные геологи. Кстати говоря, само слово «дельта» возникло в Египте. Сейчас мы говорим дельта любой реки, но поверьте, «дельта» - это греческая буква «д». Как вы помните, русское «д» в этом смысле похоже, латинское немного более изыскано – это же треугольник с острым концом, обращенным вверх. Именно таким представлялось завершение Нила: Нил разделялся на несколько рукавов, из них два были большими и поэтому грекам Нижний Египет казался буквой «д». Отсюда они называли его словом, которым они называли свою букву алфавита: «дельта», так происходит слово «дельта».

Дельта Нила (снимок со спутника NASA)
Но на самом деле Геродот был более прав, чем он думал сам. Не только дельта Нила, но весь Нил – это великий дар людям. Никакой бы цивилизации, тем более развитой цивилизации в Северо-Восточной Африки на территории нынешнего Египта не было бы и в помине, если бы не было Нила. Нил – это уникальное явление, это река, которая пробила себе дорогу (примерно 3 миллиона лет назад, когда произошло поднятие пород) пробила себе дорогу в скальных порогах, поднявшихся к Средиземному морю. И в своем пробивании пород оно сделало себе 9 террас. То есть сначала Нил был очень широким, он тек в очень невысоких берегах, потом постепенно больше и больше вгрызался в эти скальные породы и опускался вниз. И сейчас долина Нила находится значительно ниже окружающей пустынной местности. Оба берега Нила ниже окружающих высоких скал, за которыми начинается практически необитаемая местность (за исключением отдельных оазисов). И вот благодаря этим террасам мы довольно ясно понимаем, как человек заселял нильскую долину. В эпоху палеолита Нил был не заселён, люди селились в саванне – тогда климат был мягче и вместо пустыни была саванна – люди охотились в саванне. Это Себильская культура – VIII тысячелетие до РХ, конец верхнего палеолита для Египта.

Карта Египта IV - II тыс. до РХ
3. Население

Кстати про этнический тип, это интересно. Дело в том, уже в верхнем палеолите и протонеолите – Хелуанская культура VII тысячелетия до РХ – определились три основных египетских, если угодно, расы. Египтяне никогда не принадлежали к одной расе, к одному народу. Националисты всех времен и народов должны огорчиться этим фактом. Величайшая культура была синтезом трех разных этнических групп. Южный Верхний Египет был заселен в основном негроидами, африканцами, чернокожими. Западный Египет, Фаюмский оазис и оазисы к западу от Фаюма – оазис Харга, оазис Амона – они были заселены народами Сахары, которых мы сейчас называем бедуинами. Нижний Египет, дельта, была заселена, в основном, европеоидным средиземноморским типом. Это были три расы, говорившие на одном языке и имевших единую культуру. Вот такой интересный момент. Никто из них не считал себя завоеванным другими – это был нормальный синтез. И мы знаем и по скульптуре, и по мумифицированным останкам, что и цари, и вельможи и простые люди принадлежали ко всем трем расам. Не раз в Египте правили так называемые африканские династии, пришедшие из Судана. Судан был довольно давно культурно египтепизирован – территория нынешнего северного Судана, на месте слияния Белого и Голубого Нила, государство Мироэ – близкое Египту, но абсолютно чернокожее. И не раз представители этого народа правили всем Египтом. Так что расовый момент здесь отсутствует, такая вот интересная вещь.

4. Появление государства

Перелом в Египетской культуре, в египетской жизни происходит около 3500 лет до РХ – именно тогда мы можем говорить о начале государственности в Египте. Ученые до сих пор спорят, это самостоятельная государственность или это государственность и письменность, привнесенные из Месопотамия. Есть две точки зрения — я склоняюсь к тому, что это все-таки самостоятельная культура, которая, конечно, имела немало связей с Месопотамией. Ее главные параметры, то что происходит примерно 3500 лет до РХ, следующие. Из большого количества поселений люди начинают переселяться в более крупные поселения, которые расположены ближе непосредственно к Нилу. Но настоящие города еще отсутствуют. Один из исследователей сказал, что в Египте крупнейшими городами были не города живых, а города мертвых. Огромные кладбища, колоссальные кладбища, находятся с додинастического периода около Абидоса, около Мемфиса, будущего Мемфиса, в Верхнем Египте, в тех местах, где потом появятся Фивы, где Накада.

То есть люди жили в разных местах, но хоронили своих умерших вместе, - и уже из более позднего письменного времени мы знаем, что эти места так или иначе связаны с явлениями священного. Они связаны с явлением Осириса, с созданием мира – обо всем этом мы будем говорить позже. То есть египетская цивилизация, как городская цивилизация, начинается с цивилизации умерших. Такой интересный факт. Второй момент – это появляется новая керамика и новая пластика. Примерно 3500—3300 до РХ в Египте начинает формироваться классический египетский стиль изображения.


Палетка Нармера
До этого египетские изображения в общем не особенно египетские, они скорее общие неолитические по стилю. Но классический египетский канон начинает формироваться во второй половине 4 тысячелетия до РХ. Появляется новая керамика, палетки особенно. Тоже такая непонятна вещь – об этом потом можно будет говорить особо и подробно – но никто не понимает, почему какие-то пластиночки с краской, якобы для глаз, кладут в могилы. Гадают что это статусные вещи – но явно, что умерший глаза себе красить не будет. Мы объясним причину этого. Это все появляется тоже около 3500 лет до РХ.

Третий момент – это письменность. И очень интересный четвертый момент – это печать. Печать появляется и Месопотамии и в Египте – это так называемые цилиндрические печати. Это маленькие цилиндрики – которые отличаются шириной от небольшого карандаша до большого пальца руки, длиной они где-то от 2.5 до 7.5 сантиметров. Это цилиндрики, внутри них дырочка, чтобы их можно было носить или на поясе, или на груди, а на цилиндре изображение. Они уникальные, все отличаются друг от друга. Это личная печать, ее прокатывают всегда, чтобы показать, что это факт твоей собственности, что угодно – эти запечатывается дом, когда уходит человек. Этим запечатывает корзины торговец, когда посылает их в другой город, чтобы убедиться, что корзины не вскрыты. Этим запечатываются сосуды с вином, с маслом и так далее. Это универсальный символ собственности. Мы ясно видим, что и Месопотамии и в Египте (кстати говоря и в Индии тоже, в Индской цивилизации) в это время, я не буду говорить "формируется чувство собственности" – формируется чувство анонимности собственности. В деревне все знали у кого есть что – и один на собственность другого, как правило, наверное, не покушался, никакие печати были не нужны и так все знали. Поскольку возникают уже городские поселения, людей становится намного больше, обмен увеличивается – факт заявления своей собственности перед yнезнакомыми людьми становится важным. То есть безусловно собственность как культурный факт я бы сказал, национального значения, появляется тогда 3500 лет до РХ. Вот такой вот интересный момент.

Печати Др Египта
5. Нулевая династия

Сейчас историки Египта говорят о том, что существовала еще "нулевая династия" - они ее сами придумали - которая в этот период поздней Накады (3300-3100 до РХ) объединяет. В нее входит по разным подсчетам примерно восемь царей. Имена их мы плохо читаем – иероглифы уже есть, но мы не всегда умеем их правильно читать, непонятно, как они соотносятся друг с другом. Но в момент 3100 лет до РХ происходит факт, который со времен Геродота является общеевропейским признанным фактом. Надо вам сказать, что списки царей в Египте очень раннее явление, они существуют уже при Нулевой династии, при Первой династии и продолжаются потом. Этих списков много - это Палермский камень знаменитый (это Пятая династия, середина 3 тысячелетия до РХ), в храме Сети Первого большие списки царей. Кстати они есть и в Месопотамии, и мы не всегда понимаем для чего эти списки. Но для Египта как раз здесь никаких сомнений быть не может, эти списки с одной целью.


Изображение в храме Сети Первого
Как раз в храме Сети Первого есть такое удивительное изображения – там идут имена царей и жертвы этим царям, начиная от этого первого царя 3100 до РХ (дат естественно нет, это уже наши даты) и перед ними стоит сам Сети и его сын, будущий фараон Египта Рамзес. И вот они читают эти надписи – конечно же это поминовение. Царь поминает предшествующих ему царей, начиная от первого царя. И в этом поминовении есть тоже очень такой важный момент.

Дело в том, как только появляются жертвенные надписи в гробницах частных лиц (а это очень рано происходит, это происходит чуть ли еще при Первой династии, то есть где-то на грани IV и III тысячелетия), то сразу же появляется формула — "приносит царь и Анубис" — жертвы такому-то умершему. То есть царь приносит жертвы всем умершим. И вот это еще, кстати говоря, одна из причин появления царской власти. Царь как-бы поминает всех умерших, но естественно он всех умерших египтян помянут не может – они все персонализируются в имени цари при котором они жили. Царь поминает царя, а тот царь, древний царь, он спасал всех своих подданных как часть своей плоти. И таким образом в нем поминаются все. Да в семьях поминают, конечно, своих умерших. Но очень важно, что это царское поминовение, эти списки царей, они являются такими поминальными списками, если угодно, синодиками.

Инкрустации на вазах: из Саккары (а) и Иеранкополиса (b)
изображения на печатях из Абидоса (слева) и Саккары (справа)
Пожалуй, самый ранний синодик – это Абидос, найденный в местечке Ум-Эль-Кааб. Там надписи восьми царей – от Нармера до царицы Нэрмейт, это "нулевая" и Первая династия. Интересно, что там среди изображений – это изображение я вам покажу - присутствует шакал. Это тот самый Анубис или Хэнти Аментио, как его называли египтяне, "предводитель, умерших". Как собака ведет человека по неизвестным местам, так и Анубис, собакоголовый бог или шакалоголовый бог (собака-то была выведана из шакала там), ведет умерших царей в инобытие, поэтому он среди них. Как вы видите, идея заупокойная очень сильна в Египте.

6. Создание единого государства

Итак, после так называемого протодинастического или, как сейчас называют, Нулевого династического периода – наступает 3100 год до РХ. Что же тогда произошло? В один голос египтяне говорят, что тогда произошло следующее. Царь, которого именуют Менос, Мина, иногда ему приписывают другие имена, иногда его называют его Царем Скорпионом (иногда говорят, что Царь Скорпионов это одно, а Менос это другое) – в любом случае, некий царь, которого чаще всего называют Меносом, он объединил Верхний и Нижний Египет, создал единое египетское государство и построил новую столицу в месте, где Верхний и Нижний Египет соединяются. Это местечко Мемфис. И там он создает храм Птаха – обо всем этом мы будем говорить подробно, объяснять почему это и как. Но это период создания единого Египта. После этого и до конца истории Египет себя мыслил, как единое государство. Если в Месопотамии почти никогда не было единого государства, и единое государство только было результатом завоевания короткого одной частью Месопотамии другой части, то в Египте наоборот, были периоды короткие распада страны (они всегда воспринимались как великая трагедия), а обычное нормальное состояние государства – это единая страна от, по крайней первых, а иногда и вторых нильских порогов – это легко увидеть на карте – до Средиземного моря, до дельты. Временами Египет раздвигал свои границы и доходил до Ефрата, объединял оазисы, временами он уходил из Передней Азии, но долина Нила – это всегда земля Египта. Так что Египет, действительно дар Нила, он постоянно связан с Нилом, и он един. Эта особенность (мы потом узнаем, что такой же единой была намного более обширная цивилизация Инда, цивилизация Западной Индии, она во много раз превосходила по площади Египет), но это особенность как раз двух типов – Месопотамия раздроблена, Египет целен.

Итак, около 3100 года до РХ создается единое древнеегипетское государство. Предполагаю, что оно еще во многом находится под месопотамским влиянием. Вообще интересно, что в этот период, это первые две династии – Ранее Царство 3100-2778 годы до РХ. Вот так точно, потому что есть целый ряд источников – кроме Палермского камня Пятой династии, есть еще и так называемый Туринский папирус 19-й династии, где подробно написаны все времена царей (хотя он сохранился не очень хорошо, но большинство имен читается неплохо). И если Палермский камень и надписи в храме Сети Первого в Абидосе, это безусловно, для поминовения, то Туринский папирус – скорее всего это как раз для памяти сделанная надпись, возможно для перенесения куда-то на стену, возможно для учебных целей – потому что она сделана на обороте обычного папируса, использованного для обычных хозяйственных нужд, там какие-то хозяйственные записи были, а на обратной стороне был сделан бесценный для ученых список царей. Туринский, потому что он хранится в знаменитом египетском музее Турина, одного из крупнейших египетских музеев мира.

Туринский папирус
Вот примерно с конца Второй династии, с 2778 года до РХ, в Египте совершается очень важный поворот. По крайней мере, мы его видим, возможно повороты были и другие, это то, что мы видим. До этого Египет постоянно ищет типы оптимальные формы захоронения своих умерших. Мы буквально видим в поиске форм захоронения умерших. Хоронят разнообразнейшим образом, об этом я буду потом рассказывать. Но единственная особенность, в том, что это отдельная гробница, которая часто воспроизводит жилой дом – вплоть до таких курьезных вещей, что там присутствует отхожее место и место для омовений, ванна – понятно, что для умершего это вряд самые важные вещи. Сам умерший всегда лежит в спальне, на ложе, это подземный дом – их называют археологи на арабский манер «мастаба». Внешне это выглядит, конечно, не как скамейка, а как огромная – несколько метров или даже десятков метров – глиняная скамья. А вот с Третьей династии, с того, что сейчас египтологи называют Древним царством, начинается строительство пирамид.

7. Древнее Царство и Пирамиды

Вообще я сказал «называют египтологи», и отчасти, конечно, египтологи, но на три царства – Древнее, Среднее и Новое – Египет разделили задолго до египтологов. Дело в том, что в эллинистическом Египте древнеегипетские жрецы стараются передать свое знание грекам и пишут историю Египта уже для греков. Они не дошли до нас, они дошли только во фрагментах. И вот этой истории Египта для греков приводятся 30 династий, которые разделены на три Царство – Древнее, Среднее и Новое – с переходными периодами между ними. Сейчас ученые выделили Раннее царство, оно отличается от классического Древнего. С Древнего царства начинается эпоха строительства пирамид. Откуда появляются пирамиды – это особый разговор, но один момент я все же сейчас отмечу. Дело в то, что примерно в это время до Египта достигает эллинистическая традиция западного Средиземноморья и на государственной почве Египта – а Египет уже государство 500 или 800 лет – на государственной почве Египта мегалитические памятники приобретают особый масштаб.


То есть мы моем предположить, что мегалиты, эти огромные каменные постройки дали идею увековечивания, которая была и там – но дали ей масштаб, несравнимый с нем, который был в негосударственных обществах Западной Европы. А смысл тот же самый – вложить как можно больше сил, чтобы победить смерть и разрушение, чтобы показать, что ты жертвуешь собой ради Бога. Вот для этого строились пирамиды. Первые пирамиды были Пирамида Джосера была ступенчатая, потом пирамиды стали правильной классической четырехгранной формы. Пирамиды строились не так долго, примерно сто лет – но это были мощнейшие сооружение. Скажем Великая Пирамида Хеопса занимает площадь 13 акров и имеет высоту 140 метров. То есть это гигантский труд – это же все построено из камня, не из кирпича-сырца, да еще и великолепно построено, так что туда лезвие ножа не просунешь между камнями до сих пор, а когда-то они были еще и облицованы. Это великий памятник, оставшийся до сего дня. Именно тогда в эпоху Древнего Царства, в Эпоху Пирамид – это 3-6 Династии, 2778-2263 годы до РХ – именно тогда появляются царские письменные тексты и письменные тексты простых лиц – Тексты Саркофагов, тех, кто может себе позволить саркофаги из кедра.

План внутренних помещений пирамиды Хеопса. Вид с востока.

1— проломной вход (север), 2 — первоначальный вход,
3— понижающийся коридор, 4 — подземная камера, или яма,
5 — коридор за подземной камерой, 6 — поднимающийся коридор,
7 — камера жены фараона, 8 — коридор в камеру жены фараона, 9 — Большая Галерея,
10 — коридор и предкамера камеры фараона, 11— камера фараона
12 — шахта-колодец
Не забудем, что проблема Египта в то, что там нет древесины, растут только ивы по берегам Египта, больше ничего там нет. Папируса сколько угодно, тростника сколько угодно, а дерева очень мало. И кедр привозят из Ливана, из нынешнего Ливана, с ливанских гор – понятно, что это, ка мы сейчас сказали, импортный товар, он очень дорог, не каждый может его себе позволить. Но в первую очередь, идет, простите, на гробы. То, что мы называем словом «саркофаг» - «поедатель плоти» по-гречески, сами египтяне называли словом «кэрэт» – «ковчег». И это название сохранено и в Ветхом Завете – помните, Иосифа забальзамировали и положили в ковчег. Ковчег – это корабль и образ корабля очень важен в Египте. Корабли и настоящие находятся в гробницах лодки, корабли, и модели из камня. Корабль – очень важный образ, образ переплывания, пересекания, выхода из этого мира в мир вечности. И вот в это же время начинаются записывать эти тексты. Тексты Пирамид, первые, как мы знаем и скорее всего это правильно, написаны у последнего царя Пятой династии Уноса и потом у царей и цариц Шестой династии. Первые Тексты саркофагов тоже принадлежат к Шестой династии. Но заупокойные формулы в гробницах частных лиц писали и раньше, не только формулы, но и биографии – очень важным элементом гробничных надписей является биографии (это не для того, чтобы прославить себя, это для того, чтобы оправдаться на Божественном суде).

Саркофаг эпохи Среднего Царства (XII Династия), хранящийся сейчас в Лувре
Древнее Царство кончается катастрофой. Эту катастрофу мы неплохо знаем, потому что у нас сохранился ряд текстов, описывающих эту катастрофу, написанных по горячим следам. А один текст якобы даже предсказание катастрофы, это так называемое Пророчество Неферти – но ученые все-таки предполагают, что это пророчества задним числом, хотя кто знает. Но наиболее полный текст, синхронный или чуть более поздний этой катастрофе – это знаменитые речения Ипувера, они даже есть в русском переводе. Это удивительные памятники, которые говорят, что произошла в Египте мощнейшая социальная революция. Революция, направленная в первую очередь, против царей. Именно ненависть к царю, уничтожение царских остатков – вытаскивают останки царей из гробниц, древних царей и сжигают. Что же это? Мы привыкли, что в Древнем Египте в царе спасаются все граждане, а тут такая вещь. Конечно, мы можем только гадать. Но тот же Пуэр пишет, что жизнь повернулась подобно гончарному кругу. Тот, кто занимал высшее положение, стал занимать низшее положение. Тот, кто занимал низшее положение – какие-нибудь прачки или публичные женщины – находятся во главе государств, являются женами бывших таких же простых крестьян и чуть ли не бандитов, которые стали правителями. Что же происходит? Происходит видимо, всеобщий взрыв негодования из-за того, что царь не является тем, чем он должен быть. Это не социальный протест, не желание стать побогаче – это в первую очередь, сакральный процесс. Царь же священное лицо, он должен спасать, для этого он должен быть совершенным – а царь не совершенен. Его именуют в Египте богом – а он по факту совсем не Бог. Он и ведет себя не как Бог, он живет для себя. И вообще запись этого царского ритуала, которая начинается с Уноса, она видимо тоже не случайно. Цари постепенно понимают, что не вечно будут произносить эти священные формулы жрецы, что может произойти полное обрушение государства – поэтому-то в гробницах появляются надписи, чтобы уже безо всяких жрецов это звучало уже, когда никаких жрецов не останется.

Речение Ипувера (фрагмент Лейденского папируса)
Фрагмент "Пророчества Неферти" времен Среднего Царства
8. Первый Переходный период и Среднее Царство

Письменность становится священным для нас подарком в момент глубокого кризиса. Но Египет – и это может быть для нас тоже утешением – он преодолевает этот кризис. Постепенно восстанавливается, медленно восстанавливается страна. Первый Переходный Период это 2263 – 2100 годы до РХ, это 7-11 династии. Сначала возникают в нескольких местах Египта отдельные государства, стабильные государства, а других местах еще продолжается полный разброд и анархия, потом эти государства постепенно сливаются и примерно к 2100 году до РХ страна восстанавливается. Интересно, что она восстанавливается со старой идеологией, с идеологией священного царя. Но простые люди – конечно, только те, кто может себе это позволить, об остальных мы просто не знаем – начинают сами заботиться о своем спасении. Они признают, что царь спасает, но лучше, чтобы спасет Бог, но лучше, чтобы спасет Осирис. Каждый объявляется в вечности царем. Я не думаю, что это абсолютно новое явление, я думаю, что это отчасти восстановление забытого. Так было в догосударственный период, потом люди вздохнули спокойно – можно не заботиться, царь обо всех позаботиться – но ясно, что царь заботиться о себе, человек несовершенен. И тогда люди понимают, что нужно заботиться о себе все равно, и вот в Египте как раз происходит удивительное соединение этих двух моментов. Сохранение царской идеологии при выходе из Переходного периода, периода смуты – и при этом персонализация, я бы сказал эгалитаризация религиозного спасения. Ученые во всем мире часто используют совершенно неправильный термин «демократизация», но понятно, что ни о каком народном управлении при религиозном спасения речи быть не может, это просто неправильный термин.


С 2100 года до РХ начинается то, что называется Среднее Царство. Среднее Царство Египта продолжается 11-12 Династии — опять единая цельная страна (2100-1785 годы до РХ). Это период максимального расцвета египетской культуры, это золотой период египетской культуры. Появляется египетская литература. Все памятники литературы Древнего царства сомнительны – возможно, это стилизации как раз Среднего царства, написанные языком Древнего Царства, возможно, какие сказки и были. Но в Среднем царстве это уже огромное великолепная палитра художественной литературы, прекрасной поэзии египетской, великолепной живописи и храмового строительства. Египет в это время завоевывает не только страны Нубии, но кажется, впервые доходит до Евфрата, и завоевывает большие области Переднего Востока.

Общий вид папируса Весткар (конец Среднего Царства)
Фрагмент "Сказания о Синухе" (зарисовка Георга Мюллера с Берлинского папируса)
Слепой арфист. Роспись из гробницы XVIII династии
Но все хорошее продолжается недолго – и новая социальная революция, усугубленная вторжением семитских племен, происходит в Египте. Это Второй переходный период, 13-17 династии 1785-1580 годы до РХ. Вторгаются и люди Запада, и люди Востока, ("народы моря"), многие считают, что там свою роль сыграли и евреи. Это время на которое падает и гипотетическое пребывание евреев в Египте Кстати говоря, у нас есть памятники, говорящие о том, что евреи вышли из Египта, прежде всего это Стела Израиля – но раз они вышли, но понятно они когда-то туда и вошли. Но вошло евреев немного, и никто не написал, а когда вышли – это уже был политический факт. И вот Второй переходный период, тоже потрясения, распада страны, упадка культуры – но не полного. Очень интересные сохраняются локальные памятники и писания.

9. Новое Царство

А после этого возникает Новое царство – пожалуй, самое славное, самое великое царство Египта в политическом смысле. 1580-1085 годы до РХ, это время правления 18-20 династий. Как раз Рамзес Великий, Рамзес Второй и Сети Первый — это Новое царство. В Новом царстве мы имеем весь комплекс литературы, мы имеем весь комплекс текстов. Опять же, он новый и не очень новый – это Книга Мертвых, Книга Пещер, Книга Врат, Книга Коровы. К Новому царству относится так называемая революция Эхнатона. О ней мы возможно скажем специально говоря о представлениях о божестве. Но замечу несколькими словами Эхнатона, или Аменхатепа Четвертого, она не в малой степени не связана с борьбой политеизма и монотеизма, это надо запомнить. Она связана с новым, необычным явлением, которое впервые появляется в истории, но которому многие из нас теперь являются чуть ли не современниками – это обожествление человека в его эмпирическом значении. Эхнатон провозгласил себя Богом. Каждый египетский царь был бы как бы Бог – он имел божественное естество, но при это божественное естество было не он. И когда он совершал какие-то недостойные действия, он был обычный человек и был за них судим. После Первого Переходного периода это стали ясно различать и ясно понимать, иначе катастрофы бы следовали одна за другой. Одно дело царь как ритуальный бог, другое дело царь как обычный человек.

Конечно, нужно быть всегда ритуальным богом, тогда ты спасешься. Но если совершаешь что-то – это твой грех, ты за него должен каяться и тогда ты, может быть, исправишься. Эхнатон изменил модель – он сказал, что он Бог всегда.Это привело к изменению к искусстве – египтяне всегда создавали великолепные портреты – это ты, это ты, но это ты совершенный. Но художники Эхнатона начинают изображать его таким, каким он был на самом деле – он довольно уродливый, у него были какие-то обводнения мозга, уродливый череп. Конечно, красавица Нефертити, но сам он и их дети – не очень красивы и они изображаются такими, какими они есть. Такой прорыв человекобожия – это не богочеловеческое, это человекобожие.


Аменхатеп IV (Эхнатон)
Красавица Нефертити, его супруга
Неслучайно потом его память начисто изгладили. Для историков это великое благо – он же создал новую столицу, Яхт-Атон (Заря Атона). Вообще Атон – это диск солнца. То есть настоящее солнце – это царь, а на небе – только его икона. Яхт-Атон – это Восход Атона, это особая столица. После его смерти все это быстро закончилось, вернулись к обычной религиозной системы, и эту столицу забросили. Для археологов это Мекка. Во-первых, сохранился архив, в том числе дипломатический архив, мы имеем массу переписку с массой династов Переднего Востока из этого архива. Во-вторых, мы имеем великолепные художественные мастерские, где многие произведения были недоделаны и брошены. Несколько гробниц и многое другое. Потом все вернулось и Эхнатома забыли – его стали называть не иначе как Враг из Ахэт-Атона, из Яхт-Атона. Его имя вымарывалось из надписей.

10. Позднее Царство и падение Египта

После Нового царства происходит Третий Переходный период. Это 21 династия: 1085 – 950 годы до Рождества Христова, после чего начинается Поздний Египет. Поздний Египет – это интересный период, 22-26 династии, 950-525 годы до РХ. Это время, как и в любой старой стране – ведь подумайте, прошло уже 3000 лет, это все равно что Россия существовала как некое культурное преемство с эпохи до создания Рима до сего дня. Как единое культурное преемство, где поминают все царей, где все единой. Мы в некотором роде колеблемся от кого мы – мы с Владимира Святого или с Даниила Московского – какие-то 500 лет, ну в лучшем случае 1000 лет. А здесь 3000 лет. И понятно, что стареющая цивилизация она все подверстывает под себя, она знает все. Есть гробница Позднего Египта, где один к одному воспроизводится Тексты Пирамид, воспроизводится один к одному – но это уже чистая археология. Великолепная работа по камню – это совершенная, но как бы засыпающая цивилизация.

В 525 году до РХ Египет впервые – практически впервые – он завоевывается персидскими царями. 27 династия – это персидская династия, с 525 по 404 годы до РХ – Египет под властью Персии. Египет ненавидит персов. Хотя персы, казалось бы монотеисты, но он их ненавидит – они враги его религии, враги его культуры, они не настоящие цари.


В 404 году до РХ национальная освободительная революция Египет освобождается от персов и две последние династии – Мендесская и Сибинитская династии – 28-30 династии – это последние династии независимого Египта. В это время как раз Геродот посещает Египет, описывает Египет как свободную страну, но уже пережившую персидское завоевание. Это то расцвет, рефлексия, воспоминание. В 341 году до РХ Персия восстанавливает власть над Египтом, но всего-навсего на 10 лет. Псамметих III у Пелусийского устье Нила проигрывает персам. Персия восстанавливает власть над Египтом на 10 лет и в 332 году Александр Македонский освобождает Египет. Именно освобождает, его встречают как освободителя. Александр принимает всю египетскую культуру, всю египетскую традицию, венчается египетской короной, едет к оракулу в оазис Амона. И с этого времени Египет уже никогда не является независимым государством, в смысле египетским государством. В нем после самого Александра Македонского воцаряется одного из генералов Александра – Птолемея Лага, династия Лагидов – и она правит Египтом с 305 до 31 года до РХ

Птолемей I Сотер
Клеопатра XII, последняя царица династии Птолемеев
Александрийский маяк в Фаросе III века до РХ, одно из 7 чудес античных чудес света
Египет после Рождества Христова
В 31 году до РХ Египет включается Юлием Цезарем, а потом Октавианом Августом в состав Римского государства. И в составе Римского государства, а потом Византийского государства – а византийцы считали себя римлянами – Египет остается до 642 года. Египет христианизируется, это первая страна, как пишет Евсевий Кесарийский, которая стала полностью христианской. Не правитель крестился – такое было и раньше – а сам народ принял христианство. Причем христианство приняла, говоря греческим языком «хора» - провинция, а крупные эллинизированные города – Александрия, Птолемаида - оставались языческими намного дольше. Египетский народ, народ глубочайшей традиции религиозной и культурной – он видел во Христе своего спасителя. И эти удивительные слова пророчества Исайи «Из Египта воззвал я сына моего» - оправдавшиеся и в истории Спасителя – эти слова они реально показывают, что Египет стал христианским. Египет стал христианским не переставая быть египетским – язык богослужения – это древнеегипетский язык, но просто вместо иероглифов он постепенно переход на грецизированный но собственный алфавит. Название этого христианского Египта – коптский, но на самом деле это тавтология, потому что коптский язык – это и есть египетский. «Айгуптос» –означает коптский, переделанное, арабизированое слово «коптский». Сейчас порядка 10% населения Египта составляют христиане-копты.


Фаюмские портреты I-II вв.
В 642 году РХ Египет завоевывает Арабским халифатом, халифом Омаром - и опять же это завоевание встречается с восторгом. Греков настолько не любят, что предпочли конфессиально с ними разделиться. У греков диофизитство, у египтян монофизитство — эти христианские отличия не столь уж и велики, но важно, что это разные церкви, разные юрисдикции. Египтяне не хотели быть в одной юрисдикции с константинопольским императорами. Тогда религия была идеологией в некотором смысле. Поэтому арабов воспринимали освободителей. И действительно многие арабские правители не были жестокими деспотами – если бы были, то не было бы 10% коптов в современном Египте. В 1517 году Египет включен в состав государства Османов и наконец только в 1870-е годы он становится независимым государством под английским протекторатом. В это время очень усиливается рефлексия коптского национализма, и даже под идей национализма, не только коптского, но общеарабского, но секулярного, немусульманского и нехристианского – правит Насер. Тогда создает культура музеев, сначала с помощью англичан, потом непосредственно сами – египтяне создают эту огромную память о себе. Я прекрасно помню, как однажды, когда я был на философском семинаре в Париже, сессию на которой присутствовали я и моя жена, вела очень красивая женщина. Мы знали, что она египтянка, жена одного французского философа, и сама очень умная достойная женщина. И когда в кулуарах я с ней беседовал и сказал, что моя жена – египтолог, «О, тогда я предмет ваших исследований!» сказала эта милая дама. То есть память о том, что египтяне – наследники пятитысячелетней государственности и культуры – до сих пор живет в этом удивительном народе и во многом определяет способность его воспринимать религию, религиозные ценности, религиозные идеи максимально глубоким образом.

Какие же это идеи – об этом мы поговорим на следующей лекции.