Хемсут созданы уже в мире творения, и представляют собой не идею, а уже потенции земного бытия. При соединении ка и хемсут возникает жизнь – так появляется человек. Вот клетки матери и отца соединились, и появился человек. Этот человек потенциально имеет свободную волю. Когда он рождается, он уже этой волей начинает пользоваться с первого своего крика. И именно так возник мир. И такой порядок вещей был дан для всех: для тех, кто делает угодное Богу, и для тех, кто делает ненавидимое.
Это очевидно перекликается и с христианским представлением, и с ветхозаветным. Солнце над нашими головами светит для всех, праведных и неправедных, и дождь идет для всех. И вот ка и хемсут тоже для всех, они есть у каждого. И ка всегда праведно, и хемсут тоже всегда благая потенция. Но жизнь дается мирному, а смерть преступнику. Жизнь не временная, а жизнь вечная – временная, как раз, дается всем. Но «мирный» – кто это? А такой, кто живет в мире с Богом, кто исполняет его волю, который продолжает быть Словом Божьим, то есть являет собой неизменяемую волю Божью. А «преступник» – тот, кто является исказителем Слова, кто переписывает «Хаджи-Мурата» от себя – вот ему полагается смерть. Он не может вернуться в мир абсолютного божественного бытия, потому что сам отклонился от него, сам исказил себя, сам перестал быть Словом Божьим. Да, на земле, как мы узнаем потом, можно исправиться. Египтяне знали покаяние именно в русском смысле этого слова: «скажи свой грех перед людьми – и он изгладится». Но, в принципе, если ты упорствуешь во грехе, коснеешь в нём, то ты уже не можешь вернуться в Божественный мир.
«Ка» – это одновременно и пища, и все, что связано с зачатием и рождением. Например, «ка» в женском роде (кат) – это женские половые органы. Ка – это бык, «бека» – беременность. С другой стороны, пахать – это «ска», пища – это «ка». Наш ученый, Андрей Олегович Большаков, целую книгу посвятил категории Ка. Можно сказать, что Ка – категория многоплановая и многомерная – в данном конкретном тексте, это именно идея творимого.
Дальше мы находим простое объяснение этой высокой мысли. «Ведь любая работа, любое ремесло так делается, занятие рук, хождение ног, движение всех членов - по велению, замысленному сердцем и произнесенному языком, создается любая вещь». Иными словами, в этом возвышенном трактате говорится, что Бог создал мир так же, как вы все живете. «Поэтому и говорится о Птахе: он есть тот, кто сотворил все и создал богов. Он, без сомнения, Та-тенен («поднимающая земля»), ибо Он породил богов и явился творцом всего сущего, всякой пищи, всего потребного для жизни, всех священных приношений, всякой вещи доброй. (Доброй, не злой – то есть все доброе исходит от Него.) Поэтому сознано и понятно, что он могущественнее богов. И упокоился Птах, после того как сотворил все и произнес все божественные глаголы». Итак, Птах все создал, все сделал и упокоился. Опять же, когда мы читаем Книгу Бытия, в начале мы читаем практически те же самые слова о седьмом дне:
«Так совершено небо и земля и все воинство их.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он соделал,
и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал,
и благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил Он от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». [Быт.2, 1-3]
И мы не совсем понимаем иногда, в чем смысл этого опочивания в седьмой день. Семь – это полнота. Мир сотворен в шесть дней и оставлен сам себе. Он оставлен на свою волю, потому что теперь каждый должен явить свою природу, ненавидимую или мирную. И каждый свободно ее явит. Бог не мешает человеку проявлять свою природу, но Он помогает ему, Он учит его, Он вразумляет его, в том числе и через Памятник Мемфисского богословия. Но при этом Он не принуждает его. Человек -свободен. На палетке XIX династии говорится, что Птах – это тот, «кто создал (ири), все существующее, кто сделал (кема) все что есть».