НОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
Модуль 1. Древний Египет
лекция 13
Гор – Спаситель Своего Отца


аудиозапись лекции
содержание
1. Суд Геба

2. Восстановление Осириса как восстановление Земли

3. Гор сущий в Осирисе

4. Спасение через жертву

5. Поединок Гора и Сета


стенограмма лекции
1. Суд Геба

В сцене божественного суда, который отдает и небесный, и земной миры Гору, председательствует Геб. Как мы знаем из Мемфисского памятника, именно Геб выносит решение о том, что и Верхний, и Нижний мир отдаются Гору. Это не совсем понятно, почему судит не Атум-Ра, а Геб. Однако древние на этом настаивают решительно. Только значительно позднее, в конце Нового Царства, Геба будут заменять на Амона-Ра - в папирусе Булак 17, содержащем гимн XVIII династии, уже говорится, что Амон-Ра – это тот, кто судил двух в широкопространной палате, что именно Амон-Ра является Предводителем Великой Девятерицы. А до этого суд вершит Геб. Почему же так важно было для древнего египтянина, что суд осуществляет именно Геб?
Геб-Земля и Нут-Небо
Дело в том, что Геб – это земля, это нижний мир. Это не почва, нижний мир – это человек. Осирис в этом смысле, хотя и божественный, но тоже человек – он дитя Геба и Нут, Неба и Земли. В некотором смысле, как каждый человек, потому что каждый человек имеет в себе и божественную природу, и земную природу, и природу сотворенного мира, и божественное Первоначало, которое в замысле о человеке, которое в таинственной его Сути – Ка. И поэтому очень важно, что именно Геб выносит это решение.
В этом смысле каждый может надеяться также на уподобление Осирису, и так потом каждого и будут называть – Осирис - «Осирис имярек такой-то», поскольку его восстанавливает Гор по приговору Геба, по приговору той стихии мира, из которой человек и происходит. Когда это забылось, тогда, естественно, на место Геба становится Творец Неба и Земли и Прародитель самого Геба - Амон-Ра. В 477-ом речении Текстов пирамид восстановление Осириса Гебом выражено в удивительных словах: «Трепещет небо, трясется земля, Гор приходит, Тхот является». Мы понимаем, что речь идет о величайшем событии – восстановлении Осириса.
Аменхотеп II и Осирис
«Поднимают они Осириса, лежащего на боку (вы помните, что Осирис был повержен в Недите на бок), и ставят его перед Двумя Девятерицами». Вот суд. «Запомни, Сет, и положи на сердце себе то слово, которое изрек Геб, ту угрозу, которой грозили боги тебе в доме Владыки в Иуну». (Как видите, суд происходит в доме Атума-Ра в Иуну, то есть в храме). «За то, что поверг ты на землю Осириса! Ибо ты глаголал, о Сет: "Никогда ничего подобного я не делал против Него", - дабы сохранить власть, когда власть твоя была отдана Гору».
Осирис, поверженный Сетом
Обратим внимание на то, что Сет обвиняется не только в убийстве Осириса, но, не в меньшей степени, обвиняется во лжи, потому что он сказал, что «никогда ничего подобного я не делал против него», то есть против Осириса. Значит, он лжец. И мы, конечно, вспоминаем определение сатаны из слов самого Иисуса Христа: «он лжец и отец лжи» [Ин.8,44]. То есть, для египтянина (как и для Евангелия) ложь была не менее тяжким преступлением, чем убийство. Продолжаем речение: «Ты глаголал, о Сет: «это он напал на меня!» - и так произошло имя Гора «нападающая земля» (Ику-та). Глаголал ты, о, Сет: - «это он ударил меня [ногой]!» - и так произошло имя его – Орион (Сах), длинноногий, широко шагающий владыка верхней страны». Так что эпитеты Гора происходят не из реальных действий, а из того, чем Сет пытался ввести в заблуждение Девятерицу. И эти эпитеты подаются как славные эпитеты Гора, а Сет остается со своей ложью.
И дальше: «Восстань, о Осирис, ибо восстал Сет, услышав угрозу богов, говоривших об Отце Бога (об Осирисе, отце Гора). Дай руку Твою Исиде, о, Осирис! Дай руку Твою Нефтиде, шествуй между ними. Небо дается Тебе, земля дается Тебе, поле тростников (запредельный мир, поля Иалу) дается Тебе, владение Гора и владение Сета даются Тебе, города даются Тебе, и области соединяются для Тебя Атумом. Тот, кто глаголет об этом, есть Геб» (Pyr 956-961). То есть Геб провозглашает восстановление Осириса. И в этом смысле он одновременно и судья, и тот, кто восстанавливает свое разрушенное естество.
Сет и Гор
2. Восстановление Осириса как восстановление Земли

Мы удивляемся тому, почему естество Бога, естество Геба разрушено? Это потому, что среди детей Геба и Нут, Неба и Земли, есть Сет, и он разрушил другого, перворожденного – Осириса. Теперь восстанавливается эта полнота, соответственно, восстанавливается и полнота самого Геба и каждого человека, поскольку он – единство Неба и Земли. Восстановление божественной Земли, божественной материи происходит во время суда тем, кто сам и есть эта божественная материя. Очень существенно то, что в воссоединении Неба и Земли происходит восстановление умершего. В Текстах пирамид об этом говорится с полной ясностью (Pyr. 968-970): «Грядет к тебе, о владыка неба, Пепи, грядет к тебе, о Осирис, Пепи! Отирает Пепи сей лицо твое (Осириса. То есть Пепи здесь предстает в виде Гора). Облачает тебя Пепи сей в одеяния Божии, ибо чист Пепи сей для тебя (как Гор был чист для Осириса). Это сын Твой Гор, которого родил Ты. Не поставил Он Пепи сего во главе мертвых, Он поставил его посреди богов, сделав богом. Их (то есть богов) вода – вода Пепи сего, их хлеб – хлеб Пепи сего, их чистота – чистота Пепи сего. Что соделал Гор для Осириса, то соделал он (Гор) для Пепи».
Осирис, Исида и Нефтида
В гробнице Неферкара находится другой вариант этого текста: «Он поставил Неферкара во главе всех воскресших своих божественных (аху-эф нечеру)». То есть это люди, ставшие богами. Оживление Осириса Гором – это одновременно и восстановление каждого умершего.
Осирис, Исида и Нефтида
Поэтому, кстати говоря, неверны мысли замечательного исследователя роли Гора в египетской религии Гвина Гриффитса, когда он говорит, что поединок Гора и Сета имел самостоятельное значение и не был связан с осирическим преданием. Это неправильно. С самого начала ясно, что противоборство Гора и Сета, суд между Гором и Сетом и восстановление Осириса – необходимые элементы одного целого. И главный элемент тут – Око Гора.
3. Гор сущий в Осирисе

Как мы помним, Око Гора было вырвано Сетом, и в результате суда оно было возвращено Гору. Причем Око Гора – это Уджат, явление Гора - сердца Птаха. В некоторых речениях Текстов пирамид оно проявляет даже самостоятельность (Pyr 594): когда было произнесено решение суда богов, тогда Око Уджат выпрыгнуло из рук Сета и упало на берег извилистой реки, дабы защитить себя от Сета. И там его находит Тхот и возвращает Гору. В других вариантах Тхот непосредственно это Око передает Гору. Есть еще мнение, что Око – это то же самое, что семя Гора, которое вышло из головы Сета неким золотым диском или золотым сиянием. Это одна и та же сущность – сущность творящей силы.
Уджат
Око дается Осирису, и после этого Осирис оживает. Осирис изображается как Око на престоле – это то самое Око, которое дает Гор. Значит, Осирис – не что иное, как образ разрушенной смертью и восстановленной жизни. В этом его единственная суть. Это возведенная вновь на престол жизнь – жизнь разрушенная и восстановленная. Поэтому для египтян важнейшая формула – это «Гор, сущий в Осирисе» (Гор-ими-Усир).
Гор, сущий в Осирисе, воскрешает Осириса. Характерно, что Осирис воскрешается Гором. Если Иисус воскрес сам, то Осирис воскрешается своим сыном Гором. И страдательный залог всегда подчеркивается. Жертвоприношения совершаются в пригробничном заупокойном храме, где находится изображение умершего и имя умершего. Когда египетский священник подходит к изображению умершего, он говорит: «О, Осирис имярек! Я пришел в поисках тебя! Я – Гор. Тебя ради касаюсь я уст твоих. Я, возлюбленный сын, для тебя отверзаю я уста твои». И далее символически открыв уста статуи, священник приносит любую жертву (рис.13-14 – отверзание уст).
Гор отверзает уста Осириса
Любая жертва – это Око Гора, это прямо подчеркивается в жертвенном ритуале Текстов пирамид: «Что бы вы ни приносили, вы приносите Око Гора». Тексты пирамид говорят о большом списке жертвенных сущностей. Это может быть и пиво, и мясо, и ткани, и благовония, но все это – Око Гора, которым оживляется Осирис. Гор – возлюбленный сын Осириса (са мери-эф). И он оживляет своего отца.
Священнослужитель в шкуре леопарда отверзает уста Царю Тутанхамону
То есть, если мы на минутку представим себе аналогию, то аналогия заключается в том, что так же, как переживший смерть и воскресение Иисус дает Себя людям в таинстве, и через это люди обретают единую с Ним природу неповрежденного божественного существа, и становятся частями Тела Его, так же точно Гор, переживший поединок и увечья, отдает Себя Осирису, и в Его лице любому умершему, и через это любой умерший, как и Осирис, обретает снова жизнь. В Текстах пирамид сохранилось очень древнее жреческое призывание.
Я уже много раз говорил, что Тексты пирамид – это многослойный текст. И в этом призывании говорится: «Ты (Тети) идешь ко мне. Ты идешь ко мне, воистину ты идешь ко мне! Должен ты придти ко мне, как к Гору, который спасает (недж) Отца Своего Осириса. Встань! Воздвигни себя подобно Осирису!» (Pyr 573-574). А в другом месте уже, если угодно, не как жреческая формула, а как некая констатация, говорится: «Воистину, Гор спас Отца Своего Осириса, спас сын Отца Своего. Гор спас Меренра сего! Жив Осирис! Жив воскресший! Который [повергнут был] в Недите! Жив он! Жив Меренра сей!» (Pyr 898-899).
Жертвенные дары, предлагаемые умершему как Око Гора

4. Спасение через жертву

Египтяне не уставали подчеркивать, что Гор пошел на бой, на суд и на жертву ради Отца. Он жертвует собой, чтобы вернуть жизнь Тому, Кто поглощен смертью. Если мы согласимся, что животворящее Око и Божье семя, которое вышло из темени Сета, это одно и то же, то получается так, что Гор, сын, своим семенем, своей жертвой, животворящей силой воссоздает, восставляет, дает жизнь Тому, Кто дал жизнь ему! Круг замыкается! Семя жизни оживляет Того, Кто дал это семя жизни. Такой вот удивительный образ. И поэтому Осириса именуют – «ублаженная суть» – Ка Хотеп. Ка – это суть, идея и бога, и человека, идея любого существа. Она ублаженная (хотеп), довольная – ибо стала вновь тождественной себе. Суть была разрушена Сетом, и Око, которое дается Осирису – это символ жертвы. Так происходит ублажение сути, то есть ее восстановление до ее прежнего божественного состояния. Не только сути Осириса, но каждого, потому что Осирисами, как я уже говорил, являются все люди. «О, Осирис Тети! Гор спас Тебя! Cовершил для Тебя Он дело ради сути его, которое в Тебе, дабы мог быть Ты (Осирис) доволен, ибо имя твое – «ублаженная суть»» (Pyr. 582c-d). То есть суть Гора – в Осирисе. И так любая жертва приносится как жертва Гора Осирису.
Ублажение, приносимое царем – хотеп-ди-несу. Так называется любая жертва в мире умерших, любое приношение умершим то есть царь, он же Гор, приносит жертву за всех умерших. И здесь мы обретаем образ - Око жизни становится тем орудием, которое уничтожает смерть. В папирусе Булак 17 говорится: «Око его повергает мятежников, посылает копье в поглотившего Нун (то есть в Сета, поглотившего Бездну Инобытия – ведь убийство Осириса и каждого человека, это – уничтожение Бездны вечного бытия), заставляет врага исторгнуть поглощенное им, ликует сердце владычицы жизни (то есть Исиды), ибо повержен враг господина ее (то есть Осириса)».
5. Жизнь, восстановленная жизнью

Вот, собственно говоря, таково восстановление умершего Осириса. Но теперь мы должны себе представить, что это ведь Око, которым и был сотворен мир. Это - энергия творения бытия, и потому она одна может восстановить бытие, сделать его вновь целостным и неподвластным разрушению. Гор – Создатель мира, и потому его Держатель. И, как Создатель и Держатель мира, Он и его восстановитель. В Книге врат, пусть и достаточно позднем египетском тексте, очень точно именуется весь мир: «Дворец Ока Моего», – говорит Гор. То есть весь этот мир – это вместилище жизни. Убийство Осириса означает, что жизнь изгнана, а в оживлении Осириса происходит возвращение жизни.
Посмотрим речение 587 Текстов пирамид – это ритмизированный гимн, и его ритмика чувствуется даже в переводе. В нем говорится, как через это оживление восстанавливается мир, и каково условие этого оживления мира. Здесь не говорится уже впрямую о борьбе (хотя, конечно, она имеется в виду) Гора и Сета, здесь говорится о той опасности, которая может быть. И о ней мы сейчас поговорим подробно – египтяне ее понимали очень хорошо.
«Слава тебе, Атум, слава тебе, Хепри, - Самосоздавшийся! Да будешь высок Ты, ибо имя Твое – высота. Да придешь Ты в бытие, ибо имя Твое – Возникающий! Слава Тебе, Око Гора, которое восставил Он (Гор) всецело обеими руками Своими». То есть Атум, Хепри, Высота – это все Око Гора.
«Он (Гор) не позволит Тебе (Оку) подчиниться Западным. Он не позволит тебе подчиниться Восточным! Он не позволит тебе подчиниться Южным! Он не позволит тебе подчиниться Северным! Он не позволит тебе подчиниться тем, которые пребывают посреди земли».
Кто это – Западные, Восточные, Южные, Северные? Это духи и люди, которые желают жизнь эту узурпировать для себя, силу и энергию сделать своей, а не Божьей. То, что мы бы сейчас назвали эгоизмом, противоположным жертве. Эгоизм, который никогда не приводит к вечности и к бытию. Эгоизм замыкает человека и духов, естественно, на самих себе, и, в итоге, они оказываются в состоянии гибельном, как бы вне пиршественных палат вечности, но там где тьма и скрежет зубов. Но нельзя Оку подчиняться никому из них, и Гор не позволит этого.
Вход в мегалитическую гробницу Ньюгрейндж, Ирландия
«Но должно тебе [Оку] подчиняться Гору. Это Он восстановил тебя на месте твоем. Это Он восставил тебя! Это Он утвердил тебя, дабы могло ты совершать для Него все, что повелит Он тебе везде, где шествует Он». То есть Гор – Вышний Источник жизни. Эту силу жизни (Око женского рода – это энергия, сила), Он должен иметь в своей власти. А Сет ее узурпировал в свое время.
«Должно ты, Око, воздвигать для него (Осириса) все приношения, которые в тебе. Должно ты приносить Ему в любом месте все то, что желает сердце Его». Под Осирисом надо понимать любого человека.
«Воздвигнуты врата на тебе (на Оке) как опора матери Его - как опора матери его, Исиды» (Иунмутеф). Врата, которые одновременно и уста Осириса, и врата Неба. Почему? Да потому, что если эти врата закрыты, не может произойти воскресение, не может произойти восхождение на Небо. Если эти врата отверсты, а отверзание уст – это важнейшая функция заупокойного ритуала (об этом мы будем говорить позже), то тогда и Осирис спасен, и человек спасается.
Итак, эти врата: «Не отверсты они для Западных, не отверсты они для Восточных, не отверсты они для Северных, не отверсты они для Южных, не отверсты они для тех, кто пребывает посреди земли. Но отверсты они для Гора! Это Он создал их! Это Он воздвиг их! Это Он спас (нехем) их от всякого зла, которое сделал им Сет. Это он основал тебя, Око, в имени твоем «обители»! Это он шествует за тобой в имени твоем «Город»! Это он спас тебя (нехем) от всякого зла, соделанного тебе Сетом».
Вход в дольмен Педра да Арка (Испания)
Мы видим здесь грандиозную картину и одновременно, можно сказать, аскетическую модель – картину восстановления жизни и одновременно предупреждения, что нельзя никому отдавать свою жизнь, кроме как Гору, кроме как Вышнему, кроме как сердцу Птаха, Сути и Творцу бытия. Если ты отдашь жизнь чему-то другому, западному, восточному, северному, южному, центральному, то ты не получишь восхождения на Небо. Двери будут закрыты для тебя! И, кстати, эти уста Осириса – это одновременно двери гробницы, врата. Так же, как в глубочайшей древности, в эпоху неолита, как вы помните, врата – это вхождение в лоно Матери-Земли, и, соответственно, выход из этого лона. Такие врата есть во всех мегалитических гробницах.
Теперь египтяне используют другой образ – уста Осириса, которые обретают эту жизнь. И здесь мы оказываемся перед очень важным вопросом – как может Гор быть Отцом своих родителей. Он их восстанавливает к жизни, Он, если угодно, вновь рождает их. Они же умерли, а Он их вновь рождает. Он – Отец Своих родителей. И так Его часто и именуют египетские тексты. Это кажется совершенно невероятным, но мы должны вспомнить слова апостола Павла из первого Послания к коринфянам: «Немудрое Божие премудрее человеков» [1 Кор. 1:25]. Это выраженный, конечно, символически, очень важный смысл для каждого из нас. И в следующей лекции мы поговорим именно об этом – о рождении Сыном Своего Отца.