4. О значении личности в человеке
Наш замечательный профессор Василий Васильевич Зеньковский, эмигрант, впоследствии ставший священником, протоиереем, известен своей фундаментальной «Историей русской философии», изданной им в эмиграции, но у него есть много и других интересных богословских работ. И вот в одной из этих работ, которая как раз называется «Принципы православной антропологии», Зеньковский, не зная, видимо, Текстов пирамид, пишет серьезнейшие слова: «Грех, поразив природу человека, вдвинул в существо человека неизбежность противопоставления или противоборства личности и природы.<...> Различение личности и природы в человеке позволяет нам отнести сферу греха к природе человека, не затрагивая момента личности, и это ведет нас к положению, что образ Божий надо видеть как раз в личности, а не в духовной сфере вообще». То есть образ Божий, это божественное усилие человека, оно в его личности. Потому что, как мы только что говорили, в Боге существует личность, а в природу человека, которой еще не было тогда и не могло быть в Боге, и которая появляется с сотворения мира и с зачатием конкретного человека, в природу человека «вдвинут» грех – мы сейчас говорим о христианской антропологии, не о Египте. И природа человека транслирует грех от поколения к поколению, от родителей к детям и так далее, это есть то, что христианское богословие называет первородным грехом, трансляцией первородного греха. Интересно, что, в отличие от подавляющего большинства других народов, египтяне не увлечены идеей первой пары, у них нет Адама и Евы, то есть появляется сразу много людей.