НОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
Модуль 1. Древний Египет
лекция 38
Пат и рехит. Реформа Эхнатона


аудиозапись лекции


видеозапись лекции
содержание
1. Смысл категории «ремеч».

2. Смысл категории «пат».

3. Смысл категории «рехит».

4. Царь – спаситель рехит.

5. Рехит, лишенные спасения.

6. Две разновидности рехит.

7. Смысл религиозно-политической реформы Эхнатона.

8. Изменение эстетики в амарнский период.

    список рекомендованной литературы
    1. О.И. Зубова. Царь и подданные в Текстах пирамид // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2010. - № 4. – С. 5-19.

    2. Ю.Я. Перепелкин. Переворот Амен-хотпа IV. Часть I. – М.: Наука, 1967.

    3. Ю. Я. Перепелкин, И. М. Дьяконов, Н. Б. Янковская, В. Г. Ардзинба. История Древнего Востока. Ч.2. Передняя Азия. Египет. М.. 1988.

    4. C. Aldred. Akhenaten King of Egypt. London: Thames & Hudson, 1991.

    5. D. Arnold. The royal women of Amarna: Images of beauty from ancient Egypt. New York: Metropolitan Museum of Art, 1996.

    6. J. Assmann. A new state theology – The religion of light // In the light of Amarna: 100 years of the Nefertiti discovery / ed. Friederike Seyfried. Berlin: Michael Imhof Verlag. Pp. 79-83.

    7. E. Hornung. Akhenaten and the Religion of Light. Ithaca, 1999.

    8. B. Kemp. The City of Akhenaten and Nefertiti: Amarna and its People. London: Thames & Hudson, and Cairo: American University Press, 2012.

    9. B. Kemp, A. Stevens, G. Dabbs, M. Zabecki, and J. Rose. Life, death and beyond in Akhenaten's Egypt: Excavating the South Tombs cemetery at Amarna // Antiquity 87 (2013). Pp. 64-78.

    10. L. Manniche. The Akhenaten Colossi of Karnak. Cairo, New York, 2010.

    11. S. Morenz. Egyptian Religion. – Ithaca, New York: Cornell University Press, 1996.

    12. O. Pavlova. Rxyt in the Pyramid Texts: Theological Idea or Political Reality // Literatur und Politik im Pharaonischen und Ptolemaischen Ägypten. – Caire, 1998. – P. 91-104.

    13. D.B. Redford. Akhenaten, the Heretic King. – Princeton: Princeton University Press, 1984.

    14. D.B. Redford. Akhenaten: New theories and old facts // Bulletin of the American Schools of Oriental Research, 269 (2013). Pp. 9-34.

    15. D. Silverman, J. Wegner, J. H. Wegner. Akhenaten and Tutankhamun: Revolution and restoration. Philadelphia: University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology, 2006.

    16. J. Śliwa. Some Remarks concerning Victorious Ruler Representations in Egyptian Art // Forschungen und Berichte, Bd. 16, Archäologische Beiträge (1974). Pp. 97-117.

    17. A. Stevens. Private religion at Amarna: The material evidence. Oxford: Archaeopress, 2006.

    18. J. Williamson. Amarna Period // UCLA Encyclopedia of Egyptology, 2015 (URL: https://escholarship.org/uc/item/77s6r0zr).

    19. J. Williamson. Death and the Sun Temple: New Evidence for Private Mortuary Cults at Amarna // JEA. 2017. Pp. 1-7.

    20. G. Xekalaki. Symbolism in the Representation of Royal Children during the New Kingdom (BAR International Series, 2314; Oxford, 2011).

    стенограмма лекции
    1. Смысл категории «ремеч» («люди»)

    Основой египетского понимания царственности являлось то, что царь живет для людей. Царь Ахтой объяснял своему сыну Мерикара – «царь живет для вас». Как же царь живет для людей и как вообще понимали это «царское дело» в отношении людей египтяне?
    Уже говорилось, что царь воспринимался египтянами не как администратор, начальник или какой-то высший судья. Да, все эти функции были, и они, быть может, даже усиливались со временем, но главное, что было важно для подданных царя, это то, что царь был спасающим, был их спасителем. Царь помогал людям войти в вечность. Для того и возникла царственность, чтобы помочь людям совершить шаг в благую вечность. Люди в какой-то момент стали понимать, что им самим трудно, почти невозможно совершить такой шаг. Чтобы понять механизм, как это происходило, мы будем говорить сейчас о двух очень важных категориях египетского общества, в понимании которых нет единодушия у египтологов. Это категории пат и рехит. Но прежде мы посмотрим на само слово «люди».
    Слово «люди» (ремеч), как считает Зигфрид Моренц, первоначально означало «египтяне», в противоположность «чужеземцам» (S. Morenz. Egyptian Religion. – Ithaca, New York, 1996. P. 47-48). То есть это были именно жители страны Египта. Действительно, в речениях Ипувера (это, как вы помните, Первый переходный период) содержится своего рода плач о погибели египетской земли (вспоминается «Плач о погибели Земли Русской»). Ипувер говорит, что племена пустыни (ха сетиу) стали ремеч повсюду. То есть иноземцы, варвары (если говорить на греческий манер) стали египтянами, и это не менее ужасно, чем то, что, допустим, публичные женщины стали знатными дамами, а знатные дамы стали публичными женщинами. Именно это и происходит в Египте эпохи революции Первого Переходного периода, эпохи социальной смуты.
    В Книге Врат (BG II, 4-5) мы также встречаем слова о том, что Гор творит ремеч наравне с азиатами (ааму), неграми (нехсиу) и ливийцами (чемху). Все эти народы равны перед Богом. Для Книги Врат, для Нового царства, это уже нормально. В это время ремеч – часто уже просто люди. Даже не египтяне, в противоположность иноземцам, как в Древнем царстве и, по традиции, хотя и с другим смыслом – в цитированном фрагменте Книги Врат. И так до коптского времени включительно: ремеч – это люди вообще. «Египтяне» - это ремеч эн Кемет («люди Египта»). Кемет – Черная земля, страна Египта.
    Но здесь интересно мнение Геродота. Во-первых, из «Истории» Геродота (II,143) мы узнаем, что слово ремеч, по крайней мере, во времена Геродота произносилось как пи ромис (пи – артикль). Египетских огласовок мы не знаем. Поэтому сообщение Геродота очень ценно – оказывается, это слово произносилось как ромис, причем с долгим о (омегой). И Геродот пишет, что это благородные люди. Он говорит о них как о калёс кагатос («благородные люди») (он не употребляет слово антропос, означающее «люди вообще»). Но вспомним сам контекст этого рассказа Геродота, который поможет нам понять, что сам Геродот не вполне понимал египетских жрецов.
    Геродот рассказывает, что он сам был в храме Амона в Фивах, - и там ему показывали колоссальные деревянные статуи египетских жрецов - этих самых пи ромис, благородных людей. Причем ему показывали множество этих статуй - 345. И он вспоминает, что до него в этом храме был Гекатей Милетский, тоже греческий историк. Гекатей хвастливо рассказывал египетским жрецам, что он знает всех своих предков до 16-го колена и что его род происходит от богов. Вместо ответа, египетские жрецы повели его в храм Амона и показали ему эти бесконечные ряды статуй верховных жрецов Амона, говоря, что каждый из них был сыном предшествующего. Но египетские жрецы подчеркнули, что все они пи ромис, а не боги. То есть все они люди. Таким образом, слово ремеч (люди) противопоставляется слову нечер (бог). Геродот этого не понял, но жрецы хотели сказать именно это: «ты кичишься каким-то происхождением от бога в 16-ом колене, а здесь есть жрецы Амона, которые знают свой род на протяжении сотен колен. И все они считают себя людьми».
    Статуи из храма Амона в Фивах
    Таким образом, слово ремеч, которое первоначально означало египтян, уже с эпохи Среднего царства четко закрепилось за людьми вообще: ремеч - это люди вообще, в отличие от богов. Это не значит, что человек не может стать богом, мы прекрасно знаем, что цель человека – стать богом. «Из человека ты стал богом», - об этом многократно говорится в заупокойных текстах египтян. Но пока человек живет на земле, он - ремеч.
    2. Смысл категории «пат»

    Другое слово, которое египтяне употребляли в отношении людей, это пат. Как пишет тот же З. Моренц, «слово пат, которое позднее означало просто «человечество», первоначально обозначало исконных обитателей Египта в то время, когда земля была отделена от неба и бог Геб правил землей» (S. Morenz. Egyptian Religion. P. 47). То есть это, если угодно, осирические люди, жившие до восстания Сета на Осириса. Это праведники по естеству. Они жили тогда, когда еще не было смерти.
    Здесь можно вспомнить 571 речение Текстов пирамид: «Создан был Пепи сей отцом своим Атумом до того, как небо возникло, до того, как земля возникла, до того, как люди возникли, до того, как рождены были боги, до того, как смерть возникла» (Pyr.1466). Или РТ 570 (§ 1462-63): «О ты, муж… принадлежащий к первоначальным, рожденный до того, как гул вошел в мир, до того, как смута вошла в мир, до того как потрясены были основания, до того как око Гора было исторгнуто, до того как оторваны были яички Сета».
    То есть пат - это те люди, которые жили до того, как возникла смерть. Мы помним, что Ветхий Завет начинается с того же самого: Адам жил в Раю до того, как возникла смерть. Смерть возникла из-за Адама. Но то, что в Библии сжато до повествования об одном человеке, о первом человеке - Адаме и его супруге Еве и о их грехопадении (а потом, после изгнания из Рая, от них возникло все человечество), то в Египте представлено совсем иначе.
    Адам и Ева прячутся от Бога (Быт. 3:8-9). Венеция. Собор Святого Марка, XIII в.
    В Египте нигде не говорится о том, что была какая-то первая пара и что она пала в грех. В Египте говорится, что до земных царей уже были цари. Царями были боги. Были царями и Геб, и Шу, был царем и Осирис. И при Осирисе, из-за убийства Осириса Сетом, и пришла в мир смерть. То есть идея бессмертия в Египте трактуется совершенно иначе, чем это принято в Библии и чем это принято у многих других народов, которые так или иначе следуют библейской версии.
    Итак, если прав Зигфрид Моренц, первоначально пат – это те люди, которые были до того, как вошла в мир смерть. Потом мы опять встретимся с пат, это будут люди Египта, но мы должны помнить вот это первоначальное, древнейшее значение слова.
    В Книге Врат говорится о ликующих в инобытии: «Они свершают прославления Ра на Западе. Они превозносят Гор-Ахти. Те, кто признавали Ра, когда жили на земле, кто приносили свои приношения тем, кто в своих обителях, их слава (т.е. их бытие как блаженных аху) пребывает в святом месте Запада. Глаголят они Ра – привет Тебе, Ра, да пребудешь Ты близ инобытия! Хвала Тебе, да войдешь Ты в святость свернувшегося кольцами (змей Мехен – защитник плоти Ра). Глаголет им Ра: принадлежат вам приношения ваши, о блаженные (хотептиу) [то есть те, кто приносили приношения на земле, теперь, после смерти, сами получают приношения]. Ибо был Я счастлив тем, что соделали Вы меня ради, когда воссел Я на Востоке небосклона, когда воссел Я во дворце Ока Моего (т.е. на земле). Их приношения – это восхваления Ра на земле» [BG I: 252-257].
    Змей Мехен, извивающийся вокруг Хнума-Ра. Гробница Рамсеса I (KV16)
    Здесь пат – это те, кто служат Ра. Они продолжают служить Богу независимо от того, что смерть вошла в мир. Да, смерть вошла в мир, но те люди, которые не смущаются этим (а ведь вошла в мир не только смерть, но, как мы видим в РТ 570 [§1463] и злоба, и грех, и эгоизм), которые продолжают приносить приношение богам и умершим, то есть жертвовать собой ради других, они – пат. И их спасает Сам Ра.
    Пат, молящиеся Амону. Каменный блок из постройки на ритуальном пути в Луксор
    И теперь мы должны взглянуть другим взглядом на один христианский текст. В Каноне Кресту 3-ей недели Великого Поста, написанном Федором Студитом, есть такие слова: «Воскресл еси смерть упразднив, якоже великий царь, от адовых сокровищ воззвал еси нас в наслаждение Царства Небесного, в землю бессмертия» (Утрен. 6.1). Это, конечно, о Христе. Он упразднил смерть и воззвал людей в наслаждение Царства Небесного, как великий Царь. Разумеется, можно сказать, что это чисто художественная метафора. Но я думаю, что нет. Я думаю, что для Федора Студита было важно, что великий Царь - это Царь, который побеждает смерть и помогает преодолеть смерть своим подданным. Таким великим Царем является Христос, и Своих верных чад, верных христиан, Он приводит в вечность. Федор Студит говорил об этом не на пустом месте, и когда он называет Христа «великим Царем», он имеет в виду то представление о царе, которое было до Христа. Ведь и в Риме жреческий титул императора был Pontifex Maximus - Великий Мостостроитель, то есть тот, что созидает мост с земли на небо. И этот имперторский титул наследовали епископы Рима. Об этом уж точно Федор Студит отлично знал. А поскольку в древнем Израиле такого представления как раз не было – в древнем Израиле царь никогда не считался спасителем, Спасителем всегда считался Бог, - то речь идет, конечно, о царях Рима, Месопотамии и Египта, и это рефлексия на ту веру, что царь спасает.
    Цари Давид и Соломон предстоят перед Богоматерью с Младенцем на престоле. Новгородская икона XVI века из Московского Кремля
    Нам очень трудно различить в Текстах пирамид те моменты, которые являются общечеловеческими, от специфически царских. В этих текстах, безусловно, есть и то, и то. Но представления, что царь не будет осужден, что царь не познает смерти, постоянно присутствуют в Текстах пирамид.
    Посмотрим, например, 425-ое речение: «О Осирис-Пепи, да будешь ты защищен. Я даю (седжем эн эф) тебе всех богов, достоинство их и все достояние их, дабы ты не познал смерти» (Pyr. § 775). То есть Пепи (или просто как любому человеку, или как царю) дается достоинство всех богов, дабы он не познал смерть.
    Или знаменитое 219-ое речение: «Если Осирис не осуждается – Унас этот не будет осужден. Если Осирис осуждается – Унас этот будет осужден (нехеп – осуждение, от хеп – закон)» (Pyr. 167). То есть Унас не осуждается потому, что не осужден Осирис. Значит, Осирис и Унас - одно целое. Только если Осирис будет осужден, то может быть осужден и Унас. Но Осирис осужден быть не может, он праведник по определению, поэтому и Унас не может быть осужден. Мы не знаем наверняка, царский это текст или общечеловеческий, но для египтян было очень важно, что царь не осуждается.
    В 570-ом речении есть очень интересное место, и оно несколько раз встречается в Текстах пирамид: «Я избежал дня своей смерти, как и Сет избежал дня своей смерти» (Pyr. 1453).
    Коронация Рамсеса III Гором и Сетом, соединенными в царе. Каирский музей, JE 31628
    Вы помните, что Сет был помилован. Он совершил преступление, он убил Осириса, и суд признал его виновным, а Гора - невиновным, поэтому Гор мог получить свое Око и исцелить им Осириса, но Сет был помилован, он не был убит, не был казнен, он избежал дня своей смерти. Это тоже очень важный момент, что речь идет о помиловании. И мы понимаем, что древняя формула соединения Гора и Сета в царе (супруга царя именуется той, «которая взирает на Гора и Сета», то есть на царя) означает право царя на власть давать жизнь и осуждать на смерть (рис. 6). Но, в то же время, это принцип помилования. Царь ожидает помилования, но не только для себя. Он ожидает помилования для всех людей, которые связаны с ним положительным образом, то есть для пат.
    3. Смысл категории «рехит»

    И здесь мы переходим к другому моменту – речь пойдет о рехит. Слово рехит очень древнее. Его этимология неизвестна. Но важно, что рехит изображали такой хохлатой птичкой, похожей на чибиса (vanellus cristatus). Часто это была птичка с переломанным крылом (хотя иногда и с нормальными крыльями). То есть это птичка, которая не может взлететь, которая сидит на земле.
    Иероглифы рехит
    Первоначально рехит – это мятежники. Именно так они изображены в образах птиц на древнейших булавах царя Скорпиона и на Палермском камне, а также и в Текстах пирамид, и в Текстах ковчегов. Рехит – это противники Бога и противники царя. И в юридическом, и в этическом смысле слово «рехит» соединено с категориями зла и мятежа. Оно может относиться как к египтянам, так и к иноземцам. К иноземцам, естественно, чаще. Но важен сам факт, что это птица, которая не может взлететь, птица с переломанным крылом (а мы помним, как велика в Египте символика птиц – и Ба, и Ах изображались в виде птицы). Каждый человек потенциально предназначен к полету, к жизни вечной, к тому, чтобы стать богом. Но своими грехами, своими преступлениями человек может обречь себя на то, что он не может взлететь. Его крыло поломано, он должен остаться на земле. Вы помните знаменитое речение Текстов пирамид, гласящее, что боги взлетают, а люди погребаются, люди скрываются (Pyr. 459a). В этом речении употреблено слово ремеч, но вполне могло быть употреблено и слово рехит, поскольку речь идет о тех, кто не может взлететь.
    Булава царя Скорпиона из Иераконполя (додинастический период). Оксфорд, музей Эшмолейн, E3632
    К сожалению, в XX веке, и даже не в Советском Союзе, а на Западе, доминировала классовая социальная концепция. Например, сэр Алан Гарднер говорит, что рехит - это «плебеи», «простолюдины», «чернь», а пат - это «знатные», «патриции» (Gardiner A.H. Ancient Egyptian Onomastica, vol. I, Oxford: Oxford University press, 1947. P. 98).
    С другой стороны, в словаре А. Эрмана – Г. Грапова термину рехит придается нейтральное значение - «подданные», «народ», «люди» (Erman A., Grapow H. Wörterbuch der ägyptischen Sprache. Berlin: Akademie-Verlag, 1971. Bd. II, 447–448). И, наконец, в целом ряде текстов, и это тоже отмечается в словаре А. Эрмана – Г. Грапова, о рехит говорится как о враждебных существах, которых надо побивать или отгонять от Египта (там же).
    Казалось бы, все это чисто социальные или социально-политические вещи, но давайте вспомним первоначальный смысл. А первоначальный смысл состоит в том, что это не плебеи и не просто люди, а люди недостойные, грешники. Слово рехит в его первоначальном смысле нельзя было бы отнести к тем, кого в Европе в Средние века совсем не по-христиански называли «смердами», то есть «вонючими». А «вонючими» они были потому, что редко мылись, а мылись редко потому, что были слишком заняты физической работой и настолько обобраны господами, что не могли создать для себя сносных условий существования. Такой подход, совершенно нехристианский, был чужд Египту, хотя возможно, что какие-то люди так и говорили. Но главное, что рехит это те, кто не могут достичь Неба. И не могут они достичь Неба не потому, что они низкого социального происхождения и редко моются, а потому, что они грешники.
    Битва при Кадеше. Абу-Симбел
    Иноземцы же именуются рехит просто потому, что у иноземцев нет тех священных ритуалов, которые есть у египтян. И, соответственно, они не могут спастись. Египтяне так думали очень долго, до самого позднего времени. В знаменитой надписи Кадешской битвы Рамсеса II говорится (это обращение к Амону): «Что Тебе, о Амон, эти азиаты (ааму), жалкие, не ведающие Бога (хему нечер). Или в папирусе Сольт: «Азиаты не должны входить в этот Дом Жизни, не должны видеть того, что в нём» (Pap. Salt 8 25.vii.5). То есть для азиатов закрыты таинства, они не посвящены в таинства, и они не должны их видеть.
    Поражение азиатов при взятии Дапура Рамсесом II. Заупокойный храм Рамсеса II в Фивах
    И в храме Хнума в Эсне (это уже эллинистическое время) в навечерие великого праздника Опет, который тоже связан с таинствами, даются следующие указания: «Не дозволяйте азиату (ааменеб) входить в храм (ак эр хут нечер), будь он стар или юн» (Эсна 197.20). То есть очень-очень долго к азиатам, и вообще ко всем иноземцам, относились как к людям, у которых не может быть никаких посвящений, никаких религиозных обрядов, и поэтому они рехит, не способные взлететь.
    Нубийские пленники. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле
    С другой стороны, частое употребление слова «рехит» в составе титулов знати, чиновников подчеркивает, что они управляют рехит. Это и привело ученых к заключению, что рехит – это profanum vulgus, низшие классы. Но на самом деле смысл был иной. Этот смысл заключается в том, что главной задачей вельмож было не управление народом (хотя, наверное, и это тоже), но помощь людям в том, чтобы перестать быть рехит, чтобы из рехит превратиться в пат, не социально, а мистически, то есть открыть им возможность спасения. Простой народ действительно может быть не знаком с ритуалом, и его надо учить, просвещать, спасать. Поэтому «повелевающий рехит», «управляющий рехит» - это почетный титул чиновников.
    В одном из иероглифических начертаний рехит птичка ибис, но с человеческими ручками, или лежа на земле, или стоя на своих лапках, со здоровыми крыльями молится Богу. То есть это птичка не только с ножками, но и с ручками. И это не случайно. Дело в том, что в очень многих храмах есть надписи, в которых говорится, что рехит поклоняются своим владыкам, что они молятся Богу, просят Его о помиловании. Это все говорит о том, что рехит, в принципе, это грешники, но они могут становиться и молитвенниками, и праведниками. Именно поэтому современный исследователь Текстов пирамид Джон Аллен предпочитает переводить рехит словом «подданный» (Allen J.P. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. – Leiden: Brill, 2005. P. 464). Но все-таки он при этом говорит, что это общее название живых, которые не являлись членами элиты. К элите же он относит пат, правящий класс Египта, состоящий из царской семьи и чиновников.
    4. Царь – спаситель рехит

    Но давайте теперь посмотрим употребление слова рехит в древнейших текстах – в Текстах пирамид.
    Древнейшие варианты слова «Рехит» встречаются в пирамиде Унаса. На западном фронтоне погребального покоя его гробницы начертано 230-е речение, содержащее надписи с заклинаниями против змей и скорпионов – символов смерти - второй смерти, которая наступит после смерти первой. Рехит упоминаются как существа, находящиеся под покровительством некоего Меджера:
    «Небо заклято (букв. обвито), земля заклята. Меджер, который позади рехит, заклят. Заклят Бог-чьи-глаза-слепы (букв. чья-голова-слепа). И ты сам, Скорпион, будешь заклят» (Pyr. § 233 b – 234 a).
    Ясно, что это какие-то плохие существа, и Меджер позади Рехит – это тоже плохое существо. Можно предположить, что под именем «Меджер» здесь, скорее всего, назван Сет как враг и убийца Осириса, и он стоит за рехит так же, как, скажем, за грешниками стоит демон, сатана – враг рода человеческого. И он заклят, поэтому он не может причинить ничего плохого Унасу.
    В гробнице Унаса, а также Пепи I, в 307 речении упомянут Нефертум как глава рехит (хери-теп рехит): «Унас сам (обитатель) Иуну (Гелиополя), тот, кто был рожден в Иуну, когда Ра был главой (хери-теп) Двух Девятериц богов и Нефертум, несравненный, был главой рехит, наследником своего отца Геба» (Pyr.§ 483 а-с).
    Нефертум – это цветущий Атум, цветущая Полнота. Это может быть Осирис, это может быть и Гор, но, скорее всего, здесь имеется в виду Осирис – он был главой рехит.
    Вы видите, что, с одной стороны, позади рехит стоит Меджер, а, с другой – главой рехит является Осирис. И здесь мы опять вспоминаем знаменитые слова Христа: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). В этом смысле главой грешников является Христос. За спиной грешников стоит сатана, который их побуждает на грех, а Христос им помогает спастись и измениться к лучшему. Мы видим этот же двойственный смысл и в отношении рехит. Царь должен, с одной стороны, оберегать страну и народ от грешников, а, с другой стороны – исправлять и спасать грешников. И это очень старый принцип.
    В Текстах пирамид, в одном из первых речений, Гор провозглашается «владыкой пат» (неб пат) (PT 21, §14d). И это понятно. Он владыка праведников, так же как Христос – Владыка, Царь праведников (вспомним апокалиптические сцены (см.: Откр. 7:9-17; 15:2-8; 19:1-9; 21:3-4). Причем слова о том, что Гор - владыка праведников, связаны с царем уже умершим - в нашем смысле слова, а в египетском - вознесшимся. Он венчается белой короной Уререт в небесном Иуну, и, следовательно, он - владыка тех пат, которые уже в Вечности, в божественном мире спасенных праведников.
    Осирис в короне Уререт. Гробница царя Хоремхеба, XVIII дин. Долина царей
    Как вы помните, в Апокалипсисе праведники – те, кто уже в Царстве Небесном, - возносят хвалу Христу (Откр. 5:8-10). Таково положение праведников. Значит, Он, как Владыка праведников, уже с ними в Царствии Божием, в Царствии Небесном, а рехит - они здесь, на земле. Нефертум – это образ правителя земного. Помните Мемфисский памятник? Нефертум возникает у носа Ра каждодневно – соответственно, во времени, а не в вечности (ст. 52). И в этой каждодневности Нефертем - владыка рехит, который помогает им стать пат. Это величайшая задача царя как Гора – сделать из рехит пат.
    И в Текстах ковчегов встречается титул Гора как владыки пат (СТ 18; 29; 73), а главой рехит называется сам Ра (СТ 746). Помните евангельские слова о том, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45)?
    В очень древнем тексте из пирамидного храма Сахура в Абусире (Сахура – это второй царь V династии, правивший задолго до Унаса) сказано: «Сердца всех рехит покорены для тебя богами» (Urk. I, 168, 14). В подобной же фразе из Белого храма Сенусерта I (начало Среднего царства) вместо рехит стоит пат: «Они (боги) покорили для тебя (царя) сердца пат» (Lacau P., Chevrier H. Une chapelle de Sésostris I-er à Karnak. Le Caire : l'Institut français d'archéologie orientale, 1956. P.95 , § 259). И в этом принципиальная разница между Древним и Средним царством.
    В эпоху Сахура монархия только возникла, всего за несколько веков до того, и монархическая концепция была еще очень живой, она еще не пережила кризиса Первого переходного периода. Ясно, что царственность возникла для рехит, чтобы сделать их пат, а не чтобы оградить праведников от грешников на веки вечные. Поэтому в заупокойном храме говорится, что «сердца всех рехит покорены для тебя богами», – то есть речь идет о людях, которые отдали свои сердца царю Сахура. А уже после Первого переходного периода в храме Сенусерта I говорится о том, что «боги покорили для тебя сердца пат (праведников)», а ужасные рехит, которые восстали и свергли монархию и учинили великое бесчинство, описаны в Речениях Ипувера. Понятно, их сердца не покорны царю.
    Но и в Текстах пирамид, и в Текстах ковчегов сохраняется эпитет Бога «хери-теп рехит» - букв. «тот, кто над рехит». То есть тот, кто над грешниками, кто над нечестивцами, которых надо сделать праведниками.
    В этом смысле особенно интересно 491 речение Текстов пирамид, где говорится о Пепи I Мерира: «Гор дарует мне этот его хлеб, которым он удовлетворил своих рехит. (Я) вкушаю его с ними» (PT 491, § 1058). Это удивительный текст. Оказывается, Гор дает свой хлеб рехит, а мы ведь помним, что такое давать хлеб – что такое совместная трапеза.
    Этот текст реконструирован Куртом Зете, и новые раскопки Жана Леклана в пирамиде Пепи I вроде бы подтверждают эту реконструкцию. Сотрудники экспедиции под руководством Леклана собрали фрагменты, обрушившиеся со стен, и, проведя ювелирную работу, восстановили значительную часть Текстов пирамиды Пепи I. Жан Леклан замечательный человек. Этого человека, египтолога, за его великие открытия и исследования Франция сделала президентом своей Академии Наук.
    Жан Леклан (1920-2011), выдающийся французский востоковед и египтолог
    В древности и в Средневековье, и далее, пока вообще существует монархия, устраиваются званые обеды, на которые царь приглашает своих вельмож, а иногда и народ. Вы знаете, как много народа собирается на царские коронации – ужасная Ходынка тому пример. И царь раздает народу вино, еду, памятные подарки, деньги - это же, на самом деле, совместная трапеза, совместный хлеб. О чем это говорит? О том, что царь и народ – одно. А когда это прием вельмож, то это означает, что вельможи и царь – одно. Иногда вельможи символизируют весь народ. Совместная трапеза, совместный стол, совместное вкушение еды – это всегда соединение, это первый уровень соединения. Отсюда и дипломатический обед, который соединяет двух правителей, двух политиков, и так - два народа. То же самое и в таинствах.
    Тайная Вечеря. Венеция. Собор Святого Марка, XI в
    Когда в Ветхом завете иудеи приносят в жертву быка или барана и вкушают его мясо перед Богом, сжигая какие-то части на жертвеннике (то есть их как бы вкушает Бог), они соединяются с Богом – именно в этом состоит главный смысл жертвы. А совсем не в том, что люди кормят Бога – против этого, как вы помните, много раз восстает Бог и в псалмах Давида, и в словах пророков: «Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» (Пс. 49:13). «Что за глупости? – как бы говорит Бог. - Я вообще ничего не ем и не пью, но вы, когда едите пищу передо Мной, вы соединяетесь со Мной таким образом». В христианстве это запечатлено в таинстве Евхаристии – это наш совместный с Богом обед. Неслучайно в народе Евхаристию называют обедней. Это наш совместный обед со Христом, мы с Ним вкушаем одну и ту же пищу, и эта пища Он Сам. И так мы становимся Им.
    5. Рехит, лишенные спасения

    Почему я сделал такой дискурс? Потому что когда Гор дает хлеб рехит и когда умерший царь вкушает его с ними, то это означает, что рехит достойны стать пат, что они достойны стать одно целое с царем.
    В Новом Царстве часто употребляется формула: «поклонение рехит, дабы они были живы» (дуа рехит анх сен). Когда рехит поклоняются Богу, они перестают быть рехит – постепенно, не в один момент. Отсюда это излюбленное египтянами изображение рехит в виде птичек с ручками, сложенными молитвенно.
    Но, с другой стороны, в Текстах пирамид говорится: «Возвеличьтесь (ур) вы, владыки, сокройтесь (имен) вы, рехит перед Унасом, ибо Унас - Бабуин, Владыка ночного неба, Бык (=властелин, предводитель) бабуинов. Жив тот, о ком Он не ведает» (PT 320).
    Египетское «имен» («сокройтесь») означает, что рехит станут невидимы перед Унасом (ср. имя Бога «Амон» - «Незримый»). Таким образом, в этом речении из пирамиды Унаса говорится о том, что Унас воскресает, что он проходит небесные врата. А перед этим есть очень красивая фраза: «Унас осветил ночь, послал Унас часы-звёзды, воссияли Силы и удостоили Унаса быть Баби (бабуином). Унас сей – сын Неведомой (Ихмет). Родила она Унаса для Того, чей лик желт, Владыки ночных небес».
    И после этого говорится, чтобы скрылись рехит. То есть те рехит, которые не стали пат, которые остались грешниками, которые отвергли владычество Унаса над собой в земной жизни, когда Унас был царем. Они не захотели стать пат, и поэтому они остались рехит. И они должны скрыться, они должны уйти, и, по всей видимости, они не спасутся.
    Царь поднимается на небо, небесные двери и врата отворяются для него, но они отталкивают, не пускают (хесефу) рехит. Грешник войти в небесные врата не может. Вспомним Откровение Иоанна Богослова о Новом Иерусалиме, сходящем с Неба: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи…» (Откр. 21:27).
    Речение 373 – одно из наиболее важных из упомянутой группы речений. Впервые оно появляется в пирамиде Тети и затем полностью воспроизводится в гробницах Меренра (VI династия, ок. 2255–2246 до Р.Х.) и Пепи II. Некоторые фрагменты этого речения сохранились на деревянных и каменных ковчегах периода X–XII династий из Саккары (самые ранние варианты). Фрагмент этого же речения содержится в текстах восточной стены гробницы Сенмута в Фивах (XVIII династия) и на ковчеге Анх-хапа из Саккары (персидский период, V в. до Р.Х.). Это речение особенно важно, поскольку оно говорит о дверях, о вратах, которые не пускают рехит:
    «Стань у дверей, которые не пускают рехит. Страж-привратник (хенти-менут эф) (видимо – Гор) выходит к тебе, берёт он руку твою и ведёт тебя на небо к отцу твоему Гебу». [PT 373, § 655 b-d].
    В речении 297 Текстов ковчегов [CT IV, 50] аналогичный текст говорит о том, что врата, закрытые для рехит, открыты для умершего, богиня письма Сешат определяет ему обитель, где он может пребывать. В пояснении к варианту этого речения сказано: «Что касается того, кто знает это речение, он будет у портала небесного, когда уйдёт к своему Ка» (Faulkner R.O. The Ancient Egyptian Coffin Texts: 3 Vols. – Warminster: Aris&Phillips Ltd. - Vol. II. P. 220-221, n.8). А рехит не смогут там быть, они будут отторгнуты.
    В Текстах пирамид говорится, что небесный лодочник, египетский Харон, который переправляет богов, может перевезти царя на небо, ибо нет осуждения (серху) его ни живыми, ни мертвыми, ни гусём, ни быком (PT 270, § 386 а-b).
    Ани перед ладьей с небесным лодочником. Папирус Ани, BM 10470/17
    На прошлой лекции мы читали рассказ Диодора о том, что все могут осуждать царя. Здесь же говорится, что «нет осуждения царя ни живыми, ни мертвыми, ни гусем, ни быком». Причем здесь гусь и бык? Гусь и бык – излюбленные объекты жертв. Как вы помните, Великим Гусаком называли самого Амон-Ра, который Сам снес Свое яйцо. Бык – это образ Осириса и образ Ра. Поэтому здесь сказано: «Тебя не осуждают ни живые, ни мертвые, ни великие боги. Поэтому ты можешь взойти на Небо».
    Умерший перед жертвенным столом (внизу – головы быка и гуся). Панель ложной двери из гробницы Нианхтети в Саккара, IV дин. Ливерпульский музей, M13850
    Значит, это речение, скорее всего, не царское. Взойти на Небо может только тот, кто не осужден, а рехит осуждены, для них врата закрыты, но ты можешь перестать быть рехит. И задача царя помочь людям перестать быть рехит, и помочь им взойти на Небо. При этом характерно, что царь в Древнем царстве имеет власть определять не только земную, но и посмертную судьбу своих подданных.
    В царском указе конца Древнего царства говорится о том, что царь мог лишить нарушителей Маат земных владений и не дать им стать «во главе Аху» (т.е. Осирисом) в мире ином. Такие нарушители Маат связывались по рукам и ногам как «осужденные царя Осириса» и их городского бога, который лучше знает жизнь человека (см.: Urk. I, 305, 17–18; ср. с СТ 23= I,71).
    Оказывается, что наказания этого мира: связывание, палки, бичевания, в крайнем случае, даже смертная казнь – это, если угодно, то, что с тобой, грешником, будет там. Но почему смертная казнь в Египте была так мало распространена? Да по той простой причине, что задача царя была не убивать, а исправлять, делать из рехит пат. Поэтому только того, кто уже, на взгляд царя, неисправимый грешник, кто совершил тягчайшие преступления, надо казнить. Но, как вы помните, царь Ахтой говорил царевичу Мерикара: «Никого не лишай жизни, неполезно это тебе, наказывай лучше битьем». Битьем можно вразумить преступника, убийством - нет. Как отец наказывает сына, нормальный отец никогда сына не убьет, но наказывать будет. «Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12:7) – говорит апостол Павел. В прошлом это была обычная вещь, да и в настоящем многие это делают, хотя эта старинная традиция, и не всем сейчас нравится, многие ее осуждают.
    Апостол Павел говорит, что плотские родители «наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей (Бог) — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10). Бог наказывает человека, чтобы он стал другим, и функция царя та же – наказывать, чтобы помочь стать другим. Поэтому царь, который может лишать своих подданных вечной жизни, делает это только с теми, кто неисправимый грешник - его казнят. Ведь казнь грешника – это лишение его вечной жизни. Когда мы будем изучать Индию, законы Ману, мы узнаем, что там все сложнее. Справедливой смертной казнью царь освобождает преступника от его греха. Но в Египте текстов, аналогичных законам Ману, сколь мне известно, нет.
    В 650 речении Текстов пирамид говорится о царе:

    «Его сын (Гор) наделяет Пепи Неферкара сего жизнью,
    Он расширяет радостью его сердце,
    Он наполняет сладостью его сердце.
    Он основывает (букв.: возделывает землю мотыгой) для него (землю) Юга,
    Он основывает для него землю Севера.
    Он сокрушает для него крепости Азии (сечет),
    Он стряхивает для него всех мятежных рехит под пальцы его»
    [PT § 1836-1837].
    Мятежные рехит – те, кто не хотят исправляться, кто не молятся, кто, напротив, пытаются самоутвердиться против царя-спасителя, они стряхиваются под пальцы его ног, то есть он их попирает.
    Царь Нармер в Белой короне поражает врагов. Палетка Нармера. Каирский музей, JE 32169
    Социальная интерпретация заставляла многих ученых и, в частности, Р. Фолкнера говорить: «стряхивает мятежных рехит небет сентет» как «весь враждебный плебс, враждебный народ» (Faulkner R.O. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. – Oxford: The Clarendon Press, 1969. P. 268). Но речь здесь идет не враждебности социальной, а о враждебности Маат. Поэтому это не мятежники в политическом смысле слова.
    Царь, попирающий врагов. Табличка царя Дена (I дин.) из слоновой кости. Британский музей, EA 55586
    Юрий Яковлевич Перепелкин пошел еще дальше и слово «рехит» перевел как «египетский народ» (История Древнего Востока, 1988, с. 364), то есть чисто в социальном смысле. Получается, что египетский народ – это рабы, которых царь попирает ногами. Но речь идет не о рабах, а только о тех, кто не хочет измениться.
    Рамсес II поражает ливийцев. Абу Симбел
    А. Роккати перевел вернее – как «весь враждебный народ», которым могут быть и египтяне, и азиаты (A. Roccati. La Littérature historique sous l'ancien empire égyptien. Paris, 1982. P. 65), если они не хотят подчиняться царю-спасителю, и те, кто воюют с ним – они и попадают под его ноги. А те, кто хотят спасаться, постепенно превращаются из рехит в пат. Поэтому Дж. Аллен совершенно правильно видит здесь мятежных подданных (сенчет), в отличие от подданных, которые покорны, которые слушают царя (J.P. Allen. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. – Leiden: Brill, 2005. P. 265).
    Иероглифическое написание «Песеджет» (Девять Луков) в Pyr. 1915a
    В аналогичных текстах более позднего времени, записанных в пирамиде царицы Нейт, говорится о том, что для нее открыты врата, «отгоняющие ливийцев» (хэсефу чехену) (Nt 735–736: R.O. Faulkner. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Supplement of Hieroglyphic Texts. Oxford: Oxford University press, 1969). А в последней пирамиде, где были найдены речения – в пирамиде Иби (VIII династия, ок. 2109-2107 гг. до Р.Х), говорится о вратах, отгоняющих финикийцев (фенеху) (слово «Финикия» очень древнее) (Aba 537–538: R.O. Faulkner. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Supplement… ). Это было время смуты, когда страну пытались захватить иноземцы, и у любого народа в этой ситуации возникает ненависть к иноземцам. И рехит, которых отгоняют, подобны ливийцам и финикийцам, это не подданные как таковые, а это мятежные подданные, потому что финикийцы и ливийцы в данном случае, в эпоху Переходного периода, в эпоху смуты – это чужаки и захватчики. Слова «рехит», «ливийцы» и «финикийцы» употреблены в приведенных речениях в сходных смыслах. Как, скажем, во время русской Смуты в начале XVII века к категории рехит могли бы быть отнесены и те русские бандиты, и те иноземцы – шведы, поляки, которых было полно и которые грабили и Москву, и Россию. Но ведь не все русские были мятежниками, были и верные подданные, которые восстановили монархию, освободили Россию, и к ним не относилось бы слово «рехит».
    Рамесес II поражает врагов стрелами из лука. Сцена Кадешской битвы из храма в Абу-Симбеле
    Характерно, что в Текстах пирамид царь входит во врата, которые закрыты для ливийцев и финикийцев, потому что он обладает атрибутом царской власти - скипетром Аба, и он правитель девяти луков – Песеджет (PT § 1915 b; § 2223а). Вы помните, о Девяти луках я вам говорил, когда мы еще занимались Эннеадой, Девятерицей (рис. 20). Лук – это образ действия на расстоянии. Песеджет очень часто связаны с Рехит.
    Бог Сет учит Тутмоса III (XVIII дин.) стрельбе из лука. Фрагмент рельефа из храма Амона в Карнаке (прорисовка)
    Девять луков и рехит изображают часто вместе. Рехит – это те, кто далеко за границами Египта испытывают власть египетского царя. А луки символизируют дальние страны не потому, что там лучники, а потому, что власть египетского царя распространяется далеко, за границы Египта. И даже там, за пределами Египта, рехит могут стать пат, если они признают власть царя и будут ему следовать, а потом, может быть, и войдут в ритуальный мир Древнего Египта.
    Нармер в Красной короне взирает на обезглавленные тела врагов. Фрагмент палетки Нармера. Каирский музей, JE 32169
    Положение рехит, будь они египтянами или иноземцами, как нарушителей Маат, мятежников, преступников и святотатцев было практически неизменным, как на земле, так и в инобытии. Шеи таких Рехит перерезались ножом, их вешали на веревках, бросали под стопы царя, как жалких птиц, вместе с Девятью луками. Они безжалостно уничтожались Гором и его «Белым Оком» [CT 857 = VII 60]. Некоторые из этих образов явно связаны с воспроизведением в ритуале победы Гора над Сетом и его приспешниками - врагами хефтиу. Уничтожение рехит-хефтиу означало полный триумф царя как полновластного владыки загробного царства.
    Тутмос IV обезглавливает азиата перед богом Монту. Слоновая кость. Берлин, Египетский музей
    Повешенные птицы-рехит на навершии булавы Скорпиона II из Иераконполя. Оксфорд, музей Эшмолейн, E3632
    6. Две разновидности рехит

    Все рехит делятся на две группы: те рехит, которые молятся и стремятся стать праведниками, и те рехит, которые не стремятся и поэтому гибнут. Неисправившиеся рехит ввергались в подземные чертоги Осириса под его бдительный надзор, но даже пребывая во мраке преисподней, они и оттуда могли угрожать умершему [CT 741 = VI, 368].
    Человек с отрицательными качествами рехит воспринимался, подобно Сету, как злодей, отягощенный многими пороками. По смерти он не мог достичь Запада, его тело бросали в пустыне на съедение хищным птицам (Pap. Chester Beatty III, rt. 11,8: A. H. Gardiner. Hieratic Papyri in the British Museum, third series: Chester Beatty Gift. Vols. 1–2. London, 1935). В этом же папирусе говорится, что видеть во сне птицу с надломленными крыльями было плохим предзнаменованием: оно сулило быть осужденным на загробном суде (Pap. Chester Beatty III, recto 8,9).
    Теперь мы понимаем, что рехит – это вовсе не социальный термин, это не плебс, а это грешник, преступник, святотатец. И есть рехит неисправимые, а есть – исправимые. Из гробничных надписей частных лиц Древнего царства известно, что человек с безупречной репутацией (имаху) перед Богом, царем и людьми надеялся достичь небесного мира. Верность царю была одним из важных залогов для осуществления этих надежд. Пат – люди, которые преданы царю, согласно Текстам Пирамид воспринимались как члены плоти своего господина. Речение 268, § 371а Текстов Пирамид в этом смысле исключительно важно, оно воспроизведено практически во всех пирамидах Древнего царства. В нем говорится, что царь спасает (нехем, букв.: «забирает») пат как члены плоти своей.
    Джон Гвинн Гриффитс предполагал, что царь в Египте был «corporate personality», то есть «личным телом», которое заключало в себе всех верноподданных (J.G. Griffiths. The Origins of Osiris and his Cult. – Leiden: Brill, 1980. P. 230-31). Поэтому пат – это те, кто находятся в теле царя, и те, кто, как часть тела царя, забираются им на небеса, как это и звучит в важнейшем 268 речении Текстов пирамид. То есть оказывается, что пат – это те, кто в теле царя. А кто в теле царя? Это не его родственники, не его вельможи (вельможи тоже разные бывают), это все те, кто верны ему, все, кто следует воле царя как земного воплощения Бога, все, кто следуют Маат – все они пат, и они спасаются царем. Царь оказывается спасителем. Вот потому-то царь «живет для вас», что он спасает: одних, как пат, он ведет с собой в Царство Небесное, других, рехит, он пытается исправить и сделать их пат, а те, кто неисправим, те отвергаются им и лишаются всего. Отсюда и символика наделения царем заупокойным инвентарем своих верноподданных.
    В Папирусе Весткар (Pap.Westcar, 7, 21-22) рассказывается о том, что когда царевич Джедефхор приходит к волшебнику Джеди и приглашает Джеди к своему отцу Хеопсу, всячески пытаясь заманить его, он говорит: «Ты будешь вкушать яства, которые дарует царь, пищу тех, кто следует за ним. Он поведет тебя во время доброе к отцам твоим, пребывающим под Богом (в некрополе)». То есть царь приведет тебя в Инобытие. Следовательно, в эпоху V-VI династий, когда записывались повести Папируса Весткар, это было твердое знание твердой веры, которая была и в эпоху III-IV династии. Царь и здесь дает тебе пищу как символ единства с собой, и там ведет тебя в Царство Небесное. Так что царь действительно «живет для вас».
    Но те, кто восставали против власти царя, лишались гробницы, их имя предавалось проклятию, и потомки их не могли больше владеть их должностью. Повсюду на Востоке, в том числе и в Египте, хороший вельможа передавал своему сыну свою должность, семейное преемство должности - процесс хотя и не вечный, но долгий. Отсюда и жреческие должности в храме Амона, с которых мы начали эту лекцию. Противодействие царю пресекало и это преемство.
    С другой стороны, царские дары заупокойного инвентаря всегда назывались, всегда фиксировались в гробничных биографиях. Зигфрид Моренц пишет в «Религии Египта»: «То, что для современного человека звучало бы грубым намеком, совершенно положительно воспринималось египтянами, которые с глубоким вниманием относились к смерти и полагали, что гробницы должны быть хорошо снабжены всем необходимым, дабы обеспечить умершему благое пребывание в инобытии» (Morenz. Egyptian Religion. – Ithaca, New York: Cornell University Press, 1996. – Р.194). Например, в одном из самых ранних из дошедших до нас текстов врач Ненехсехмет говорит о том, что царь Сахура подарил ему гробницу (Urk.I,38) – это примерно середина III тысячелетия. Царедворцу Уни, надзирающему за Верхним Египтом, царь дарит ковчег из песчаника «из Туры» (Urk 1.99). Известно множество подобных примеров от самых ранних до поздних.
    Поскольку царь – Гор, сын Осириса, то царь давал дары усопшим как Осирису, а в грядущем соединении спасал усопшего, ибо дары царя не что иное, как глаз Гора. «Все, что будут приноситься тебе на земле – это глаз Гора» (BD 125). И дары царя – это то, что должно было воскресить умершего. На трех гробах из Дейр-эль-Бахри (Фивы, XII династия, ныне они хранятся в Берлине - 9,10,45. Два первых принадлежат Ментухотепу ими-ра- пер, третий - его сыну Себекаа), есть надпись: «Я чист, я очищаю стол приношений холодной водой и воскурением благовоний. Я избираю то, что предо мной на столе приношений. Царский дар (ихет несут): чисто (иу уаб) всё, что делается для меня. Царский дар: чисто всё, что делается для сути моей. И я чист и оправдан (маа херу)» (СТ 831. vii,31).
    Здесь мы видим, что царь приносит в дар жертвы, и мы знаем, что жертвенная формула гласит, что дары приносит царь и Анубис, а с конца Древнего царства – царь и Осирис. Царь-Гор – как владыка живых, и Осирис - как владыка мертвых, приносят жертву – глаз Гора, для оживления умершего. И мы понимаем, насколько велика роль царя.
    В Новом царстве это знание формально сохранялось, мы не знаем до конца, верили ли в это, ведь было несколько кризисов, были цареубийства, были времена смуты - все было в истории Египта. Но в XI веке до Р.Х. Рамсес III повелел выбить следующую надпись: «Силен Ты (Амон Ра), да будет известно это по всей нижней стране (та) и по всей нагорной стране (хасет), что Ты есть источник власти царя, сына Твоего, супротив всей нижней страны и всей нагорной страны. Ты даешь победу стране Египта (та эн Кемет), Твоему единственному уделу (паи та уати), не рукой воина или иной, человеческой, но только великой силой Твоей, дарующей спасение» (H.W. Helck, ZÄS, 83, 1958, Pl.III, ll.10-11. – p.35). Амон-Ра через царя, давая ему победу, дарует спасение людям.
    Иная участь была у злодеев, алчных, врагов и мятежников – то есть у тех, кто в качестве рехит восставал против божественного порядка, против Бога, царя и добропорядочных людей. Здесь, на земле, их ожидал суд и расправа, а после смерти они лишались погребения и своих имен, и врата в мир небесный были закрыты для них навсегда.
    В определенном смысле все люди – рехит, так же как в Библии говорится: «Всяк человек ложь» (Пс. 116). И в Послании к Римлянам апостол Павел повторяет эти слова: «Бог верен, а всяк человек лжив» (Рим. 3:4). Египтяне не сомневались в испорченности человеческой природы. Вспомним 1130 речение Текстов ковчегов, где Бог-Творец говорит: «Я не творил лжи, это они сами извратили свою природу». Каждый, в некотором отношении, грешник, творящий зло, алчный, то есть живущий для себя. Рехит по человеческой природе своей склоны к беспорядку, и поэтому иногда рехит – это все люди. И главная задача того, кто обладает властью, как говорится в Поучении Мерикара: «Удалить вражду от рехит, умиротворить и удовлетворить (сехотеп) их».
    Стараясь жить в соответствии с Маат, египтяне надеялись с помощью ритуалов преодолеть свою испорченную сущность, и, тем самым преобразить свою смертную природу в божественную и стать богоподобными на небесах. Постепенно эта идея даже распространялась на другие народы. Гимн Нового царства звучит следующим образом: «Различны наречия людские и их природы, различен цвет кожи их, ибо так различил Ты народы, но Ты всем им подаешь благо», – это Амарнский гимн, большой гимн Атону.
    Наконец, очень символично, что во время коронации существовал обязательный обряд – царь выпускал стрелы на четыре стороны света и освобождал птиц, и они улетали. Это очень характерный знак. С одной стороны, царь показывал, что его власть распространяется на четыре стороны света, он – неб-эр-джер, вседержитель, а, с другой стороны, он освобождает грешников - рехит. На всех четырех сторонах света он, распространяя власть до пределов земли, помогает грешникам стать праведниками, помогает этим птицам с переломанным крылом взлететь.
    7. Смысл религиозно-политической реформы Эхнатона
    В египетской истории есть удивительный период, который называется Амарнским, по названию деревни Эль-Амарна, в которой когда-то находился Ахетатон («Горизонт Атона») – столица Египта при Аменхотепе IV. Аменхотеп IV правил 17 лет, с 1367 по 1350 год. Он сам себе дал имя Эхнатон, потому что постепенно он изменил всю религию Египта, и от сложной религиозной системы перешел к поклонению только одному солнцу.
    Статуя Эхнатона из Карнака. Каирский музей, JE 49529
    Объектом поклонения при Эхатоне стало не солнце как образ Бога Ра, а солнечный диск – Атон, который никогда сам по себе не был божественным именем. Это было обозначение диска солнца, не более того. Аменхотеп IV (Эхнатон) сделал именно этот диск образом Бога, а себя на втором годе правления стал называть Ва эн Ра («Единственный для Ра»), то есть, имеющий исключительное значение для солнца.
    Панель со сценой поклонения Атону из гробницы Эхнатона. Каирский музей, TR 10.11.26.4
    Очень часто эту реформу воспринимают как переход к монотеизму. Именно так об этом пишет З. Моренц: «в реформе Эхнатона напряженность между единством и множеством (богов) была решена так, что это выглядит приемлемо для нашего христианского образа мыслей: в смысле tabula rasa, склоняющейся к монотеизму» (S. Morenz. Egyptian Religion. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1996. P. 146).
    Но на самом деле это было совсем другое. Русский ученый Юрий Яковлевич Перепелкин посвятил несколько книг реформе Эхнатона. Особенно интересен написанный им раздел в «Истории Древнего Востока» (ИДВ, том II). Он понял, что суть реформы заключалась в том, что Эхнатон все поменял местами: если для классической египетской веры царь был образом Бога на земле, и сыном Божиим (са Ра), то для Эхнатона солнце было образом царя на небе, а единственным богом был сам царь. А солнце – единственное светило, было его иконой, его космическим знаком. То есть это было абсолютное самообожествление. С начала 4-го года правления он принял титул, который по-русски звучит как «Ра-Гор-Ахти, ликующий в небосклоне под именем своим Шу, который есть Атон». А позднее, с 9-го года правления, он отказывается от всех имен богов, кроме Атона.
    Многие, в том числе и отец Александр Мень, не зная этих деталей, сочли, что это был прорыв к монотеизму, что это было предвидение грядущего христианства. Многие говорят, что Эхнатон решил создать монотеистическую веру под влиянием древних евреев, но на самом деле нет ничего более страшного, чем то, что создал Эхнатон. Быть может, впервые на земле Эхнатон создал абсолютное человекобожие – не богочеловечество, а именно человекобожие. Помните «Бесов» Достоевского? То есть он объявил себя богом. И один из главных жрецов Атона возвращается к царю со словами: «Хвала Тебе, мой Бог, создавший меня, оказавший мне благодеяния, явивший меня, предоставивший мне довольство, обеспечивший мне потребное своей пищей. Властитель, сделавший меня человеком, давший мне смешаться с жалуемым им…» (ИДВ, том II, с. 509-510).
    Все, что египтяне мечтали обрести на Небе, соединившись с Атумом-Ра и войдя в Нун, все это теперь может дать, а может не дать, царь на земле, именно на земле. Разумеется, египтяне не отказались от своих традиционных обрядов, это было невозможно, так же как в самые страшные годы коммунизма люди все равно копали могилы, хоронили умерших – все это невозможно уничтожить в один момент. Так же и тут – были и ушебти, и саркофаги, но все это потеряло религиозный смысл, осталось только обычаем.
    Изображение царской семьи на домашнем алтаре одного из частных домов в Амарне. Берлин, Египетский музей, 14145
    И самое страшное, что был изгнан Осирис, и диада Гор – Осирис была уничтожена. Поэтому египтяне – те, кто верили или те, кто делали вид, что верят Эхнатону, потеряли надежду на спасение. Мы не знаем, какая у Эхнатона была концепция передачи власти, но очевидно, что живой царь хотел считаться спасителем, хотя вряд ли многие считали его таковым. Но это был действительно тоталитарный режим. Мы знаем, что противников нового культа (такого никогда не было в Египте, ни до, ни после!), особенно жрецов, - а многие жрецы в это время стали исповедниками, не прекратив культы ни в Фивах, ни в других храмах Египта - сжигали живьем. То есть царь террором навязывал свою веру и свою власть.
    8. Изменение эстетики в Амарнский период

    Совершенно изменились в это время и очень важные для египтян эстетические концепции. Строители храмов отказались от всех прежних образцов и строили храмы Атона по-новому. В литературный среднеегипетский язык (это начало XVIII династии, начало Нового царства) влился разговорный новоегипетский. То есть происходила как бы «плебеизация» культуры – все старое было отброшено.
    Мы все знаем великолепные портретные статуи жены Эхнатона, царицы Нефертити – ее знаменитый бюст, который хранится в Берлинском музее, действительно поражает красотой. Видимо, изображение правдиво – Нефертити действительно была редкостной красавицей. Но изображения самого Эхнатона меняются. В первые годы его правления это еще классические египетские идеализированные изображения царя как Бога. Но когда произошел отказ от старых богов, и единственным богом Эхнатон объявил самого себя, то эстетическая модель изменилась. В отличие, скажем, от Сталина или Гитлера, которые требовали, чтобы их изображали писаными красавцами, Эхнатон был фанатиком своей веры, и он, видимо, требовал, чтобы его изображали таким, каков он есть на самом деле, потому что если он бог, а Солнце - лишь его икона на небе, то понятно, что каков бог есть, таково и совершенство. Платон согласился бы с такой позицией, хотя сам принцип человекобожия, разумеется, не принял. Если с нашей точки зрения Эхнатон некрасив, то это только с нашей дурной точки зрения, так как если он бог, он обязательно красив, потому что где Бог, там и совершенная красота.
    Бюст Нефертити. Берлин, Египетский музей, 21300
    В Амарнской живописи и скульптуре Эхнатон представлен уродливым, потому что он был действительно очень некрасив. По всей видимости, многочисленные близкородственные браки вносили в облик человека элемент идиотизма или, по крайней мере, физиологической деградации. Мы видим, что у Эхнатона непропорционально большая голова, тонкая шея, он явно страдал водянкой мозга, задняя часть головы у него одутловатая, лицо одутловатое, обрюзгший, болтающийся живот. В период его правления часто изображаются сцены из жизни, в то время как раньше это изображалось редко. В основном изображались иератические сцены. Могли быть изображены муж, жена, дети, но в священной иератической форме. Тут же изображаются Эхнатон, Нефертити и их дочери, которые, к сожалению, наследовали черты отца, а не матери, и все это изображается таким, каково оно есть, они все изображены полуголыми, и всё это очень некрасиво. Да, это очень натуралистично, - египетские художники умели, как оказалось, изображать натуралистично, но это все очень некрасиво.
    Голова Эхнатона. Музей Луксора, J46
    Голова Эхнатона. Национальный Музей Александрии
    Статуя Эхнатона. Каирский музей, JE 49528
    Соответственно, так же изображались и все подданные – такими, каковы они есть на самом деле, и в основном тоже с подчеркиванием некоторых физических недостатков, чтобы быть более похожими на царя. Ю.Я. Перепелкин пишет: «В образе древних богов, приукрашенных, с торжественной осанкой, искони изображались цари, сами почитавшиеся за богов. Так изображали и Аменхотепа IV в первые годы его царствования. Теперь же, после отказа от старых богов, царя стали изображать в естественном виде со всеми, далеко не всегда привлекательными особенностями строения его головы и туловища» (ИДВ, том II, с. 502-503).
    «Прогулка в саду». Изображение молодой царской четы, сделанное ок. 1330 г., но следующее стилю амарнского периода. Берлин, Египетский музей, 15000
    Напомню, что свое имя Аменхотеп («Амон доволен») царь отменил, как и само почитание Амона.
    Таким образом, сама эстетика говорила о новом религиозном принципе, но этот принцип главенствовал очень недолго. Всё закончилось со смертью царя. Как он умер – мы точно не знаем, то ли его убили, то ли он умер своей смертью, но его саркофаги не довезли до гробницы, их разбили –ненависть к царю была колоссальной. Простые люди, и об этом есть множество археологических свидетельств, по всему Египту продолжали совершать старые ритуалы. Того, кто угрозами и казнями хотел их лишить надежды на спасение, они, понятно, ненавидели. Старые ритуалы, видимо, подпольно, продолжали совершаться даже в новой столице - Ахетатоне.
    Глава статуи одной из дочерей Эхнатона и Нефертити. Берлин, Египетский музей
    Эхнатон специально, как Петр I, создал новую столицу, решив, что старые столицы (Фивы, Мемфис) не подходят, там слишком укоренились старые жреческие традиции, которые так сразу не искоренишь, и надо создать новую столицу, где все будет новое. Он основал новый город Ахетатон, который после его смерти был тут же заброшен. Он затянулся песками, и поэтому в нем и сохранились и архивы, и мастерские и скульптуры, в том числе и неоконченные скульптуры. Есть знаменитая скульптурная мастерская Амарнского скульптора, где много незаконченной скульптуры, и такое ощущение, что все прекратилось, всё было брошено буквально в один день. Все ушли из этого города, в котором остался знаменитый дипломатический Амарнский архив, которым мы сейчас пользуемся и много из него черпаем.
    Изображение дочерей Эхнатона из царского дома. Оксфорд, Музей Эшмолейн, 19931-41
    После Эхнатона короткое время, 3 года, правил Семенкара (1350-1347), а потом 7 лет правил хорошо всем известный Тутанхамон (1347-1339), гробницу которого нашли. И уже и Семенкара, и Тутанхамон отошли от той веры, которую исповедовал Эхнатон. Тутанхамон, когда был маленьким мальчиком, носил имя Тутанхатон («живой образ Атона»), но потом он вернул себе имя Тутанхамон («живой образ Амона»), в противоположность Эхнатону, который отказался от имени Аменхотеп.
    Вход в гробницу Тутанхамона. Долина царей. Фивы
    Эхнатон и его вера были прокляты в Египте, он назывался «врагом из Ахетатона», и его имя предпочитали не называть, но слишком много осталось памятников. Он стирал имена богов, а потом его имя всячески стирали, но все же довольно многое осталось, особенно в дипломатической переписке.
    Мы знаем немало об этом странном и страшном религиозно-политическом эксперименте, который был не порывом к единобожию – единобожие всегда было в Египте, – а порывом к человекобожию. К чести Египта, надо сказать, что соблазн этот был преодолен, и царь Египта остался Гором живым, сыном Ра и спасителем рехит.
    Голова статуи Эхнатона из Карнака, подвегшаяся намеренной порче (L. Manniche. The Akhenaten Colossi of Karnak. Cairo, New York, 2010. P. 20, fig. 2.1)
    Самое страшное в реформе Эхнатона было даже не то, что он был диктатором и тираном – были тираны и до Эхнатона, - но самое страшное, что он, как нам кажется, уничтожал надежду на вечную жизнь. В его новой религии не было механизма спасения, или мы его не знаем. Поэтому люди его не приняли. Он предлагал им жизнь здесь, под своей властью, предлагал кормиться здесь, из его рук, как предлагает и любой тиран современного секулярного мира. Но перспектива вечности была закрыта для его подданных. Намеки, кое-где встречающиеся в гробницах амарнского периода, что царь и после смерти своих подданных будет озарять их своим светом, вряд ли воспринимались египтянами серьезно.
    Первый опыт земного тоталитарного секуляризма был явлен в 1367-1350 годах до Рождества Христова в Египте, но он не смог победить египетскую веру в царя-спасителя, результатоми осуществлением которой , в конечном счете, стало, с точки зрения христиан, пришествие Христа – Истинного Царя, спасающего всех своих верных пат и старающегося всех грешников сделать праведниками.