НОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
Модуль 2. МЕСОПОТАМИЯ
лекция 45
История Древнего Междуречья


аудиозапись лекции


видеозапись лекции
содержание
1. Город и храм.

2. Археологические культуры Месопотамии.

3. Взгляд древних обитателей Междуречья на свою историю.

4. Появление письменности в Месопотамии.

5. Загадка происхождения шумерской цивилизации.

6. Географические особенности древнего Междуречья.

7. Культурные особенности древнего Междуречья.

8. Архаичность месопотамской религиозной традиции.

    список рекомендованной литературы
    1. Е.В. Антонова. Месопотамия на пути к первым государствам. – М.: Восточная литература, 1998.

    2. В.К. Афанасьева. От начала начал. Антология шумерской поэзии. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997.

    3. И.П. Вейнберг. Рождение истории. – М.: Наука, 1993.

    4. Л. Вулли. Ур халдеев. М., 1961.

    5. И.М. Дьяконов. Города-государства Шумера // История Востока. Т.1. М.: Восточная литература, 2002. – С. 45-56.

    6. В.В.Емельянов. Древний Шумер. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.

    7. Т.В. Корниенко. Первые храмы Месопотамии. Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху. – СПб.: Алетейа, 2006.

    8. С.Н. Крамер. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1965.

    9. Э. Кьера. Они писали на глине: Пер. с англ. М.: Наука, 1984.

    10. С. Ллойд. Археология Месопотамии. М., 1984.

    11. А.Л.Оппенхейм. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации: Пер. с англ. – М.: Наука, 1990.

    12. В.К. Шилейко. Ассиро-Вавилонский эпос. СПб., 2007.

    13. Т. Якобсен. Сокровища тьмы: история месопотамской религии. М.: Восточная литература, 1995.

    14. J. Bottero. Mesopotamia: writing, reasoning, and the Gods. Chicago, 1992.

    15. J. Bottero. Religion in Ancient Mesopotamia. Chicago, 2001.

    16. E. Douglas Van Buren. Excavations at Brak and Chagar Bazar // Orientalia, NOVA SERIES, Vol. 17, No. 2 (1948), pp. 248-255.

    17. M. Eliade. A History of Religious Ideas: 3 Vols. – Vol. 1: From Stone Age to the Eleusinian Mysteries. – Chicago, 1978.

    18. B.R. Foster. Mesopotamia // A Handbook of Ancient Religions / Ed. by J. R. Hinnels. – Cambridge: Cambridge University Press, 2007. – P. 161-213.

    19. H. Frankfort. The Birth of Civilisation in the Near East. – Bloomington: Indiana University Press, 1951.

    20. T. Jacobsen. The Sumerian King List. – Chicago: The University of Chicago, 1939. – (Assyriological Studies 11).

    21. T. Jacobsen. Ancient Mesopotamian Religion : The Central Concerns // PAPS. – 1963. – Vol. 107. – № 6. – Р. 473-484.

    22. S.N. Kramer. The Sumerians: Their History, Culture and Character. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1963 (рус. перевод: С.Н. Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. М.: ЗАО Центрполиграф, 2002).

    23. M. Krebernik. Die Götterlisten aus Fara // ZA. – 1986. – Bd. 76. – P. 161-204.

    24. M.E.L. Mallowan. Excavations at Braq and Chagar Bazar. // Iraq. Vol. IX. – L., 1949.

    25. J. Reade. Assyrian King-Lists, the Royal Tombs of Ur, and Indus Origins // Journal of Near Eastern Studies, Vol. 60, No. 1 (Jan., 2001), pp. 1-29.

    стенограмма лекции
    1. Город и храм

    Мы начинаем новый большой цикл лекций, посвященный религиям Древней Передней Азии: Месопотамии, Ханаана, Греции. Сегодня мы начнем говорить о религии древней Месопотамии.
    Месопотамия является колыбелью цивилизации. Именно здесь, в восточной части Плодородного Полумесяца, в X тысячелетии до Рождества Христова люди переходят к земледелию и, постепенно, к оседлости. В VII – VI тысячелетии здесь, так же как и в соседней Анатолии (Чатал-Хююк, Хаджилар), возникают крупные протогородские поселения, в которых живут люди и где центром является храмовая постройка (см. об этом: Е.В. Антонова. Месопотамия на пути к первым государствам. М.: Восточная литература, 1998. С. 12-14). В Верхней Месопотамии это VII тысячелетие, в Нижней – VI тысячелетие до Рождества Христова. Об этом подробно рассказывает в своей книге «Месопотамия на пути к первым государствам» Елена Вадимовна Антонова. Это хорошая, основанная на археологическом материале книга, где большое внимание уделяется религиозному моменту самых ранних месопотамских цивилизаций.
    Основные эпипалеолитические и неолитические памятники Северной Месопотамии
    То, что центром города является храм – это теперь общепринятая точка зрения. И, более того, профессор И.М. Дьяконов в «Истории Древнего Востока» отмечал, что создание храмов предшествовало созданию городов (История Древнего Востока. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1983. С. 110-111). Это очень важно – что город возникает не из-за каких-то экономических факторов, а начинает строиться вокруг храма. Когда мы говорили о Египте, мы видели, что и храм, и государство имеют религиозную причину возникновения. Город – это то место, где хотят селиться люди, потому что здесь святыня, потому что здесь сосредоточено нечто такое, в чем люди усматривают божественное проявление, божественную силу. Поэтому они здесь строят храм, и поэтому вокруг этого храма они устраивают свою жизнь, устраивают свой город и свое государство.
    Поселение Чатал-Хююк, VIII-VII тыс. до Р.Х. Реконструкция
    Раньше и в европейской, и в советской научной традиции считалось иначе. Считалось, что храм протогорода – это «символ концентрации излишков». То есть когда община производит уже достаточно много и остается что-то сверх необходимого для удовлетворения насущных потребностей, люди начинают что-то давать храму. Так утверждал в 20-е годы прошлого века знаменитый английский ученый, основоположник теории «аграрной революции», «неолитической революции» Вир Гордон Чайлд. Ему принадлежит книга «Urban revolution» («Городская революция»), где он говорит о том, что храм протогорода – это символ концентрации излишков. Именно с этого он и начинает книгу (V.G.Child. Urban Revolution. Town Planning Review, 1950. – P. 10).
    Раскопки древнейшего (X тыс. до Р.Х. или ранее) храмового комплекса Гебекли-Тепе, расположенного в 12 км. от города Шанлыурфа (Турция)
    Но теперь мы понимаем, что это не так, что, по крайней мере, в Месопотамии храм – это фиксация божественного присутствия, вокруг которого начинает постепенно располагаться жилое пространство.
    Вир Гордон Чайлд (1892-1957), британско-австралийский историк и археолог, автор понятий «неолитическая революция» и «урбанистическая революция»
    Очень хорошим доказательством этого является открытие английским ученым М.Е.Л.Мэллоуном так называемого «храма священного ока» в Тель-Браке (ныне это Сирия, вблизи границы с Ираком). Я напомню, что тель (араб.) – это холм, образовавшийся из остатков древних построек и заполняющих их культурных слоев. Храм на Тель-Браке относится к культуре Джемдет-Наср (3000-2800 до Р.Х.) – последней дописьменной культуре Месопотамии. Очевидно, что это была не жилая постройка, а святилище. И в этом святилище было найдено несколько тысяч небольших плоских статуэток из черного и белого алебастра, высотой 2,5- 5 сантиметров, и на этих статуэтках часто изображено несколько пар глаз. То есть они видят. Это какой-то образ, который мы не можем до конца понять. Но еще с эпохи раннего неолита глаза – это образ Бога, который видит наш мир. И эти статуэтки, видимо, изображающие молящихся людей - это, скорее всего, посвящение Богу, который всё видит. Люди, тем самым, свидетельствуют о себе, что они «ходят перед Богом» (ср. Быт. 5:22,24). То есть храм в Тель-Браке – это не город, а это священное место, которое посещали люди. Там они молились, оставляли свои приношения и снова уходили. Может быть, какое-то время и жили поблизости. Есть признаки того, что там жили временно, как кочевники, а потом уходили, но храм оставался постоянно. Так прослеживается некоторая тенденция храма как центра, вокруг которого созидается цивилизация, культурная жизнь.
    Храм Священного Ока на Тель-Браке и дворец Нарамсина
    «Идолы с глазами» из раскопок на Тель-Браке и Чагар-Базаре. Британский музей, 126202
    «Идолы с глазами» из раскопок на Тель-Браке. Британский музей
    Различные типы «идолов с глазами» (M.E.L. Mallowan. Excavations at Braq and Chagar Bazar. // Iraq. Vol. IX. – L., 1949. Pl. LI)
    Адам и Ева, прячущиеся от Бога (=становящиеся невидимыми) (Быт. 3:8-9). Венеция. Собор Святого Марка, XIII в.
    Каменная статуэтка молящегося с выделенными глазами (ок. 2500 до Р.Х.). Британский музей, 114207
    Статуэтка молящегося с выделенными глазами из Хафадже (2550 - 2350 до Р.Х.). Багдад, Национальный музей Ирака
    Голова из алебастра с подчеркнутыми глазами.Тель-Брак, ок. 3200 до Р.Х. (M.E.L. Mallowan. Excavations at Braq and Chagar Bazar. // Iraq. Vol. IX. – L., 1949. Pl. I)
    Мужская фигурка из золота с подчеркнутыми глазами из Тель эль-Фарха (Нижний Египет). Конец IV тыс. (Накада IIIB). Каирский музей, R-485
    Статуэтка молящегося из храма Аб-У в Телль-Асмаре (Ахмаре). (2750-2615 до Р.Х.). Багдад, Национальный музей Ирака
    2. Археологические культуры Месопотамии

    В Месопотамии, начиная с IV тысячелетия до Р.Х., можно говорить о протогосударственных археологических культурах. На севере Месопотамии это культура Гавра (3800-3000), а на юге - культура Урука (3800-3000). И дальше культура Джемдет-Наср (3000-2800), которая объединяет практически всю Месопотамию.
    Как же дальше шла история Месопотамии? Она шла совсем не так, как история Египта. После культуры Джемдет-Наср следует раннединастический период. Он делится на три части и продолжается примерно с 2750-го по 2350-ый год. Это время, соответствующее Древнему царству Египта. Далее следует раннеаккадский период (2316-2170), в который входит эпоха Саргона (2334-2279) и Нарамсина (2254-2218).
    Голова Саргона Древнего из Ниневии (2300 - 2100 до Р.Х.). Бронза. Багдад, Национальный музей Ирака
    После этого наступает примерно то же, что в Египте называется Первым переходным периодом. В Месопотамии это период нашествия кутиев (2230-2109 гг.). Это время, за которое сменилось двадцать царей, время огромной политической нестабильности. Как мы видим, весь Передний Восток – и Египет, и Месопотамия – прошел через довольно долгое смутное время.
    Потом в Месопотамии восстанавливается государственность, возникают протоимперские образования. Археологи их называют эпохой II династии Лагаша (2136-2104) и III династией Ура (2112 – 1997). III династия Ура – это интересное для нас время, потому что это время эпохи Авраама. Вы помните, что, по Библии, Авраам жил как раз в Уре Халдейском (Быт. 11:28). И жил как раз в эпоху III династии Ура. Его уход из Ура Халдейского совпадает с гибелью Ура как столицы этой империи. В лекциях по Библии я об этом рассказываю подробно. Оказывается, археологическая история и библейская история совпадают.
    После этого следуют I династия Исина (2017 – 1794), династия Ларсы (2025 – 1763) и довольно большой старовавилонский период (1894 – 1595). К этому времени относятся и знаменитые законы царя Хаммурапи, правившего в 1792-1750 годы.
    Царь Хаммурапи перед богом Шамашем. Изображение со стелы Хаммурапи из Суз. Диорит. Общая высота стелы 225 см. Ок. 1750 до Р.Х. Найдена Ж. Де Морганом в 1901 г. в Сузах (Иран). Лувр. Sb8. Париж
    После этого снова начинается смутная эпоха, которая более-менее совпадает со Вторым переходным периодом в Египте. Это эпоха нашествия касситских племен, то есть семитских кочевых племен. Она охватывает очень большой период времени - с 1742 по 1155 годы. Все снова приходит в упадок. Но потом Небучадреззар, царь Вавилонии (1124-1103), восстанавливает Вавилонское государство. То есть между началом II тысячелетия и концом II тысячелетия существует провал государственности.
    К концу этого «провала» относится возвышение Ассирии. И Вавилония, и Ассирия – это хорошо известные из Библии страны. Ассирия – это север Месопотамии. И первое возвышение Ассирии приходится на XIII век до Рождества Христова, когда начинаются войны с Вавилонией.
    XI-X века в Передней Азии – это вновь своего рода политический вакуум, время, когда нет сильных государств, сильных империй. И Египет (в Египте это эпоха Третьего переходного периода), и Вавилония, и Ассирия в это время слабы. И как раз в этот период, в XI-X века, возникает целый ряд независимых и достаточно мощных государств, известных из Библии. Это, в первую очередь, Иудейское царство царя Давида и Соломона, и это Сирийское царство, царство Дамаска. Они не могли бы возникнуть, если бы не ослабла власть месопотамских и египетских царей. Но она ослабла, и поэтому возникли небольшие государства, которые даже считали себя «великими». Эпоха царей Давида и Соломона считается золотым веком древнеизраильской государственности. Потом эти библейские царства постоянно находились под ударом то Египта, то Месопотамии. И, фактически, они всё время были данниками одного из этих государств и балансировали между ними.
    Второе возвышение Ассирии происходит в годы правления хорошо известного царя Ассурнасирапала II (890-885). Это время, когда Ассирия становится мировой державой. Салманасар III (860-825) совершает походы на Дамаск, на Израильское царство.
    Третье возвышение Ассирии – это 745-729 годы. В 734-ом году был завоеван и разорен Дамаск. В 729 году происходит соединение Ассирии с Вавилонией. В 722-707 гг. в Ассирии правит Саргон II (Шарру-кин, «Царь истинный»), при котором (722 г.) было завоевано Северное (Израильское) царство. Затем, при ассирийском царе Синахерибе (705-681), уничтожается Вавилон. И в это же время, по преданию, ассирийское войско было поражено Ангелом у стен Иерусалима и отступило (4 Цар. 19:35). И Иерусалим был спасен. При Ассархадоне был завоеван Египет.
    Потом Ассирийское царство рушится под ударами мидян и персов. Ниневия, столица Ассирии, завоевывается в 612-ом году, и это позволяет восстановиться Вавилонскому царству. На какое-то время Вавилония вновь добивается независимости, возникает Нововавилонское царство, которое тоже хорошо известно из Библии, хорошо известен царь Навухудоносор II, который правил в 605-561 годах. Это имя на аккадском языке звучит как Набу-кудурри-усур («Набу, защити мои пределы»). После него, женившись на его вдове, к власти приходит Набонид (Набу-наид, «Набу возвысил»). Его Геродот именует Лабинитом.
    И, наконец, последний царь – Валтасар (Бел-шарра-усур, «Бел, царя храни»). Это сын предшествующего вавилонского царя Навуходоносора II и египтянки Нитокрис, на которой женился Набонид. Валтасар фактически был правителем Вавилона, а Набонид, будучи пожилым человеком, не был активным правителем, он был его соправителем. Валтасар погиб в Вавилоне во время пожара, когда в 539-ом году Вавилон завоевали персы. В Библии трагедия Валтасара описана: Валтасар «приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое» (Дан. 5:2-6).
    Иерусалим был ограблен и сожжен, и его сосуды, которые использовались при богослужении, в которых приносилась жертва Богу, перенесены в Вавилон. Валтасар приказал их принести и использовать как столовую посуду. И тогда на стене появились эти знаменитые слова, которые говорили о том, что он (Валтасар) был «взвешен на весах и найден очень легким» (Дан. 5:27). И буквально через несколько часов штурм персов привел к тому, что во время этого религиозного празднества и Валтасар, и его свита, и сам город, и народ были захвачены и погибли. Многие погибли в огне пожара, который знаменовал конец независимого Месопотамского государства. Месопотамия завершила свое существование как независимое государство в 539 году до Рождества Христова.
    Она была включена в Персидскую державу, потом, с 333 года, - в державу Александра Македонского. Потом она входила в государство Селевкидов, потом персы отвоевали Месопотамию. Были войны Рима и Персии, и северная часть Месопотамии была включена в Римскую империю, а центральная и южная - в Персидскую. В какой-то момент, при царе Траяне (98-117), Риму удалось присоединить всю Месопотамию, но только на короткое время. И потом опять эти земли были утеряны. Война продолжалась долго, до падения Римской империи и до возникновения ислама, при котором Месопотамия не только вошла в Арабский халифат, но и стала его центром. Багдад, расположенный примерно в 100 километрах к северу от Вавилона, был местом пребывания халифа – наместника пророка Мухаммеда.
    Такова светская история этой удивительной цивилизации. Она очень интересная, очень яркая. Есть прекрасная книга Лео Оппенхейма «Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации» (М.: Наука, 1980). Вообще, по Месопотамии у нас довольно много книг, даже на русском языке – и по общей истории, и по истории религии. И мы о них будем говорить. Но это история, которую знают ученые, археологи, а сами жители древней Месопотамии видели свое прошлое совсем иначе.
    3. Взгляд древних обитателей Междуречья на свою историю

    Мы иногда удивляемся, когда читаем в Библии про невероятные возрасты первых патриархов, потомков Адама, каждый из которых жил по 700, 800, 900 лет. Помните, Мафусаилов век (Быт. гл. 5)? И нам это кажется очень странным. Но это характерно для Месопотамии.
    Греки называли Месопотамию Халдеей. Мы иногда будем это слово использовать. И халдейский жрец Бероэс (Бел ре ушу – «Бел его пастырь») написал книгу «Халдеика» об истории и культуре своей родной страны Месопотамии. Написал он ее в III веке до Рождества Христова на греческом языке, потому что к тому времени Месопотамия была завоевана Александром Македонским. И как Манефон писал историю Египта на греческом языке, пытаясь рассказать всему миру о том, чем был Египет, так же и Бероэс писал историю Месопотамии на греческом языке. Она сохранилась только в цитатах, только во фрагментах. Целиком не сохранилась ни книга Манефона, ни книга Бероэса. Но кое-что из «Халдеики» мы знаем.
    Также есть совершенно уникальный памятник – так называемый список богов из Фары. Фара – это местечко в Нижней Месопотамии. Это примерно там, где был расположен древний город Шуруппак. Этот список очень древний, он датируется XXVII веком до Рождества Христова. Это список богов и царей, правивших в Месопотамии. И в этом списке мы читаем, что до потопа протекло 456 тысяч лет государственности. 456 тысяч лет – полмиллиона лет, без малого! Невероятный срок! Я это объясняю так, что в Месопотамии отсчет лет велся по акиту – праздникам новолетия. И, по-видимому, в древности акиту происходил каждый месяц, а не раз в год. Поэтому мы должны цифры в 900, 800, 700 лет делить на 12 и тогда получим адекватные сроки. Хотя все равно они будут очень большие. Но уже, по крайней мере, более реалистические. В любом случае, по традиционным Месопотамским исчислениям, до потопа протекло 456 тысяч лет государственности.
    Здесь говорится: «до потопа». Месопотамии известен потоп. Можно даже сказать, что во многом изучение Месопотамии произошло благодаря описанию потопа. В библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала были найдены тексты, где описывается потоп, и это описание очень похоже на библейское, вплоть до деталей - до ворона и голубя, которых выпускал человек с другим именем, но тоже из ковчега. То, что в Месопотамии знали о потопе, настолько поразило мир, что богатейшие люди стали давать деньги на археологические раскопки, и благодаря этому изучение Месопотамии в 19 веке стало быстро развиваться. Если Египет вообще не знает категории «потопа», то в традиции Месопотамии потоп - это важнейший момент.
    Если читать список из Фары дальше, то мы видим, что I династия Киша продолжается 25 тысяч лет. Причем первый царь по имени Калуму, то есть «ягненок», правил 900 лет. Ягненок, агнец – очень характерный для Месопотамии образ. 900 лет – вполне Мафусаилов век. Второй царь, Зукакину [скорпион], правил 840 лет. Этана – четвертый царь династии Киша, о котором сохранились повести, правил 635 лет. Совершенно как в Библии!
    Потом идет I династия Урука – 12 царей правили 2310 лет. Четвертый царь династии Урука, Думузи, о котором мы будем говорить подробно, поскольку это важнейший религиозный персонаж Месопотамии, правил 100 лет. Пятый царь Урука, Гильгамеш, правил 126 лет. Вы все помните повести о Гильгамеше. Вы понимаете, что идет какое-то совсем другое исчисление сроков.
    Раскопки Урука в современном Ираке. На переднем плане — руины Каменного здания
    Далее - II династия Киша. Если цари I династии Киша правили 25 тысяч лет, то 8 царей II династии Киша правили 3895 лет. Затем 4 царя I династии Ура правили 177 лет. Кстати, слово «Ур» означает «город». Поэтому Иерусалим – это Ур-шалом, «Город мира». Не мира как Вселенной, а «город мира» как мирного, невоенного состояния. А три царя династии Авана правили 356 лет. Такова та система подсчетов, которая есть в списке Фары и которая была в Древней Месопотамии.
    Археологические раскопки в Уре (ныне Телль-эль-Мукайяр)
    Жители Месопотамии ощущали себя очень древней культурой. Причем города Киш, Ур, Аван, Урук существовали в историческое время и сейчас раскопаны. Мы точно знаем, что они существовали в IV тысячелетии, но, конечно, о десятках тысяч лет говорить невозможно. Но и сказать, что все это просто выдумали, тоже нельзя. Значит, была другая система подсчета времени, другая система летоисчисления. Поэтому и упорствовать в том, что мир не может существовать больше 7000 лет, как сейчас говорят некоторые «мудрецы», считая по годам жизни патриархов Библии, это также наивно. Все зависит от системы летоисчисления. Те годы и наши годы – это разные годы. Это надо совершенно ясно понимать.
    4. Появление письменности в Месопотамии

    В Месопотамии в середине или во второй половине четвертого тысячелетия появляется письменность. По мнению большинства современных ученых, это первая известная нам непрерывная письменная традиция. То есть она началась в середине IV тысячелетия и продолжается до сего дня. Конечно, меняется язык, меняются формы написания, но это не принципиально. Главное, что письменная традиция существует с этого времени непрерывно. Почему это важно? Потому что есть прерывающиеся письменные традиции. Например, известно, что на китайском полуострове Шаньдун письменность возникала два раза – в VII и в VI тысячелетии до Рождества Христова, но оба раза она исчезала, и сейчас никто не может этих знаков прочесть, но они были. Какие-то знаки в это же время и даже немного раньше использовали для письма во Фракии - в нынешних Болгарии и Румынии, но их тоже никто не может прочесть, а сама письменная традиция там прервалась. То есть это возникшие и исчезнувшие формы письма. А в Месопотамии мы имеем дело с первой непрерывной трансляцией письма. Хотя последние открытия в Египте заставляют говорить о том, что египетская непрерывная письменная традиция соизмерима по древности с месопотамской. Но мы не можем говорить, что египетская письменность произошла от месопотамской, и, тем более, не можем говорить обратное. Это открытие, которое произошло одновременно в нескольких районах мира. Я уже упоминал Шаньдун, была письменность и в долине Инда. Одновременное возникновение письменности в нескольких районах мира - одна из загадок в мировой истории.
    Иероглифические надписи на жертвенных сосудах из Шаньдуна (V-IV тыс. до Р.Х.). (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов. Современные данные о древнейших письменностях в Восточной Азии и связанные с ними знаки и тексты // Вопросы эпиграфики. Вып. 5. М., 2011. С. 93, табл. 5)
    Точно так же мы не можем понять, почему «неолитическая революция» (то есть доместикация, одомашнивание растений и животных) произошла по-разному, но в одно и то же время не менее, чем в двенадцати районах мира, причем, как минимум, три из них находятся в Новом Свете – в Америке. Япония – четвертый район. Мы не можем понять, как это произошло практически одновременно. Ученые это объяснись не могут. Так же и письменность, возникшая одновременно в ряде районов Старого Света.
    5. Загадка происхождения шумерской цивилизации

    Кроме загадок хронологии и письменности, Месопотамия приготовила нам и другую загадку. Дело в том, что древнейшая письменность, которую мы встречаем в Месопотамии, это письменность шумерской цивилизации. Само слово «шумеры» аккадского происхождения, и оно, как ни странно, присутствует в Библии, хотя этого очень долго и не понимали её читатели. Мы помним, что Вавилонскую башню стали строить в долине Сеннаар (Быт. 11:2). Сеннаар – это и есть Шумер. На западносемитских языках, к которым относятся и иврит, и арамейский язык – это долина Сеннаар.
    Но сам по себе шумерский язык не близок ни одному из известных языков и не входит ни в одну из языковых семей. Откуда же он пришел? Что это за язык? Какой народ говорил на нем? Мы этого не знаем. Но мы знаем, что в Месопотамии на нем говорили и писали в конце IV и в III тысячелетии до Рождества Христова. Если язык пиктографических табличек Урука IV еще не вполне идентифицирован, то язык текстов Урука III (период Джемдет-Наср) уже определенно является шумерским. Происхождение шумеров нам неизвестно.
    Шумерская цивилизация была открыта только в самом конце XIX века. До этого мы вообще не знали, что существовала эта великая цивилизация. Мы думали, что цивилизация Месопотамии – это только семитская цивилизация. Никто не связывал библейский Сеннаар с Шумером, и только раскопки в южной части Месопотамии открыли великую шумерскую цивилизацию.
    Замечательно, что нам вообще удалось прочесть шумерский язык. Дело в том, что если у языка нет аналогов, если он не входит ни в одну языковую семью, прочесть невозможно. Скажем, египетский язык относится к группе семитских языков, шумерский же язык уникален. Однако его прочли, и мы его знаем очень неплохо, хотя, конечно, знание шумерского языка, как и любого другого древнего языка, неидеально.
    Но оказалось, что и шумерский язык – не самый древний на земле Месопотамии. В 1940-ые годы немецкий шумеролог Бенно Ландсбергер, работавший в то время в Анкаре (будучи евреем, он в 1935 г. был выгнан нацистами из Лейпцигского университета и переехал в Турцию), обратил внимание, что целый ряд названий Нижней Месопотамии, в основном гидронимы, а также названия поселений и орудий труда, связанных с сельским хозяйством и ремеслом, с выплавкой металлов, не шумерские и не семитские, а какие-то более древние. То есть шумеры пришли в уже цивилизованный, освоенный мир и заимствовали термины и гидронимы у народов, живших там ранее, как русские заимствовали гидронимы у угро-финских народов. Дошумерское население Месопотамии не имело письменным, но оно было уже культурным – уже возделывались растения, выплавлялись металлы, уже были поселения, уже лодки плавали по рекам.
    Какой народ жил здесь до шумеров, мы не знаем, но то, что носители шумерского языка пришли в Месопотамию из-вне было убедительно показано Б.Ландсбергером. Шумеры пришли в V тысячелетии или в самом начале IV тысячелетия до Р.Х. Ученые гадают, откуда они пришли. Большинство считают, что они пришли из Индии. Не забудем, что Персидский залив – это залив Аравийского моря, а восточный берег Аравийского моря – это западное побережье Индии. И если они пришли из Индии, то это, естественно, были доарийские народы, потому что арии пришли в Индию не раньше 1800 года до Р.Х. Но, судя по немногим сохранившимся цветным изображениям, первые шумерские переселенцы, скорее всего, не были тамилами, негроидами. Это был этнос какой-то другой расы.
    Есть, кстати говоря, хорошая книга Самуэля Ноаха Крамера «Шумеры» (S.N. Kramer. The Sumerians: Their History, Culture and Character. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1963. На русском языке - С.Н. Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2002). Есть на русском языке и другая его книга «История начинается в Шумере» (М.: Наука, 1965; англ.: S.N. Kramer. History Begins at Sumer: Thirty-Nine Firsts in Man's Recorded History. University of Pennsylvania Press, 1981 – (3 ed.)). Вот эта книжка. Она у меня до дыр зачитана.
    Обложка книги С.Н.Крамера «История начинается в Шумере»
    Самуэль Крамер - американский ученый российского происхождения. Родители, евреи по национальности, увезли его ребенком, спасая себя и его от бессарабского погрома. Так, кстати, Россия, как и Германия, из-за глупости национализма лишалась умнейших и славнейших людей, потому что нет во второй половине XX века более крупного шумеролога, чем С.Н. Крамер. У его научного анализа есть свои слабости, о них мы будем говорить, но, безусловно, он великий знаток. В книге «Шумеры» он описывает состояние знания о происхождении этого народа. И мы видим, что если для Египта характерно автохтонное существование основного этноса, хотя там тоже соединяются и постоянно контактируют несколько этносов: семитический, берберский пустынный и негроидный, то особенность Месопотамии в том, что здесь народы сменяют народы.
    Сэмюэл Ноах Крамер (англ. Samuel Noah Kramer) (1897 -1990) - востоковед, один из ведущих шумерологов мира
    В 1990-ые годы распространилось убеждение, что шумерийцы и аккадцы – это две очень разные культуры, не сходные друг с другом. Впервые это мнение решительно высказал Джованни Петтинато в 1971-ом году в своей известной книге, изданной в Гейдельберге (G.Pettinato. Das altorientalische Menschenbild und die sumerischen und akkadischen Schöpfungsmythen. Heidelberg, 1971). И эта традиция сейчас довольно широко принята. А другие ученые предполагают, что аккадская (семитская) культура сформировалась под воздействием шумерской.
    6. Географические особенности древнего Междуречья

    Географически Месопотамия разделяется на три части. Если Египет можно, в какой-то степени, разделить на две части: Верхний и Нижний Египет, и мы помним, что Верхний и Нижний Египет – это образы неба и земли, но одновременно это две географические части Египта, то Месопотамия делится на три части. Это деление восходит к древности, и эти три части имели разные названия.
    Самая южная часть Месопотамии, от северной оконечности Персидского залива приблизительно до линии, проходящей в 100 километрах от нынешнего Багдада, именуется Шумером. Религиозная столица Шумера – это город Ниппур. Но Месопотамия почти никогда не была единым государством. И Шумер никогда не был единым государством. Пожалуй, только при III династии Ура его попытались объединить завоеванием. Но Шумер всегда оставался федерацией городов. В этом смысле он напоминает Грецию. Кроме Ниппура, который был религиозным центром, но не был самым влиятельным городом и никогда не был столицей империи, в Шумере большое значение имели города Урук (Варка), Ур (Муккайир), Арама и много других городов. Надо помнить, что Персидский залив был тогда намного больше, чем сейчас. Наносы великих рек Тигра и Евфрата фактически превратили в болота и осушили северную часть Персидского залива, отодвинув прибрежную полосу более чем на 100 километров. Города Шуруппак, Урук, Эриду стояли непосредственно на берегу залива. Теперь они или их остатки расположены далеко от моря. Тогда это были морские порты.
    Еще одним интересным свидетельством того, что шумерийцы – это некоренное население, является их храмовое строительство. Дело в том, что шумерийцы приходят в Месопотамию и начинают воздвигать храмы, подобные горам. Они так и именуются – зиккуратами. Зиккурат – это гора. Экур – это гора. Но никаких гор в Нижней Месопотамии нет, это совершенно плоская заболоченная равнина, медленно переходящая в мелководье севера Персидского залива. Эти искусственные горы – зиккураты - воспоминание того, что на родине шумеров святилища находились на вершинах гор. Как, например, в Израиле на горе Кармил. А поскольку никаких гор в Нижней Месопотамии не было, шумеры возводили искусственные горы. И, кстати говоря, знаменитая Вавилонская башня – это один из таких зиккуратов, построенных из обоженных кирпичей и битума («земляной смолы»), который, видимо, настолько поразил местных жителей, что они сложили легенду о башне высотой до неба, строительство которой остановил путем смешения языков (тоже важное указание на полиэтнический характер древнейшей Месопотамии) сам Бог (Быт. 11:2-8).
    Реконструкция храма позднеурукского периода (3500-3200 до Р.Х.) (Charvat P. The Birth of the State: Ancient Egypt, Mesopotamia, India and China. – Prague: Karolinum Press, 2013. Р. 118, fig. 22)
    Шумер – это аккадское слово, а на шумерском языке эта земля называлась Киенгир. Нижняя Месопотамия – это страна очень своеобразной природы, принципиально отличающаяся от Египта. В Египте разливы Нила, подъемы и спады воды происходят с удивительной периодичностью. В одно и то же время всходят на небосклон Сириус и Орион, предвещая подъем вод Нила. Египетская цивилизация существовала в природно-ритмичном регионе, она была стабильна, устойчива. И еще одним знаком и символом этой устойчивости было каменное строительство, известное с древнейшего времени, потому что камня в Египте хватало. Не забудем, что долина Нила с двух сторон окружена горами, где можно добывать и гранит, и песчаник, и базальт. В Египте случались социальные катаклизмы, но, в общем, жизнь была довольно неизменной. «Тощие» и «толстые» годы, о которых известно из Библии (Быт. 41:1-36) – это редчайшее явление для Египта.
    Зиккурат в Уре (21 в. до Р.Х.)
    В Месопотамии было совсем не так – Тигр и Евфрат текли не с юга на север, а с севера на юг. Они текли с Анатолийского нагорья, из нынешней Турции. Их главная подпитка – это снега и горные дожди. Они были не регулярны, в них не было периодичности, это не тропические муссонные ливни, которые роходят в определенное время и питают те великие озера, из которых вытекает Нил. Поэтому в Месопотамии были часты и засуха, и наводнение, и они были катастрофичны. Отсюда и идея потопа. Для Египта потоп – не очень страшная вещь, потому что люди могут отойти подальше от берегов Нила, там горы вокруг, вода так высоко не поднимается – и спастись. Поэтому у египтян и не было преданий о потопе.
    А для Месопотамии предания о потопе характерны и сам потоп катастрофичен, потому что если вода поднимется на метра два-три, все деревни будут залиты, люди и скотина погибнут, всё унесет водой. То есть жители Месопотамии жили в непредсказуемом природном ритме, и это создало другую ментальность народа. Вообще стабильная форма устроения жизни, если она повторяется из поколения в поколение, очень влияет на сознание. И катастрофическая, непредсказуемая жизнь также влияет. И мы увидим, что в Месопотамии сложился совсем иной тип сознания, нежели в Египте.
    Второй момент связан с тем, что в Нижней Месопотамии не было камня. Камень был в Верхней Месопотамии. Поэтому в Шумере люди строили практически все из глины и писали на глине. Если египетский иероглиф сформировался именно как знак, вырезанный на камне, и поэтому иератика, священный текст – это всегда четко вырисованные фигурки, потому что на камне можно было четко выбить фигурку, то шумерийцы писали на глине. А что получается, если писать палочкой по мягкой глине? Понятно, что получаются клинышки, отсюда клинопись. Палочкой на мягкой глине ничего не нарисуешь, всегда будет сначала утолщение, потом тоньше, и один край этой глины будет отогнут – это и есть первоначальное клинописное письмо. Когда-то делались надписи на камне, и они делались пиктограммами, и было рисунчатое письмо, но от него очень быстро отказались. И потом уже в камне стали воспроизводить клинопись, и клинопись сохранялась в Месопотамии до I века, примерно до 70-го года после Рождества Христова. Менялись языки – сначала это был шумерский, потом аккадский, потом персидский и арамейский, но всегда использовалась клинопись. Некоторые ученые даже предполагают, что первая запись книги Бытия тоже была сделана клинописью.
    Глиняная табличка. Раннединастический Шумер. Британский музей, 15826
    К северу от Шумера расположена Средняя Месопотамия, и этот район называется Аккадом. Аккад располагается до нагорий, которые примерно в пятистах километрах к северу стесняют реки Тигр и Евфрат. И нынешний Багдад, и Вавилон – это область Аккада. Сам Аккад, возможно, когда-то был крупным городом, но в историческое время это уже маленький городок, но он дал имя всей провинции. Вроде бы до Аккада центром этой области был Киш. Язык Аккада семитский, и сама страна называется Аккадом на семитском языке, а на шумерском она – Ури. В III тысячелетии семитская Средняя Месопотамия была под контролем Шумера.
    Глиняная табличка с клинописным текстом, содержащим список ранневавилонских династий (18 в. до Р.Х.). Британский музей, 108857
    Самая северная часть Месопотамии – это гористая часть, сложенная гранитами и речными наносами. Для нее характерен более суровый, более континентальный климат. Эта часть Месопотамии именуется Ашшуром или Ассирией – по названию города Ашшура. На шумерском языке этот район называется Субарту. Когда-то шумеры контролировали всю Месопотамию, и даже, по некоторым мнениям, в эпоху III династии Ура выходили к Средиземному морю. В Северной Месопотамии, в отличие от Средней и Южной, где главный источник воды – это колодцы и большие реки, из которых надо брать воду, главным источником воды были дожди, и дождей было достаточно для ведения зернового хозяйства. Там есть леса, есть гранит. Столицей Ассирии сначала был Нимруд, а потом Ниневия (Куюнджик).
    Если для Египта характерно единое государство, которое распадается только в эпоху смутного времени, то для Месопотамии всегда было характерно множество государств и множество городов, которые находятся в сложных отношениях друг с другом. Например, в начале III тысячелетия это был союз шумерских городов. Как греки из разных городов собирались в Коринфе на ассамблеи, так же шумерийцы собирались в своей религиозной столице - Ниппуре. Но часто города находились в конфликте друг с другом, и в эпических текстах рассказывается об этих войнах и конфликтах.
    Потом Вавилония завоевывала Ассирию, Ассирия завоевывала Вавилонию. Так же как и климат, политический режим Месопотамии был нестабильным, конфликтным, на что, возможно, наложила отпечаток природа, создавшая тип сознания, не стремящийся к стабильности. Египтянин стремится к стабильности, стремится к основательности, в Месопотамии этого нет.
    Город Вавилон, который мы уже не раз упоминали, – это один из культурных центров всего Древнего мира. Это очень древний город, и его название значимо. На аккадском языке его название «БАБ ИЛУ», что означает «врата Бога» (в единственном числе). Отсюда еврейское имя Бабель (Вавель), воспроизводящее древнее аккадское название этого великого города. Греки называли его Бабилон или Вавилон – «врата богов», что по-аккадски звучало бы как «БАБ ЭЛОН». То есть греки давали политеистическую интерпретацию названию города.
    На шумерском языке название этого города «Кадингир» - «Земля (или Седалище) жизни». Геродот говорит, что площадь города была 80 квадратных километров. Это гигантский город. Но археологические раскопки показывают, что город сам по себе занимал 12 квадратных километров. Центром этого города являлся храм Мардука – Эсагила («Дом высокий») с огромным семиэтажным зиккуратом Э-темен-ан-ки («Дом основания неба и земли»). Рядом был расположен второй город – Борсиппа, который религиозно связан с Вавилоном. Возможно, весь этот район Геродот считал за одно целое.
    7. Культурные особенности древнего Междуречья
    Если история Месопотамии была известна со страниц Библии, то открытие месопотамской цивилизации стало одним из удивительных доказательств верности Библии в то время, когда после эпохи Просвещения, в XIX веке, во всем священном стали сомневаться, все стали называть «сказками». И именно в это время все это и было открыто! Оказалось, что на том месте, где ныне пасут скот бедуины и собирают свой скудный урожай земледельцы-феллахи, была страна величайшей древности. Скудный - потому что почвы засолены, все ирригационные систе­мы древности пришли в негодность и исчезли. Былая сеть каналов выявляется только аэрофотосьемкой.
    Сначала раскопки начались в Ассирии и была открыта Ниневия, потом в Вавилонии - и оказалось, что Древняя Месопотамия – великая страна. Этого еще не знали в начале XIX века. Были открыты огромные дворцы Ниневии, крепостные сооружения и ворота Вавилона, потом города Южной Месопотамии и шахтные гробницы Ура – все это вновь стало достоянием человечества.
    Царские гробницы Ура
    Но главное – это письменность. Клинопись Месопотамии молчала 1800 лет. Как я уже сказал, последняя клинописная надпись была сделана около 75 года после Рождества Христова. Есть хорошая книга известного американского востоковеда Эдварда Кьера «Они писали на глине» (М.: Наука, 1984), где рассказывается об открытии месопотамской письменности, о ее расшифровке и ее особенностях. Вклад в расшифровку сначала староперсидских, затем вавилонских, и, наконец, шумерских текстов внесли ученые многих стран Европы. В первую очередь, надо назвать Генри Роулинсона, Эдварда Хинкса и Жюля Оперта, которые открыли возможность прочтения клинописи. Их открытие равно по значению открытию Шампольона, сумевшего найти ключ к чтению египетских иероглифов.
    Сэр Генри Роулинсон (1810–1895), британский археолог, ассириолог, лингвист и дипломат. В 1835–1847 гг. скопировал трехъязычную Бехистунскую надпись, послужившую ключом к дешифровке клинописи
    Древний народ заговорил. Как же это удалось? Благодаря случаю. Дело в том, что месопотамские цари были большими библиофилами, и они хранили не только какие-то экономические записи, списки доходов-расходов, поступления налогов, но они хранили древние предания и древний эпос, который для ассирийских царей был древнее, чем для нас «Слово о полку Игореве». Они все это хранили у себя.
    Здесь надо сказать еще об одной интересной вещи: до сих пор практически не найдены богослужебные тексты Месопотамии. Они есть, но очень поздние, от эпохи даже не персидского, а греческого завоевания. А более ранних – нет, и есть большое подозрение, что мы их никогда не найдем, потому что их и не было, их не писали. Священные речения не записывались. И теперь мы понимаем уникальность египетской цивилизации, которая позволила себе записать на стенках гробов, на стенах пирамид, гробниц ритуал, священный текст. А в Месопотамии священные тексты не записывали. Мы знаем, что в Индии очень долго не записывали Веды. Большинство народов боится доверить письму священный текст, считают, что письмо губит священное – «буква убивает, а дух животворит» [2Кор.3:6], а египтяне не боялись. Поэтому мы смогли так глубоко изучить египетскую религию.
    Жители Месопотамии не боялись записывать фольклор. Конечно, и какие-то технические, юридические тексты, но главное – фольклор. То есть народные предания, сказания, песни, повести – всего этого от Египта, напротив, дошло не много. Египет весь сконцентрирован на заупокойном ритуале, а здесь от заупокойного ритуала ничего нет, зато есть очень много повествовательной литературы, и во многом это - литература школы. В Месопотамии письменность была распространена очень широко, детей учили писать, и учили писать на интересных текстах – на текстах, которые им было интересно и читать, и писать. Из-за этого мы находим огромное количество текстов повествовательного содержания – песни, гимны, в более позднее время – молитвы, по которым можно судить о личном благочестии. Совершенно другой, сравнительно с Египтом, круг текстов, поэтому и говорить о месопотамской религии мы будем совершенно по-другому. Мы будем основываться не на литургических текстах, а на повестях, преданиях, из которых будем пытаться извлечь богословское содержание. Это, если угодно, тесты, скорее, завлекающие в тайну веры, нежели устрояющие мистическое бытие.
    Скоро мы увидим, что само слово в Месопотамии имело такую силу, что его боялись. Неслучайно халдейские колдуны, маги были известны во всем эллинистическом мире, и считалось, что они могут творить величайшие чудеса своим словом. Видимо поэтому многое и не записывалось - чтобы случайно слово не сработало тогда, когда это не нужно.
    И еще один важный момент. Жители Месопотамии писали на глине, у них другого материала почти не было, позже будут каменные стелы, но их немного, в основном все равно это глина, а глина разрушается. Необожженный глиняный кирпич, из которого строили жилые дома и часто даже храмы, через некоторое время превращался в ничто. Поэтому если мы сейчас, приезжая в Египет, видим все эти торжественные колоннады гипостильных залов Карнака и Луксора и массу других храмов, то в Месопотамии мы ничего этого не видим. Величайшие города – это просто огромные глиняные холмы, в которых надо еще уметь проводить раскопки, потому что надо суметь отделить ту глину, которая их затянула, от той глины, которая была кирпичами, а это сделать не так просто, но археологи умеют это делать.
    Та же самая участь постигла и ассирийские и вавилонские библиотеки. Но то, что трагично для людей, оказалось спасительно для библиотек. Дело в том, что постоянные войны и, в конечном счете, завоевания Ниневии и Вавилона приводили к пожарам. Когда завоевывали город, он горел, и мы знаем, что Валтасар сгорел в огне, охватившем дворец. Но эти пожары совершили чудо –таблички из сырцового кирпича, на которых были написаны тексты, были обожжены в огне пожаров и поэтому обрели невероятную твердость, благодаря чему и сохранились до сего дня. Поэтому огромное количество табличек из этих библиотек, благодаря пожарам, дошло до нас, и мы знаем немалое количество произведений месопотамской литературы. Впрочем, и необожженные таблички, если они сделаны из хорошей глины, могли сохраниться до наших дней. Их только надо уметь высушить, так как археологи находят их как правило отсыревшими и разбухшими до неузнаваемости.
    Поскольку само исследование Месопотамии началось раскопками Ассирии и первыми были раскопаны Ниневия и ассирийские города и дворцы, то и саму науку, изучающую Древнюю Месопотамию, называют ассириологией. Это, конечно, не значит, что она занимается только Ассирией, она занимается всей Месопотамией. Ее название – дань тому, что она началась как наука, изучающая Ассирию, а потом постепенно распространилась на юг.
    Когда была открыта шумерская цивилизация, то возникла проблема – как читать шумерские тексты? Шумерский язык стал мертвым языком в самом начале II тысячелетия до Рождества Христова. После этого на шумерском языке люди уже не говорили. Шумерский язык принадлежит совершенно необычной семье языков, у него нет аналогов. Есть целый ряд языков в мире, у которых нет аналогов – например, баскский язык, но баски живут и говорят, и знают другие языки, и мы легко можем переводить с баскского языка и на баскский язык, а шумеры ассимилировались семитами.
    После падения в 1997 году до Р.Х. III династии Ура, последней шумерской династии Месопотамии, шумеры довольно быстро растворяются в аккадском семитском этносе. Ур пал в результате двойного завоевания – со стороны амореев, западных семитов, и Элама – царства, расположенного к востоку от Месопотамии. Если бы шумерская культура и культура семитской Вавилонии были совершенно разные, шумерский язык погиб бы, исчез. Однако он оставался религиозным языком Месопотамии во все века, до самого конца древней месопотамской религии. На нем молились, совершали священнодействия, заклинания. Но чтобы мертвый язык мог использоваться, его надо было изучать, а чтобы его изучать, надо было составлять аккадско-шумерские словари, надо было писать параллельные тексты – шумерский оригинал и аккадский перевод. И всего этого очень много дошло из библиотек Месопотамии. Так что благодаря тому, что шумерский язык оставался религиозным языком в семитской традиции, благодаря тому, что есть словари и грамматики, то современные ученые сравнительно легко понимают шумерский язык.
    Среди отечественных ассириологов можно назвать великолепного ученого Владимира Владимировича Емельянова, переводчика шумерских текстов, который свои исследования проводит в области шумерологии и прекрасно знает язык. Его переводы я вам очень рекомендую. Также я рекомендую вам переводы Вероники Константиновны Афанасьевой, которые вошли в ее книгу «От начала начал. Антология шумерской поэзии».
    Могила царицы Пуаби. Ур, гробница PG 800 (ок. 2600 до Р.Х.)
    Таким образом, мы можем изучать шумерские тексты благодаря тому, что этот язык сохранялся как священный. И эти тексты – огромное подспорье в области изучения месопотамской традиции. Конечно, самые первые таблички трудно читать, потому что письменный язык еще не устоялся, но, начиная с табличек IV тысячелетия из библиотек Ура и Урука, шумерский язык можно понимать.
    Ритуальные «украшения» из гробницы царицы Пуаби. Ур, гробница PG 800 (ок. 2600 до Р.Х.). Британский музей, 122413
    Мы помним, что 90% всех культурных сокровищ Египта дошло до нас из гробниц – не только тексты, но и множество произведений искусства. В Месопотамии такого нет. Могилы жителей Месопотамии большей частью бедные, в них почти нет археологического инвентаря. Только в какие-то эпохи, например, в III династию Ура или в Ассирии, царские гробницы становятся очень богатыми, в них кладут много утвари, но там все равно нет текстов. Это говорит о другом понимании судьбы умершего. Понятия гробницы, которую надо хорошо обеспечить, в Месопотамии большей частью не было.
    8. Архаичность месопотамской религиозной традиции

    Наконец, последнее, что нам следует знать, прежде чем мы перейдём непосредственно к рассказу о Месопотамской религиозной традиции. Мирча Элиаде, говоря о шумерской религии и цивилизации, пишет: «На рассвете исторической (т.е. письменной) цивилизации, Шумерская религия выглядит уже древней. Конечно, тексты, открытые к настоящему времени, фрагментированы и с трудом поддаются объяснению, однако, даже основываясь на этих разрозненных источниках, мы можем понять, что определенные религиозные традиции уже находились в процессе утраты содержащегося в них изначального смысла» (M. Eliade, HRI, v.1, p.51).
    Мы с этим будем сталкиваться все время, и особенно в шумерских тестах. Здесь мы опять должны подумать об одной вещи – да, ритуалы мы не знаем, то есть мы знаем очень поздние ритуалы, и мы к ним будем прибегать, но это ритуалы уже I-II веков до Рождества Христова. Если бы мы этим огранивались в Египте, то мало интересного мы смогли бы рассказать. Но даже по тем учебным текстам, по которым мы будем изучать религию древней Месопотамии, видно, что многое в них было непонятно даже тем, кто их писал – не потому, что они не знали язык, но потому, что они не понимали до конца смыслы.
    Здесь мы сталкиваемся еще с одним интересным моментом. Дело в том, что в Египте, как вы помните, произошла некая духовная революция. Мы видим, что с конца IV тысячелетия и до V династии, до середины III тысячелетия, происходит постоянный поиск внешних форм, адекватных новым религиозным принципам. Египтяне пытаются свое религиозное видение, откровение, облечь в новые внешние формы – в захоронениях, в пеленании мумий, в строительстве храмов, заупокойных сооружений, в переходе от мастаб к ступенчатой пирамиде, от ступенчатой пирамиды – к четырехгранной правильной пирамиде. Сначала могила понималась как жилище умершего, а потом –как сакральная структура. Мы видим бурлящий поиск. В Месопотамии такого бурлящего поиска нет.
    Одним из следствий этого бурлящего поиска стало то, что египтяне решились записать начиная от царя Унаса первые священные литургические тексты в царские гробницы. И они тогда писали то, что хорошо понимали и знали. Это не были тексты, которые они не понимали, смыслы которых давно были утрачены. В эпоху бурлящего поиска египтяне переосмыслили свою традицию, соединили разные практики и создали некоторую заведомо для них понятную и спасительную для умершего (как мы бы сейчас сказали - для заказчика ритуала) форму. В Месопотамии же воспроизводились старые формы, записывались старые предания, и в этих преданиях много удивительных древних параллелей, образов, но мы не можем их понять до конца, и, скорее всего, даже сами шумеры их ясно уже не понимали. Как раз об этом и говорит Мирча Элиаде. Хотя он и не ассириолог, и не шумеролог, но, как опытный религиевед, он чувствует, что это фрагменты давно распавшейся, давно утратившей цельность и не обновившейся системы. Поэтому так тяжело нам входить в нее и пытаться ее понять, но, тем не менее, мы это попробуем сделать.
    Один из крупнейших ассириологов, Лео Оппенхейм, даже назвал главу своей книги по Древней Месопотамии, посвященную религии, очень характерно: «Почему не следует писать очерка месопотамской религии». И тут же объяснил это: «Я убежден, что систематическое описание месопотамской религии – задача невыполнимая, и ставить такую цель вообще не следует» (А.Л. Оппенхейм. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: Наука, 1980. – с. 174). Если это пишет крупнейший современный специалист по религии Месопотамии, надо над этим задуматься.
    Торкильд Якобсен (1904-1993)
    Египет соединяет открытие различных религиозных реалий с именами конкретных людей, абсолютно исторических, живших в историческое время – пирамиду изобрел Имхотеп, некоторые религиозные и нравственные принципы – Кагемни и Птахотеп, и это все люди III и IV династий, на которые как раз и приходится «религиозная революция». Ничего подобного мы не знаем в Месопотамии. Мы не знаем имен людей, которые переформатировали религиозные представления жителей Месопотамии. Видимо, не было ни таких людей, ни самого переформатирования. Поэтому перед нами великая традиция, говорящая о допотопных и послепотопных временах, о десятках и даже сотнях тысяч лет, якобы протекших с каких-то древнейших времен, и из-за этого работать с ней очень тяжело. Но если Лео Оппенхейм поднял руки вверх и сказал, что «систематическое описание месопотамской религии – задача неисполнимая», то другой ученый, Торкильд Якобсен, посвятил истории месопотамской религии целую книгу, которую он назвал «Сокровища тьмы» и которая была переведена на русский язык (Т. Якобсен. Сокровища тьмы: история месопотамской религии. М.: Восточная литература, 1995). Это лучшее, что есть на русском языке по месопотамской религии.
    Игорь Михайлович Дьяконов (1914-1999), русский востоковед , лингвист, специалист по аккадскому языку
    Что же касается текстов, то шумерские тексты есть на русском языке в переводах Вероники Афанасьевой, аккадские тексты, например, «Эпос о Гильгамеше» – в переводе И.М. Дьяконова (Эпос о Гильгамеше. Пер. с аккадского И. М. Дьяконова. М.–Л. 1961). Много аккадских и шумерских текстов перевел В.К. Шилейко, второй муж А.А. Ахматовой. Недавно большой том его переводов издан в «Литературных памятниках» (В.К. Шилейко. Ассиро-Вавилонский эпос. СПб., 2007). Человек, который умер в 1930 году, в советское время ненужный и неоцененный, оставил огромный рукописный архив, который только сейчас издали. Наконец, тот же И.М. Дьяконов издал еще и книгу переводов аккадских текстов, которая называется «Я открою тебе сокровенное слово» – это небольшая, но очень хорошая антология (В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов (сост.). Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилонии и Ассирии. М.: Худож. лит., 1981). Большие современные антологии шумерских и аккадских текстов мы найдем на английском, немецком языках, они прекрасно переведены и изучены (см., например: The Electronic Text Corpus of Sumerian Literature. – Oxford: Faculty of Oriental Studies, University of Oxford. URL: http://etcsl.orinst.ox.ac.uk/).
    Владимир Каземирович Шилейко (1891-1930), русский ассириолог, поэт и переводчик
    Следующая наша лекция будет посвящена месопотамскому пантеону. Мы шаг за шагом будем пытаться выявить (и это будет совсем не так легко, как в Египте) суть месопотамской религии, прочесть ее смыслы. Поэтому следующую лекцию мы начнем с категории сути - Ме, которая для месопотамской религии очень важна.