НОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
Модуль 2. МЕСОПОТАМИЯ
лекция 53
Мифы о создании человека в Древней Месопотамии


аудиозапись лекции


видеозапись лекции
содержание
  1. Общие замечания об отличиях шумерской и аккадской космогонии

  2. Подготовка к битве богов в Энума Элиш

  3. Битва с Тиамат

  4. Эшарру – чертог над бездной

  5. Сотворение небесного и земного мира

  6. Антропогония в сказании об Энки и Нинмах

  7. Люди как заместители богов

список рекомендованной литературы
1. В.К. Афанасьева. От начала начал. Антология шумерской поэзии. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997

2. В.К. Афанасьева. И.М. Дьяконов. Когда Ану сотворил небо. Литература Древней Месопотамии. М.: Алетейа. 2000

3. С.Н. Крамер. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1965

4. L.W. King. The Enuma Elish: The Seven Tablets of Creation. Vol. 1-2 1902

5. D. D. Luckenbill. The Ashur Version of the Seven Tablets of Creation // The American Journal of Semitic Languages and Literatures, 38 (1). 1921: 12–35

6. Wallis E.A. Budge. The Babylonian Legends of the Creation and the Fight between Bel and the Dragon. 1921

7. S. M. Burstein. The babyloniaca of berossus // Sources from the ancient near east. 1978

8. A. Heidel. The Babylonian Genesis. The story of creation. 1951

9. W. G. Lambert. Babylonian Creation Myths. 2013

10. Ph. Talon. The Standard Babylonian Creation Myth Enūma Eliš // State Archives of Assyria Cuneiform Texts (SAACT). 4. 2005

11. J. Bottero. Religion in Ancient Mesopotamia. Chicago, 2001

стенограмма лекции
1 . Общие замечания об отличиях шумерской и аккадской космогонии

Итак, дорогие друзья, мы с вами говорили о создании мира в Месопотамии и, если вы помните, речь шла о том, что в Шумере не было представления о конфликте богов. В Шумере было только очень, я бы сказал, зашифрованное повествование о том, что присутствовали какие-то проблемы, помните, мы говорили об Энки и Нинхурсаг на острове Дильмун; о том, что была некая ошибка самого Энки, самого, если угодно, создателя мира. Но что это за ошибка, мы до конца понять не можем. До нас донесена только некая очень древняя память о том, что не все было в порядке, что был какой-то разлад. В целом, в шумерском периоде Месопотамии творение мира вообще не было главной точкой внимания, по крайней мере, нам оно плохо известно.
А что касается уже аккадского, особенно среднеаккадского, и поздневавилонского периода, и периода ассирийского – то здесь мы видим удивительно четкую картину творения мира. Мы видим, что творение мира происходит в конфликте, и сейчас об этом пойдет речь. То есть, обратите внимание, так же, как и в Египте, в древнейшей Месопотамии нет рассказа о конфликте богов. В Египте присутствует нечто совершенно другое: там есть конфликт Сета и Осириса, но это не битва поколений богов. А в Месопотамии эта тема появляется, и впоследствии она появляется, как мы увидим, у хеттов, появляется в Угарите, то есть, в Ханаане, и затем она переходит к грекам.
Я рискну сказать, что это довольно позднее явление, однако это проявление некоторых вещей, которые люди до этого или почти забыли, или о которых вообще предпочитали не говорить. Посмотрите, ведь и из Библии мы знаем, что было восстание ангелов, что было падение Люцифера, об этом есть намеки в Священном Писании Ветхого и Нового Завета, но развернутого повествования об этом нет нигде. Да, в Книге Бытия коварнейший змей Люцифер, Сатана, появляется как уже свершившийся факт, но когда он стал таким? Или человечество знало это, но не любило об этом говорить?
Сейчас, когда мы читаем вавилонские тексты «Энума Элиш», мы с вами увидим, как рациональное человеческое сознание все это проработало и показало. Для нас, религиеведов, до сих пор остается загадкой, что это – позднейшая рационализация вавилонских священников, или же проявление, пусть и с какими-то добавленными от себя деталями и чертами, древнего предания. На мой взгляд, это, безусловно, не создание дня письменной фиксации, но актуализация некоего ранее не произносимого знания.
2. Подготовка к битве богов в Энума Элиш

Однако вернемся к нашему повествованию. Мы закончили прошлую лекцию на том, что Энки и Дамкина после победы над Апсу, после победы над Мумму, в брачном покое, в гипаре вознесенном, зачали, и Дамкина родила Мардука, которому Ану вручил царские подарки – четыре ветра, олицетворяющие все силы. Ветры – это силы, которые главенствуют в мироздании. И не забудем, что ни земли, ни неба тогда еще не было, значит, речь идет о некоем инобытии. О мире, где над бездной (я не хочу использовать слово «хаос»; Тиамат – это и есть «бездна», Тем – «пустота») воздвигается уже некий божественный порядок, божественный храм, но это еще не наш мир, такой вот интересный этап. Сейчас мы посмотрим, как будет твориться наш мир. Итак,
7 Таблиц с вавилонской поэмой Энума Элиш (Когда вверху) [фото: L.W. King. The Enuma Elish: The Seven Tablets of Creation. Vol. 1-2 1902] Британский музей
«Породил Ану четыре ветра,
Вложил ему (Мардуку) в руки — "Подарок сыночку!" —
Он сотворил ураганы и вихри,
Он бури создал, что гнетут Тиамат.
Тяжко богам, нет покоя от ветров (имеется в виду, богам первого поколения, поколения Тиамат),
Зло задумали своим чревом,
Тиамат, праматери, так они молвят:
"Как Апсу любимого твоего убивали, (то есть, уничтожали бездну, но здесь он предстает личностно),
Не пришла ты на помощь, сидела молча (а что еще может бездна?).
Четыре вихря ужасных сотворил Ану,
Твое чрево трясется, и мы бессонны!
Апсу твой любимый да придет на сердце!
И Мумму пленный — одна ж ты осталась,
Не ты ль наша матерь? И мечешься в страхе!
Нас, что так маются, нас ты не любишь!
В бессоннице высохли наши очи!
Сбрось ярмо, и покой получим!
Сразись, отомсти за Апсу и Мумму!
Порази врагов, преврати их в тени!..
То есть, боги первого поколения призывают поразить новых богов, поколение Ану, Энки и Мардука.
Фрагмент глиняной таблицы Энума Элиш III, строки 47-105. Поздний вавилонский период. Британский музей 93017
Услыхала Тиамат — ей любы их речи.
"Благо — совет ваш, ураган поднимем!
Уничтожим богов в разгаре битвы (новое поколение)!
Сраженье устроим, богам отплатим!"
Они вокруг Тиамат столпились,
Днем и ночью, взбешенные, помышляют о мести,
Львы рычащие, они готовятся к бою.
Держат совет, дабы устроить битву.
Матерь Хубур, что все сотворяет (та же Тиамат),
Неотвратимое множит оружие, исполинских делает змеев!
Остры их зубы, их клыки беспощадны!
Она ядом, как кровью их тела напитала,
В ужас драконов свирепых одела,
Окружила сияньем, к богам приравняла».
[Энума Элиш, 105-138. Таблица I]
Эти силы, творимые сейчас бездной Тиамат, фактически творимые ничто, они приравнены ею к богам нового поколения. То есть, в противоположность начинающемуся творению, потенции творения, мир бездны желает все это уничтожить и поглотить. Мы видим конфликт бездны и творения. И далее перечисляются всякие ужасные демоны:
«Увидевший их — падет без силы!
Если в битву пойдут, то уже не отступят!
Гидру, Мушхуша, Лахаму из бездны она сотворила,
Гигантского Льва, Свирепого Пса,
Скорпиона в человечьем обличье,
Демонов Бури, Кулилу и Кусарикку.
Безжалостно их оружие, в битве они бесстрашны!
Могучи творенья ее, нет им равных!
И еще сотворила одиннадцать этим подобных!..»
Опять же, обратите внимание, что все время упоминается Совет. Нет никакого единовластия. Всюду божественный Совет, мы увидим его у богов нового поколения, и даже у богов бездны. Для жителей древнейшей Месопотамии, это совершенно естественно. Есть предводитель Совета – и есть Совет. Если угодно, это парламентская форма божественного правления.
«…Из богов, своих первенцев, что Совет составляли,
Кингу избрала, вознесла надо всеми — полководителем,
Главным в Совете,
С оружьем битвы скликающим к бою,
Распределителем добычи.
Всех отдала под власть его, на престол посадила...»
Фрагмент глиняной таблички Энума Элиш I. Храм Набу. Библиотека Ашурбанипала. Британский музей 98909
Как вы видите, Тиамат выбирает одного из богов, Кингу, и объявляет его главным, фактически делает его военным предводителем. Опять же, безусловно, это калька с человеческого общества. Или же наоборот: человеческое общество – калька с божественного устроения, считайте, как угодно. Но древнейшее месопотамское общество устраивалось так – в случае войны выбирался вождь, выбирался военный предводитель; если угодно, в Риме это называлось диктатор, но потом он обязательно складывал с себя свои полномочия.
«…Надо всеми в Совете тебя вознесла я,
Все божьи решенья в твою руку вложила!
Всех ты превыше, супруг мой единый,
Над Ануннаками вознесу твое имя!" (Ануннаки, понятно, это созданные боги нового поколения).
Таблицы судеб ему вручила, на груди его укрепила.
"Лишь твои неизменны приказы, уст твоих нерушимо Слово!"
Ныне как Кингу взнесен, дали сан ему Ану».
[Энума Элиш, 139-159. Таблица I]
Сан небесного бога нового поколения, сан Ану, Тиамат передает Кингу. Вместо нового, уже приступающего к созиданию будущего бытия поколения, она возвращается к первому поколению бездны и говорит, что «вот, одному из этих божеств бездны я вручаю все, чтобы он победил, чтобы никакого творения не было».
То есть, для человека Месопотамии очень важно, что творение мира произошло в битве, что были колоссальные силы сопротивления, что творение – это не просто благостный процесс, как у нас иногда говорят богословы, «вот, в своей любви Бог создал мир». Для жителя Месопотамии мир создан в тяжком бою, в сражении, в результате противостояния сил, которые не желали его создания – и сил, которые желали его создать. И вот этот драматический накал, то, что за бытие мира заплачена великая цена, это особенность представлений о творении мира в Месопотамии.
Части глиняной таблички, комментарий к Энума Элиш VII, 7 + 18 + 3 + 14 строки. Библиотека Ашурбанипала. Британский музей 134449
«Твоих уст речения да исторгнут пламя,
Яд, что собрали мы, вражью мощь да погубит».
[Энума Элиш, 161-162. Таблица I]
И если в Шумере Тиамат – просто инертное инобытие, то здесь это, как ни парадоксально, активная сила, которая хочет вернуть мир в состояние инертности, это стремление вернуть мир к инертности. Так же, как и в древнем Египте, в Шумере вообще не уделяется особого внимания творению мира, ведь о творении мира в Египте мы большей частью знаем из 600-го Речения «Текстов Пирамид», где это говорится к случаю, по поводу того, что пирамида должна быть нерушима – и вспоминается, как создавался мир. Ещё об этом говорится в Мемфисском памятнике – тоже к случаю. А вот в Вавилоне это очень и очень направленное повествование.
И вот, после этого, собственно говоря, начинается предгрозовое состояние. Состояние перед битвой. О том, что Тиамат готовится к битве против нового поколения богов, Энки сообщает Аншару. Аншар, как вы помните, это один из пары богов Аншар и Кишар, предшествующей новым богам, как бы стоящей между Тиамат и новыми богами.
Древняя Месопотамия и Древний Египет в сер. 15 века до Р.Х. перед началом среднеассирийского периода
Но если этот текст действительно средневавилонского или нововавилонского происхождения, а так сейчас считают, то здесь может быть какое-то объяснение, тут очень актуально противостояние Вавилонии и Ассирии. Аншар с точки зрения Ассирии – это Ашшур, то есть бог, который предшествует Ану, этому последнему поколению богов, и он – бог Ассирии. И его надо опять вспомнить, включить, причем включить не как нечто очень плохое, а вставить в иерархию не на первое место. Хотя вроде бы он и древнее Мардука, но увидите, как виртуозно вавилонские повествователи, отдавая всю дань Аншару, все-таки ставят его, в конце концов, на подчиненное место. То есть, момент политического памфлета здесь тоже присутствует, на наш взгляд. Возможно, мы и ошибаемся, и это реальное мифологическое представление, но как бы там ни было, в тексте говорится, что Энки сообщает Аншару о том, что готовится битва.
Аншар пытается уговорить Ану выступить против Тиамат, и Ану собирается это сделать, но лишь взглянув на нее, он в ужасе отпрянул. Ану взглянул в глубину бездны – и не может ни на что решиться. Тогда Аншар вспоминает о молодом Мардуке, который только что рожден и наделен всеми силами – и обращается к нему. И Мардук соглашается. Он говорит:
«Если я мстителем за вас стану,
Чтоб Тиамат осилить и спасти ваши жизни, —
Соберите Совет, возвысьте мой жребий,
В Убшукине радостно все вместе воссядьте (в храме богов, в небесном Ниппуре),
Мое Слово, как ваше, да решает судьбы,
Неизменным да будет все то, что создам я!
И никто приказ моих уст не отменит».
[Энума Элиш, 123-129. Таблица II]
Цилиндрическая печать. По всей печати изображена змея, вероятно Тиамат. Бог в центре либо Мардук, либо Нинурта с колчанами и копьями. 900-759 гг. до Р.Х. Британский музей 89589
Снова мы видим совет богов, к которому Мардук обращается с ответом, что он готов сразиться с Тиамат. Я опускаю ряд моментов, они интересны, но у нас нет на все это времени. Аншар собирает богов, рассказывает им о предложении Мардука, и боги на него соглашаются.
«Они собрались и отправились вместе —
Все великие боги, что решают судьбы,
К Аншару пришли, Убшукину заполнили.
Поцеловали друг друга, обнялись в Совете.
Повели беседы, на пиру воссели,
Вкусили хлеба, вина испили.
Сладкое питье в нутpo их бежало,
Отяжелели плотью они oт пива,
Взвеселились весьма, взыграла их печень,
И Мардуку, мстителю, вручили судьбы».
[Энума Элиш, 129-138. Таблица III]
Мы себе представляем, как происходили государственные собрания в том или ином городе Шумера, да и в ранней Вавилонии. То есть, боги пришли в хорошее расположение духа и согласились вручить Мардуку судьбы неба и земли.
«Ему воздвигли престол почета.
Пред отцами он сел для участья в Совете:
Сколь же славен ты меж богов великих».
[Энума Элиш, 1-3. Таблица IV]
И далее его продолжают хвалить:

«Вознести, ниспровергнуть — в руке твоей ныне!
Твои истинны речи, слова не ложны,
Ни один из богов твоих границ не преступит!
Ты — опора и мудрость храмов божьих,
В их святилищах место займешь ты отныне!
Лишь ты, о Мардук, наш отмститель!
Надо всей вселенной мы даем тебе царство!
Воссядь же в Совете, твое Слово владычно!
Да будет без промаха твое оружье, да поразит оно вражью силу!
Кому веришь ты — спасена того жизнь, о Владыка!
Но бога, что злое замыслил, — погуби его душу!»
[Энума Элиш, 8-18. Таблица IV]
Боги испытывают Мардука, действительно ли он столь силен, или только кичится силой. Испытание это очень интересно: перед Мардуком положили звезду и велели сказать, чтоб звезда исчезла – и звезда исчезла; велели сказать, чтоб она вновь появилась – и она вновь появилась. Да, Мардук – творец и уничтожитель, он все может.
3. Битва с Тиамат

И после этого он идет на битву с Тиамат. Битва с Тиамат описана во всех подробностях, и результат ее очевиден: Тиамат повержена. Ветры, которые бросил в неё Мардук, раздули её, а дротик, который он метнул, её рассек. Мардук забирает сердце Тиамат, забирает её печень – он победитель.
«Ее тело раздулось, ее пасть раскрылась.
Он пустил стрелу и рассек ей чрево,
Он нутро ей взрезал, завладел ее сердцем.
Ее он осилил, ей жизнь оборвал он.
Труп ее бросил, на него наступил он.
Как убил он предводительницу Тиамат, —
Рассеялось войско ее, разбежались отряды.
А боги-соратники, что с ней выступали,
От страха дрожа, назад повернули,
Убежали, жизни свои спасая (то есть, бездна повержена, уничтожена),
Но в кольце оказались, ускользнуть не сумели.
Он в плен их забрал, разбил их оружье.
Брошены в сеть, очутились в ловушке.
По углам забившись, рыдали тяжко.
Понесли наказанье - в заключенье попали.
А одиннадцать, тех, что грозили страхом,
Скопище тварей, что шло с ней справа,
Он бросил в оковы, связал им руки,
Все их воинство он растоптал под собою.
И Кингу, что был надо всеми главным, —
Он сковал его, Демону Смерти предал (Намтару).
Он вырвал таблицы судеб, что достались тому не по праву,
Опечатал печатью, на груди своей спрятал.
Как разбил, уничтожил он своих супостатов,
Как бык растоптал врагов надменных».
[Энума Элиш, 100-124. Таблица IV]
Фаянсовая цилиндрическая печать. Мардук в виде лучника и Тиамат в виде змея с поднятым хохолком. Между фигурами и над свернутым змеиным хвостом расположены группы клиньев. 800-600 гг. до Р.Х. Британский музей 138129
Мы видим, что Мардук победил эту бездну и все силы бездны. И в некотором роде месопотамский апокалипсис случился до сотворения мира. Когда, помните, «конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним» [Откр.6:8]. Вот примерно такой же жуткий образ – в апокалипсисе, который Питер Брейгель изобразил на своей картине «Триумф Смерти», но все, как вы знаете, там повержено Христом. Здесь же – повержено Мардуком.
Мардук побеждает Тиамат, и дальше он творит мир. Воля богов исполнена, он укрепил над врагами славу Аншара.
«Мечты Нудиммуда (Энки) исполнил Мардук храбрейший,
Над богами закованными он закрепил победу».
[Энума Элиш, 126-127. Таблица IV]
То есть, он исполнил не свою волю, не свое желание. Ему дали свои силы боги, а он исполнил их волю, не обманул. Он честно совершил эту победу, и вернул, как мы увидим потом, власть Аншару, вернул таблицы судеб Ану – и он построил новый чертог над бездной.
4. Эшарру – чертог над бездной

«К Тиамат, что он одолел, он снова вернулся.
На ноги Тиамат наступил Владыка.
Булавой беспощадной рассек ей череп.
Он разрезал ей вены, и поток ее крови
Северный ветер погнал по местам потаенным,
Смотрели отцы, ликовали в веселье.
Дары заздравные ему послали.
Усмирился Владыка, оглядел ее тело.
Рассек ее тушу, хитроумное создал.
Разрубил пополам ее, словно ракушку.
Взял половину – покрыл ею небо.
Сделал запоры, поставил стражей, —
Пусть следят, чтобы воды не просочились.
Пересек небосвод, обозрел пространство.
Подобье Апсу, чертог Нудиммуда, он измыслил.
Размеры Апсу измерил Владыка.
Отраженье его — Эшарру создал.
Эшарру, кумирню, что поставил на небе.
Ану, Энлилю и Эйе в их созвездьях-святилищах устроил стоянки».
[Энума Элиш, 128-144. Таблица IV]
Мардук с драконом Мушхушшу. Цилиндрическая печать из Вавилона. 9 в. До Р.Х.
Эшарру – это «дом множества», небесный храм: Мардук создает небесный храм для великих богов. И дальше идет подробное и, скажем сразу, не очень приятное описание того, как из тела Тиамат, из отдельных её частей – из выделений, слюны, кожи, всего, творится мир – и земной, и небесный. Обратим здесь внимание на две вещи. Во-первых, мир творится из небытия. Из Тиамат, Тэм, «пустоты», «бездны», творится полнота, дом множества, Эшарру. То есть, наш мир – это преображенное инобытие.
Как мы можем почувствовать, в Египте скорее была альтернатива, помните, я все время говорил об этом: сотворенный мир в пузырьке воздуха в океане Нуна, – значит, наше бытие – в дружественном сверхбытии Нуна. Возможно, так же было и в Месопотамии в III тысячелетии и ранее, но теперь этого инобытия, сверхбытия как бы нет. Есть мир, есть пустота, бездна, превращенная в бытие. Этот мир – исчерпывающий мир. Да, в нем есть божественная область, Эшарру, «дом множеств», мир богов, как у древних германцев мир богов – Асгард. Но она – часть этого преображенного мира. Мир создан из небытия, и коль он создан из небытия, то понятно – другого небытия нет, и быть не может. Это другое представление чем в Египте и, должно быть, в Шумере.
И второе представление – то, что и земля, и небо – всё это одна Тиамат. Он же рассек её, как ракушку, значит, соответственно, из одной её половины была создана земля, а из другой половины небо, её ноги были использованы как столпы неба, то есть, земля и небо – это одно тело. Если угодно, конечно, со всеми оговорками, это одна органика, одно естество. Земля и небо – это не принципиально разные вещи, а одно естество. Вот второй очень важный момент.
5. Сотворение небесного и земного мира

Далее описывается, как Мардук устроил небесный мир как зеркало земного мира, а земной мир – как зеркало небесного мира. То есть, эти миры зеркальны.
«Он устроил стоянки богам великим.
Звезды-планеты, подобья богов, он сделал».
[Энума Элиш, 1-2. Таблица V]
Глиняная таблица с изображением карты мира. Изображает мир как диск, окруженный кольцом воды называемой "горькой рекой"; "Вавилон" обозначен как прямоугольник в правой части Евфрата, хотя город фактически занимал оба берега реки на протяжении большей части своей истории. VI век до Р.Х. Британский музей 92687
Опять же, это очень важный момент, ведь халдеев, жителей Месопотамии, считали великими астрологами, знатоками звезд. И это представление дошло до евангельских времен. Вы помните, что именно звезды подсказали трём магам, (по-гречески «волхвы» – это маги), прийти с востока поклониться Христу. И они видели звезду Христа, и они шли к ней. Так что знание того, что мир земной и мир небесный подобны, оно есть в Месопотамии.
Звезда Христа – на небе, но Христос-то родился в Вифлееме, значит, звезды – это подобия богов. Звезды – не боги, прямо так и говорится, это образы богов, подобие богов, иконы богов, но те иконы, которые показывают волю богов. Поэтому изучая движение, сочетания звезд, планет и иных светил, можно понять волю богов. Это - принцип знаменитой халдейской астрологии. Мардук создал все это из Тиамат. И далее говорится о том, как он руководит.
Фрагмент глиняной таблички, часть Энума Элиш, 24 + 10 строк. Библиотека Ашурбанипала. Британский музей K.9511
«Так создавал он небо и землю,
Связь небес и земли скрепил он прочно,
Затем он назначил свои ритуалы, установил свои обряды».
[Энума Элиш, 65-67. Таблица V]
Опять же, что такое ритуалы и обряды? Их установил Мардук, великий победитель и создатель мира. Бог создает мир из инобытия, и согласимся, что это творение очень непохоже на библейское. Но ведь, с другой стороны, создание ex nihilо, «из ничего» – это то же самое. Тиамат, Тэм, «пустота», это по большому счету nihilо, но только это - активная пустота, пустота, которая не желает творения космоса, которая пытается сожрать, вернуть опять космос в хаос, в бездну. Но ей это не удается – космос утверждает себя, и весь мир окосмичен. Места хаоса, места инобытия больше нет вообще. И небо, и земля – это части космоса.
«Бразды правленья велел взять Эйе (то есть, миром управляет Энки),
Таблицы судеб принес, что забрал у Кингу, —
Дар заздравный, — одарил им Ану».
Говорится о том, что он стал Лугальдимеранки, царем богов, неба и преисподней. Вот, собственно говоря, таков итог творения мира. И дальше «Энума Элиш» повествует о следующем – о творении человека, и сейчас мы посвятим время разговору о создании человека.
Но прежде посмотрим, как этот образ творения понимает такой видный религиевед, как Джозеф Кэмпбелл. В «Первобытной мифологии» он пишет: «Новое представление, вдохновленное цивилизованной жизнью (видите, я думаю, что это стариннейшее знание, принесенное и только актуализированное в «Энума Элиш», а Кэмпбелл полагает, что это отражение практики цивилизованной жизни, - это наше обычное расхождение), основывается … на почти безумной, игровой, но потенциально страшной идее, что законы, управляющие движением семи небесных сфер, должны некоторым таинственным образом быть такими же, как законы, управляющие жизнью и мышлением людей на земле…».
Вот это он очень четко заметил: эти два мира, мир неба и мир земли, если угодно, половина Тиамат, ставшая небом, и половина Тиамат, ставшая землей – они сходны.
«…Весь город, не только храмовый комплекс, теперь рассматривается как воспроизведение на земле космического порядка. Средний космос – общество – или мезокосм, создан священнослужением между макрокосмом вселенной и микрокосмом индивидуального бытия, проявляя единство формы всех этих уровней...»
Мы забегаем немножко вперед, но если до этого мы рассматривали два уровня – это небесный мир, который создан из одной половины Тиамат, и земной мир, созданный из другой половины Тиамат, то человек творит в нем, и появляется третий мир – община, город, государство. Конечно, в «Энума Элиш» мы тоже видим крупное государство. И человек сам по себе творит это государство как то, что находится между небом и землей. И воспроизводит в себе, и вновь объединяет в себе обе формы, небесную и земную, в единстве ритуала и почитания богов.
Джозеф Кэмпбелл (Joseph Campbell) (26.03.1904 - 30.10.1987) американский мифолог и религиовед
И мысль заключается в том, что «…Царь является центром, как человеческий представитель проявленной небесной силы или солнца, или луны… Огражденный стенами город архитектурно организован как разделенный на четыре части круг, центрованный осью святилища дворца или зиккуратом… И имеется математически точный календарь, определяющий сезоны жизни города в соответствии с местонахождением солнца или луны среди звезд».
[J. Campbell. The Masks of God. Primitive mythology. – P.146-147]
Итак, мы видим, что этот, созданный богами нового поколения, мир человек организует окончательно. А дальше мы посмотрим, как возникает сам человек. Пока человека нет: это еще то время, когда мир уже создан, но есть только боги. Это очень ясно, очень хорошо понимали в Месопотамии, и сейчас мы посмотрим, как всё происходило. Это «От Начала Начал», это сказание об Энки и Нинмах, древнешумерский текст, послушаем его.
6. Антропогония в сказании об Энки и Нинмах

История самого этого текста, который переведен Вероникой Афанасьевой на русский язык, переведен Крамером на английский – она сама по себе очень интересна. Он был найден в Ниппуре американской археологической экспедицией и перевезен в Пенсильванский университет. Мы должны себе представить, что все эти древние архивы – они разбиты, разрозненны, они находятся в ужасном состоянии. В ящиках везли огромное количество осколков.
И первый из исследователей, Стефан Лэнгдон, в 1919-ом году заметил, что два осколка имеют сходный текст. И этот сходный текст он расшифровал, перевел его в латиницу и опубликовал. После этого в 1934-м году Эдвард Кьера обнаружил третий кусочек из этого же текста, но он не понял, что это третий кусочек того же текста, он подумал, что это фрагмент нового текста, и опубликовал его. А в 1944-м году Крамер, которому просто был дан какой-то дар собирать обломки клинописных таблиц, увидел, что этот третий кусочек – часть того же текста из Ниппура, который описал Лэнгдон, и нашел четвертый кусочек. И тогда текст более или менее восстановился.
Таблица с фрагментом текста об Энки и Нинмах из Лувра. Сер II тыс. до Р.Х.
(Есть ещё второй, хуже сохранившийся текст того же памятника из Лувра.) И в 1944-м году Крамер в «Шумерской мифологии», изданной как раз в Филадельфии, его опубликовал. Текст этот крайне, исключительно важен. Опять же, как шумерские древнейшие тексты, он не совсем нам понятен. Он невнятен, его надо расшифровывать в смысловом плане. Он доносит до нас какое-то очень и очень глубокое знание.
Я повторю, о чем я говорил в конце прошлого цикла: если в Египте мы имеем дело с текстами после религиозной революции конца IV-начала III тысячелетия, и новые тексты были достаточно понятны для египтян, это были четкие ритуальные тексты, мы их не всегда понимаем, но для них они были понятны, то в Месопотамии, по крайней мере, в Шумере, по всей видимости, такой революции не было. И эта древнейшая мифология, эти древнейшие, еще дописьменные припоминания, они вошли в письменный текст.
Как всегда, в этих текстах начинается все ab ovo, «от яйца», от самого сотворения мира. И дальше описывается, как было создано человечество. Послушаем этот текст в переводе Афанасьевой: она честно указывает на разночтения.
«От начала начал, от дней сотворения мира,
От начала начал, от ночей сотворения мира,
От начала начал, от годов сотворения мира,
Когда установили судьбы,
Когда Ануннаки-боги были зарождены,
Когда богини в брак вступили,
Когда богини, сойдясь с богами,
затяжелели, дали рождение...»
То есть, это уже энергии (богини – это энергии), и вот они, сойдясь с богами, дали рождение. Это значит, что божественные энергии стали изливаться вовне, примерно то же самое, что ветры в «Энума Элиш».
«…Тогда боги за пищей пропитания ради трудиться стали (вот видите, в Шумере уже появляется мысль).
Старшие боги верховодить стали,
младшие боги корзины на плечи взвалили.
Боги реки, каналы рыли, под надзором насыпали землю…»
[От Начала Начал, 1-10]
Возможно, там употребляется не «под надзором», а «в Арали», то есть, вероятно, они все это делали в подземном царстве. Обратите внимание, что мир уже создан. Момент великой битвы, повержения Тиамат и творения из нее мира уже пройден, о нем здесь не говорится. Вот уже дни сотворения мира прошли, но людей еще нет. Этот мир лежит, если угодно, неорганизованным, и боги сами его организуют. Кстати говоря, я опустил эти моменты, но в «Энума Элиш» сказано, что Мардук насыпал землю над головой Тиамат, что он соорудил великую гору и какие-то другие вещи. Из её глаз он вывел Тигр и Евфрат, и так далее, он тоже создает этот привычный мир. Здесь, в Шумере, его создают многие боги: высшие боги надзирают, низшие работают. Это есть в шумерском тексте.
«…Боги страдали тяжко, на жизнь свою роптали,
А он в то время Разум Творитель, великих богов он всех созидатель..
Опять же, здесь интересная игра, используется шумерское словосочетание муд дингир, «великих богов созидатель». Муд – это «образ», и одновременно это «кровь». И я думаю, что это не случайное совпадение звучания. Дело в том, что кровь – это суть. Помните, как говорится в Библии? «Только плоти с душой ее, с кровью ее не ешьте» [Бытие, 9:4]. Когда уже Бог разрешает потомкам Ноя вкушать мясо, кровь заколаемых животных надо выпускать в землю, возвращать земле. То есть, кровь – это суть живого существа. Так представляли себе древние. Это - жизнь, и действительно, человек истекает кровью – и умирает. Поэтому творение и кровь – это два аспекта одного и того же явления, они одним словом отображаются на шумерском языке, словом муд. Это и «кровь богов» и «творение богов».
Но если «созидатель богов» – это вроде бы довольно понятно, просто, боги созданы, «да будут боги – и стали боги», если перефразировать Библию, ну, я имею в виду духов. А если – «кровь», то это уже совсем другое. Кровь – это одна сущность. Значит, эти боги – они от великого Бога-Творителя, они – Его кровь, они Его продолжение, они Его сила. То есть, это говорит о единстве божественного бытия. Божественное бытие неразрывно, и если одни творили, а другие были сотворены – они скорее были рождены, потому что «кровь от крови» – это рождение. Вы не можете сотворить свою кровь, но вы можете родить ребенка, в котором ваша кровь будет течь. Другой крови в нем просто не будет. В вашем ребенке будет течь ваша кровь, кровь мужа и жены. И поэтому кровь – это генезис, это рождение.
Цилиндрическая печать. Энки на троне и боги. 2350-2200 гг. до Р.Х. Берлинский Пергамский музей VA03329
Иначе говоря, творение, созидание – это, разумеется, фабрикация, если использовать термин Блаженного Августина – а тут совершенно другое. То есть, здесь могут быть разночтения, это одно и то же слово. Разум Творитель здесь – это Энки.
«…Энки во глуби тихоструйной Энгуры, в чьи недра
никто из богов заглянуть не смеет
[От Начала Начал, 11-13]
Энгура – это его храм, это его инобытие, это то, что на месте Апсу, но что уже организованно, что уже сделано. И туда никто из богов заглянуть не смеет, это та страшная часть мира, которая отделена от всего остального, потому что это действительно, если угодно, внутреннее сердце мира, и там пребывает Энки. И он спит. Он возлежал на своем ложе, он спал, не поднимался. То есть, великий созидатель, тот, кто родил Мардука, хотя в Шумере еще не говорят ни о каком Мардуке, он спит. Он не участвует в работе над устроением мира.
Фактически, это воспроизведение ситуации с Тиамат. То есть, Тиамат ничего не делала, а теперь уже создались боги, создалась земля, мир уже сотворен. В нем работают боги и стараются все организовать, а Энки спит. И богам очень тяжело, по всей видимости. Позже в старовавилонской версии все это будет подробно описано, мы сейчас будем это читать. Но посмотрим, что тут говорится.
«В голос боги заголосили, с горькими воплями зарыдали.
Тому, кто лежит, тому, кто спит, тому,
кто с ложа не подымается,
Намму-праматерь, прародительница, всех великих богов
она созидательница,
Она плачи всех богов принесла своему сыну.…»
[От Начала Начал, 16-19]
Намму – это мать и родительница, она же – женское лоно, это архетип рождения, то, что рождает. Она – мать Энки, и она говорит ему:

«Ты лежишь, ты спишь, со своего ложа ты не встаешь,
А боги, твоя кровь, слезно о смягчении доли молят.
Встань же, сын мой, со своего ложа, поднимись, покажи свою
искусность и мудрость!
Создай нечто, что богов заменит».
[От Начала Начал, 20-23]
Вот это очень важный момент: «создай нечто, что богов заменит». Мы видим, что в Библии Адам создан для того, чтобы возделывать рай. А здесь мы видим то, что этому предшествует. До человека все это, по месопотамским представлениям, должны были делать боги. И они замучились, и они просят создать того, кто это будет делать за них.
«Создай нечто, что богов заменит,
пусть оставят свои корзины (пусть прекратят работать)!
По слову матери своей Намму Энки поднялся с ложа.
Бог козленка светлого жертвенного
в созерцании глубоком взял в руки.
Он, Великий Премудрый Разум, он, вещий заклинатель,
Он задумал то, что из женского выйдет лона.
Энки все силы свои собрал,
разум свой всемерно расширил.
Энки образ себе подобный в сердце своем
разумением создал».
[От Начала Начал, 23-29]
Или – «Энки кровь себе подобную в сердце своем разумением создал». Опять же, здесь употребляется слово муд, оно может пониматься по-разному. Но в любом случае, если даже это и образ, а не кровь, то образ себе подобный, или же – «кровь себе подобную в своем разумении создал». Мы видим, что это таинственнейший момент творения человека. Человек подобен Богу. Но как подобен? Библия, Книга Бытия, скажет: «сотворим человека по образу Нашему, и по подобию» [Быт. 1:26]. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» [Быт. 2:7].
А здесь – не дыхание жизни, а кровь, но мы помним, что кровь и дыхание, да, ветры Ану, кровь и дыхание – это, в общем, одно и то же. Не случайно Дух Святой – одно из лиц Святой Троицы. То есть, дыхание и жизнь –это в человеке одновременно божественно. Древний, особенно месопотамский мир, который любил вещественность, говорит, возможно, об образе Божьем как о крови: человек создан с кровью Бога.
Потом в очень позднем и не совсем правдоподобном, написанном месопотамским священником Бероэсом уже на греческом тексте «Халдеики», (мы должны с оговорками воспринимать его адекватность), это история рассказана так, что Мардук отрубил себе голову и из своей крови – и из земли – создал человека. Мы должны запомнить этот образ, он вовсе не пустой.
Итак, «Энки образ себе подобный в сердце своем разумением создал». Обратите внимание: пока в сердце своем. Значит, это пока не рождено, это пока образ, как сказали бы греки, эйдос, «идея». Пока это только внутри, этого еще нет, но «он замыслил». Если говорить, как в Евангелии от Иоанна, «Вначале было Слово, и Слово было у Бога» Слово замыслено, но еще не произнесено. [Иоанн 1:1]
И потом он говорит, обращаясь к своей матери Намму:
«Мать моя! Создание, что сотворишь ты,
оно воистину существует…».
Здесь употребляется местоимение нитиани, которое тоже двусмысленно, оно может быть притяжательным, и это значит – «которое сотворишь ты, оно уже существует во мне, как часть меня».
«…Бремя богов, их корзины, на него да возложим.
Когда ты замешаешь глины из самой сердцевины Абзу,
Подобно женскому лону, затяжелеет глина».
[От Начала Начал, 30-33]
Понимаете, мир создан из Тиамат, а второй, мужской частью Тиамат, если так можно выразиться, был Апсу. И Энки говорит о том, что надо взять из этой бездны Апсу, из того, что предшествовало творению мира, глину Апсу, и из него, из этого инобытия, должно быть создано существо человека.
«Ты сотворишь это созданье.
Нинмах помощницей твоею да станет.
Богини Нинимма, Шузианна, Нинмада, Нинбара,
Нинмуг, Шаршаргаба, Нингуна,
Вкруг тебя они да встанут,
когда ты будешь давать рожденье...»
Мы не совсем понимаем, что это за семь богинь, но «они вокруг тебя встанут, а ты будешь давать рождение».
«Мать моя, когда судьбу ему ты назначишь,
Нинмах корзины на него да возложит.
Род человечий да будет создан».
Человечество... из своего лона...
Созданье твое... в твоем водоеме...
...подняла к свету... род человечий...»
[От Начала Начал, 34-42]
Дальше следует большая лакуна, большие повреждения текста, но, видимо, человек был создан таким образом. И далее уже говорится о том, что создано некоторое царственное существо, «вкушающее хлеб и тростник».
«Для Ана и Энлиля владыка Нудиммуд
зажарил чистого козленка…»
Нудиммуд – это Энки, и он держал на руках этого козленка, когда творил человека. Опять же, очень интересный образ, образ, если угодно, последовательного заместительного жертвоприношения (вместо сотворенного человека – жертвенное животное). Он создал человека, держа на руках жертвенное животное, и потом это жертвенное животное приносят в жертву Ану и Энлилю.
«…Все боги толпою его восхваляли:
«О владыка, Обширный Разум, кто мудростью тебе равен?
Государь великий Энки,
кто повторить твои деянья сможет?
Словно отец родимый, ты присуждаешь Сути, ты сам —
великие эти Сути».
[От Начала Начал, 47-51]
Вотивный храмовый рельеф. Изображает возлияние, совершаемое обнажённым человеком (возможно, ритуальная нагота), царем или священником.
Он наливает жидкость в высокий сосуд, из которого выходит ветка с двумя гроздьями фиников. Религиозная церемония проходит в присутствии богини в тиаре (знак ее божественности). Она стоит на вершине горы. Отождествляется с Нинмах и Нинхурсаг. 2300-2000 гг. до Р.Х. Лувр

Потом происходит интересная вещь, о ней любят рассказывать, и я не буду о ней подробно говорить, если хотите, вы сами прочтете этот текст. Энки и Нинмах, только что сотворившие человека, обрадовались во время жертвоприношения, жертвенного пира. И выпили, видимо, много – опять же, это калька из жизни Месопотамии, где, наверное, не гнушались в праздники выпить лишний кубок пива или вина. И стали спорить о том, кто из них главнее. Это - общечеловеческая слабость. И Энки говорит: «давай, создавай, что ты хочешь, а я им всем назначу судьбу».(Вспомним месопотамскую формулу божественного дара – «если человек – наделю судьбою). И Нинмах творит целый ряд странных существ: женщину, которая не может рожать, мужчину, у которого слабые ноги, и он не может ходить, в общем, уродов от рождения.
Что, надо сказать, немножко перекликается с известным местом Евангелия от Иоанна, девятой главой, где говорится о слепом от рождения. Когда, как вы помните, ученики спрашивают, кто согрешил – он или родители его, что он родился слепым? И опять же, это странный вопрос, ведь как он мог согрешить, если родился слепым? Иногда из этого делают вывод, что тогда в Палестине было распространено индийское представление о карме и о предшествующих существованиях. Но что отвечает Иисус? «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» [Иоанн, 9:3]. И здесь, в шумерском сказании, явились дела Божии.
Всем этим не вполне полноценным существам Энки назначает судьбы, он же владелец судеб. Скажем, женщина, которая не может рожать, становится жрицей, которая даёт обет безбрачия. Мужчина, который не может хорошо владеть ногами, становится ювелиром, и так далее. А в конце пораженная и даже возмущенная тем, что её опять обошли, Нинмах говорит: «ну ладно, тогда ты что-нибудь создай, и вот ему назначу судьбу я». И вот здесь таблички сохранились совсем плохо, однако понятно, что Энки создает нечто, что не может ни пить само, ни есть само хлеб, и голова у него слабая, и руки у него слабые, и ноги слабые. Нинмах с ним ничего не может сделать, она к нему подступает, пытается его кормить, с ним говорить, а существо ничего не может. И Энки сказал: «возьми его в лоно, и так ты его сохранишь».
Обычно говорят, что Энки просто создал такого уродца, что Нинмах ничего не смогла с ним поделать. Но исследовательница Анна Килмер предположила, и Вероника Афанасьева с ней согласна, что Энки создал совсем другое – он создал эмбрион, или создал младенца. Действительно, эмбрион не функционален, его надо принять в лоно, выносить и родить, и тогда это будет человек.
Получается, что вместо того, чтобы всякий раз совершать это творение, вместо производства людей из глины Апсу и крови Бога, Энки, если угодно, человека поставил на самовоспроизводство. И действительно, в конце текста говорится о браке, о половых отношениях, то есть, очевидно, что люди сами будут зачинать и рождать людей. По тогдашним шумерским представлениям, кровь Бога и глина Апсу будут транслироваться через самих людей, посредством брака.
И в конце сказано, что Нинмах не соперница великому Энки. Энки хвалит Нинмах, но она не может быть его соперницей. Она только выполняет важнейшую роль рождения, и тут подчеркиваются роли мужская и женская. Муж зачинает, а женщина вынашивает и рождает. И неслучайно Нинмах – великая мать. Без Энки она творить не может, она творит только благодаря тому, что Энки дает идею, замысливает некое духовное семя, замысливает его в сердце, и им созидается человек. А потом уже люди будут рождать друг друга сами. Так творится человек по древнейшей шумерской версии.
7. Люди как заместители богов
А теперь мы посмотрим очень интересный текст, который называется «Когда боги, подобно людям…» – «Энума илу авилум» по-аккадски. Но его обычно называют «Атрахасис» по имени главного героя. Или, в старовавилонской версии, Атрам-хасис – «Исключительный ум», а мы помним, что «Исключительным умом» именовали самого Энки. Но здесь речь идет о человеке, хотя человек появится позже, и человек Атрахасис тоже.
Фрагмент глиняной таблички с поэмой Атрахасис. 17 в. до Р.Х. Британский музей 80385
Первую табличку этого текста часто считают отдельным текстом, хотя на самом деле это именно первая табличка, которая логично присоединяется к двум последующим. Это – текст о творении человека, похожий на шумерскую версию, но намного более развернутый, как и все в Вавилоне. В Вавилоне мы уже видим попытку создатьиз религиозного предания логическую систему. Это не религиозная революция, как в Египте, это скорее рационализация древнего мифа. Возможно, с включением тех фрагментов, которые раньше из благочестия боялись фиксировать письменно, и на них только намекали.
Из-за плохого понимания языка, из-за фрагментированности самих текстов, этих намеков мы очень часто не понимаем, не видим, и поэтому текст воспринимаем очень общо. С «Когда боги, подобно людям…», с «Атрахасисом» все обстоит лучше. Но опять же, надо сказать, что из этого текста, в котором во всех трех табличках 1245 строк, мы можем прочесть наверняка меньше пяти процентов. Остальное разрушено, очень большие фрагменты непонятны, хотя сохранился целый ряд версий.
Самая ранняя версия этого текста относится к ранневавилонскому периоду, это XVII век до Рождества Христова, время Среднего Царства в Египте, когда некий вавилонский младший писец Ку-Айя переписал этот текст с какого-то более раннего. От конца II тысячелетия в Угарите, то есть на берегу Средиземного моря, в Сирии, и в Ниппуре, в Шумере, сохранились таблички с этим же текстом. Наконец, есть два нововавилонских фрагмента и два фрагмента из библиотеки Ашшурбанипала VII века до Р.Х.
Мы видим, что этот текст был довольно распространен, он переписывался, он был важен. Он действительно очень важен для того, чтобы понять те небольшие намеки, которые мы встречали в шумерском тексте. Когда все эти таблички были сведены, в 1956-м году Лессо опубликовал работу «Эпос Атрахасиса, Вавилонская история человечества», (J.Laessøe.The Atrahasis Epic, A Babylonian History of Mankind. Bibliotheca Orientalis, vol. XIII. Leiden, 1956 – P. 90-102).
Но вернемся к самому тексту. В англоязычных антологиях, как правило, первую таблицу дают отдельно – она о сотворении человека. Об Атрахасисе говорят, начиная со второй таблички. Но мы будем исходить из нашей традиции, это перевод той же Вероники Афанасьевой, хотя это и аккадский текст, но это её перевод. Здесь, конечно, она дополняла какие-то вещи, на самом деле лакун намного больше, но она совершенно гениально, так же, как и Крамер, соединяет таблички. Вероника Афанасьева гениально понимает текст. Она всю свою жизнь работала с месопотамскими текстами и научилась понимать в них даже пропуски, лакуны, и поэтому я ей в общем доверяю. Тем более, когда она сама сомневается, то честно пишет, что здесь есть разночтения, есть разные возможности понимания, и так далее. Обратимся к этому тексту. Он настолько невероятен для нас, что может даже вызвать временами улыбку, но послушайте.
«Когда боги, подобно людям,
Бремя несли, таскали корзины,
Корзины богов огромны были,
Тяжек труд, велики невзгоды (это о том же самом – боги устраивают мир.)
Семь великих богов Ануннаков
Возложили бремя труда на Игигов.
Был Ану, отец их, вышним владыкой.
Их советником - воитель Энлиль (советником или руководителем, прорабом, если угодно.)
Их управляющим был Нинурта,
Их надсмотрщиком был Эннуги.
Тогда по рукам ударили боги,
Бросили жребий, поделили уделы.
Ану получил во владение небо,
Власти Энлиля подчинили землю.
Засовы вод, врата Океана,
Государю Энки они поручили…»
Вероника Константиновна Афанасьева - российский шумеролог (р.1933)
Это распределение мира, но не совсем такое, как между Зевсом, Гадесом и Посейдоном. Помните, Зевс взял себе небо, Гадес – преисподнюю, Посейдон –
Море, а землю они оставили в общем владении. Здесь же землей владеет Энлиль, он – главный прораб, он занимается строительством мира из половинок Тиамат. Мы же читали с вами вавилонский текст о творении мира, а это как бы продолжение «Энума Элиш». Но есть и специальный текст в «Энума Элиш» об этом, может, мы и успеем его сейчас прочесть, но главное, что здесь обо всём говорится очень подробно.
«…Власти Энлиля подчинили землю.
Засовы вод, врата Океана,
Государю Энки они поручили.
На небо свое Ану поднялся,
Энки спустился в свои глубины.
Они, небесные Ануннаки,
Тяжкий труд преложили Игигам.
Начали боги выкапывать реки –
Жизнь страны, - каналы прорыли;
Игиги стали выкапывать реки,
Жизнь страны, - каналы прорыли;
Реку Тигр они прокопали,
Реку Евфрат прокопали также.
Они трудились в водных глубинах.
Жилище для Энки они возводили.
Они возвели Апсу для Энки».
[Когда боги, подобно людям… 1-29]
В ассирийской версии есть такой фрагмент:

«Они вознесли его на вершину.
Десять лет они тяжко трудились.
Двадцать лет они тяжко трудились.
Тридцать лет они тяжко трудились.
Годы и годы тяжко трудились».
Теперь вернемся к старовавилонской версии.

«Годы труда они подсчитали
Годы труда в болотах и топях
Годы труда они подсчитали
Две с половиной тысячи лет
Они тяжко трудятся днем и ночью.
Они кричали, наполняясь злобой».
[Когда боги, подобно людям… 34-39]
Но мир-то уже создан, уже есть день и ночь, уже есть год.

«Они кричали, наполняясь злобой,
Они шумели в своих котлованах:
"Хотим управляющего видеть!
Пусть он отменит труд наш тяжелый!
Он, советник богов, воитель!
Пойдем, разыщем его жилище!
Энлиль, советник богов, воитель!
Пойдем разыщем его жилище!.."
Их предводитель открыл уста
И так говорит богам своим братьям:
Все управители древних времен,
Неправедно был назначен Энлиль! (фрагмент из Ассирийской версии)
Его заменим, другого назначим!».
[Когда боги, подобно людям… 40-51]
Фрагмент глиняной таблички с поэмой Атрахасис. 17 в. до Р.Х. Британский музей 78941
Происходит, как мы видим, революция в божественном мире. Но возвращаемся к старовавилонской версии.
«Неправедно был назначен Энлиль!
Его заменим, другого назначим!

Он, советник богов, воитель!
Пойдем, разыщем его жилище!
Энлиль, советник богов, воитель!

Пойдем, разыщем его жилище!
Ныне ему объявляем войну!
Сраженье да столкнется с битвой!"
Боги вняли его речам.
Они спалили свои орудья,
Они сожгли свои лопаты,
Предали пламени свои корзины
(видите, луддиты были очень давно),
За руки взявшись, они пошли
К святым вратам воителя Энлиля.
В средину стражи, в самую полночь
Был храм окружен, но бог не ведал.
В средину стражи, в самую полночь
Был Экур окружен, но Энлиль не ведал
(Экур, как вы помните, это храм и гипар Энлиля).
Калькаль услышал и был встревожен.
Он открыл засов и глянул наружу.
Бог Калькаль (привратник) разбудил Нуску (это визирь, у каждого месопотамского бога есть свой визирь, министр-исполнитель).
Шум Игигов они услыхали.
Нуску пошел будить господина.
С ложа его поднял.
"Господин мой, храм твой оцеплен,
Подошла битва к твоим воротам!
О, Энлиль, храм твой оцеплен,
Подошла битва к твоим воротам!"
Энлиль открыл свои уста.
Говорит своему советнику Нуску:
"Нуску, закрой на засов ворота!
Вооружись, предстань передо мною!"
Нуску закрыл на засов ворота,
Вооружился, предстал перед Энлилем.
Нуску открыл свои уста,
Так говорит воителю Энлилю:
"Господин мой, что это лик твой бледен,
Почему ты сынов своих боишься?
Энлиль, что это лик твой бледен,
Почему ты сынов своих боишься?
Позови, и пусть опустится Ану,
Энки предстанет перед тобою".
Он послал, и Ану к нему спустился.
Энки предстал перед его очи.
Воссел Ану, владыка неба,
Внимал Энки, владыка Апсу.
Великие Ануннаки воссели.
Поднялся Энлиль, изложил дело.
Энлиль уста свои открыл,
Так говорит богам великим:
"Что это ныне здесь случилось?
Не должен ли я устроить сраженье?
Что это очи мои узрели?
Подошла битва к моим воротам!"».
[Когда боги, подобно людям… 52-110]
Вообще, Энлиль имеет весьма боевой дух, он, я бы сказал, решительный. Он готов поступить с Игигами так же, как и с Тиамат, уничтожить их. Но Ану вовсе не настроен столь же решительно и категорично. Опять же, это очень интересно, ведь в старовавилонской версии, это примерно эпоха Хаммурапи, мы видим другое отношение. Это время царя Амесадука, cтаровавилонская версия.
«Ану уста свои открыл,
Так говорит воителю Энлилю:
"Отчего Игиги
Врата окружили,
Нуску пошли узнать и разведать;
Приказ отдай своему посланцу,
Чтоб сыны твои открыли причину!" (Сыны – это Игиги)
Энлиль уста свои открыл,
Говорит своему советнику Нуску:
Нуску, отвори ворота!
Вооружись, предстань передо мною!
Перед собраньем всех богов
Склонись, поднимись, передай наше слово:
"Меня послал отец ваш Ану,
Ваш советник, воитель Энлиль,
Ваш управляющий Нинурта
И надсмотрщик ваш Эннуги!
Кто подстрекатель этой битвы?
Кто зачинщик этого боя?
Кто из вас призывал к нападенью?
Кто столкнул сраженье и битву?"
В собрании всех великих богов
Скажи, и ответ принеси Энлилю"( То есть, скажи Игигам и ответ принеси Энлилю).
Нуску в собрании всех богов
Склонился, поднялся, объявил посланье…

Далее текст повторяется дословно, и Игиги ему отвечают:

"Все, как один, войну объявили!
В котлованах нам
Положили трудиться!
Непосильное бремя нас убивает,
Тяжек труд, велики невзгоды.
Ныне мы, боги, все, как один,
Идем к Энлилю, несем наше слово!"
Нуску взял свое оружье,
Пошел, склонился, предстал пред Энлилем:
"Господин мой, ты посылал меня,
Я ходил, передал твое слово,
Сообщил посланье богов великих,
Ответ приношу, излагаю дело:
"Все, как один,
Войну объявили...

И далее текст снова полностью повторяется.

Когда Энлиль услыхал их речи,
Из глаз его покатились слезы.
Энлиль его посланью внемлет,
Так говорит он воину Ану:
"Благородный, там у себя на небе,
Закон укрепи, покажи свою силу!
Когда Ануннаки пред тобою воссядут,
Вызови бога, предай его смерти!"
Ану уста свои раскрыл,
Так говорит богам, своим братьям:
"За что мы к ним питаем злобу?
Их труд тяжел, велики невзгоды.
Каждый день они носят корзины,
Горьки их плачи, их стенанья мы слышим.
Да создаст праматерь род человеков,
Бремя богов на него возложим».
[Когда боги, подобно людям… 111-181]
Важно, что Ану говорит: «нет, никого смерти мы предавать не будем. Мы создадим людей. И чтобы боги не возмущались, мы людям поручим организацию земли». То есть, эта земля, этот божественный удивительный мир, будет созидаться людьми, которые для этого и будут созданы. Вы уже помните, что человек создан из глины Апсу и крови бога, он божественен. В нем кровь бога, но он создан для того, чтобы обустраивать этот мир. Вот это важнейшая месопотамская идея.
Человек создан для обустройства мира. Не для того, чтобы быть рабом богов. Да, слугой, но слугой таким, который осваивает тот мир, в котором он сам живет. Поэтому когда человек говорит: «это мой мир, что хочу, то и делаю», для месопотамлянина это дико. Мир божественен, небо и земля подобны друг другу, человек должен обустраивать земной мир подобно божественному, подобно небесному. Делать землю подобной небу. Давайте подумаем, часто ли мы так делаем?
«Когда Белет-или, праматерь, предстанет,
Да сотворит праматерь потомство
Корзины богов - носить человеку!"
Кликнули богиню, позвали
Повитуху богов, мудрейшую Мами…»
[Когда боги, подобно людям… 189-181]
Вообще, надо вам сказать, этот текст, эту табличку англоязычные исследователи помещают отдельно, потому что она имеет специальное значение. Она используется при родах, её читают при родах, чтобы облегчить матери рождение ребенка. И в этом смысле она кажется отдельным текстом, но с другой стороны, она – часть этого большого повествования.
«О, праматерь, творец человека!
Сотвори человека, да несет он бремя!
Да примет труды, что Энлиль назначил!
Корзины богов - носить человеку!
Нинту уста свои раскрыла,
Так говорит богам великим:
"Я не могу сотворить в одиночку,
Только с Энки исполню работу,
Ибо только он освящает,
Пусть глины мне даст, и я исполню!»
[Когда боги, подобно людям… 189-203]
Видите, оказывается, женское божество, так или иначе связанное с маткой, чревоношением и рождением, не может создать человека. Женщина сама зачать не может, должен быть Энки, который замыслит, даст семя.
«Энки раскрыл свои уста:
Так говорит богам великим:
В первый же месяц, в дни седьмой и пятнадцатый,
Я совершу обряд очищения.
Один из богов да будет повергнут,
Да очистятся боги, в кровь окунувшись.
Из его плоти, на его крови
Да намешает Нинту глины!
Воистину Божье и человечье соединятся,
Смешавшись в глине!
Чтоб вечно мы слышали стуки сердца,
Да живет разум во плоти Бога,
Да знает живущий знак своей жизни,
Не забывал бы, что имеет разум!" (Представляете, какие высокие вещи?)
"Да!" - ответствовало собранье,
Ануннаки великие,
Что решают судьбы.
В первый же месяц, в дни седьмой и пятнадцатый,
Он совершил обряд очищенья.
"Премудрого" Бога, что имеет разум (буквально — «Божественный разум»),
Они убили в своём собранье.
Из его тела, на его крови
Намесила богиня Нинту глины.
Чтоб вечно слышали стуки сердца,
Разум живёт во плоти бога…»
«Сцена мира», изображающая труд человека. Деревянный штандарт из Ура (The Standard of Ur), найденный в царской гробнице, инкрустированный мозаикой из ракушек, красного известняка и лазурита. 26 в. До Р.Х. Британский музей 121201
Посмотрите, в этом конкретном случае очень похоже, что «Исключительным разумом» именуют как раз Энки. Имя бога не называется, называется «Божественный разум». Возможно, сам Энки дал свою кровь, сам Энки прошел через смерть, чтобы дать жизнь человеку. То есть, здесь не называется тот, кого убили, уничтожили, - Бога ведь вообще убить невозможно. Данный текст впрямую этого не говорит, но намекает, что люди сотворены из самого Энки.
«…Разум живёт во плоти бога,
Знает живущий знак своей жизни,
Не забывал бы, что имеет разум
Когда она замесила глину,
Позвала Ануннаков, богов великих.
А Игиги, великие боги,
Слюной своею смочили глину».
[Когда боги, подобно людям… 204-234]
Видите, тут присутствуют и небесные боги, и земные Игиги, на место которых должны прийти работать люди. Они своей слюной смочили глину, а слюна – она как кровь или семя. То есть, их сила, их сущность тоже вошла в эту глину. Значит, для жителей Месопотамии и Энки, и все Ануннаки, и Игиги, все они присутствуют в человеке. В человеке есть огромный божественный потенциал, если угодно. Мир Месопотамии пусть и политеистичен, в нем есть и Ану, и Энки, и Энлиль, но весь политеизм Месопотамии соединяется в каждом человеке в единство. Если угодно, человек сам по себе есть единое Божество. Он - монотеистичен. Человек монотеистичен. Он в себе объединяет множество божественных энергий воедино. Он – божественное единство. Вот как глубоко понимали жители Месопотамии творение и существо человека.
«Мами раскрыла свои уста,
Так говорит богам великим:
"Вы приказали -
Я совершила.
Вы Бога повергли и его разум!
Я вас избавила от работы,
Ваши корзины дала человеку.
Теперь вам достанется крик человека…»
Такая вот фраза, мы поймем её смысл в следующей лекции, но важно то, что если раньше кричали боги, если раньше возмущались Игиги, то теперь возмущаться будут люди. «Теперь вам достанется крик человека». То есть, богами будут услышаны возмущения на богов, люди будут не безропотными рабами - они же имеют божественную природу. В сущности, мало что изменилось, да, боги освобождены, но человеки – это те же боги.
«…Я ж сняла с вас ярмо, дала вам свободу!"
Едва услыхали они эти речи,
Кинулись к ней, целовали ноги.
"Прежде мы Матушкой тебя называли,
Теперь твое имя Владычица Божья!"
Они отправились к дому судеб -
Эйа-государь и мудрая Мами.
Богини рождения собрались,
Пред нею глины они натоптали.
Она начала говорить заклинанья,
Те, что Эйа давал ей, пред нею сидя.
Когда ж завершила она заклинанья,
Отломила четырнадцать ломтей глины.
Семь она положила направо,
Семь она положила налево.
Кирпич - посредине между ними».
[Когда боги, подобно людям… 235-259]
«Сцена войны», изображающая процессию воинов. Деревянный штандарт из Ура (The Standard of Ur),найденный в царской гробнице, инкрустированный мозаикой из ракушек, красного известняка и лазурита. 26 в. До Р.Х. Британский музей 121201
И так далее. Таким образом были сотворены семь мужчин и семь женщин, а дальше люди будут сами рождать друг друга. Я пропускаю вставки из ассирийской версии и возвращаюсь к старовавилонской, и здесь уже говорится о рождении ребенка.
«Пусть растут у женщины груди,
Пусть борода растет у мужа,
Щеки юноши пусть покрывает.
Пусть отныне и вовеки
Да возлягут вместе жена и супруг ее".
Собрались богини рожденья,
Воссела Нинту, подсчитала сроки.
Судьбу судила на девятый месяц.
И когда пришел девятый месяц -
В назначенный срок раскрыла лоно.
С сияющим, полным от радости ликом,
С главою покрытою повиванье свершила,
Опоясала чресла, благословила,
Муки насыпала, кирпич поставила.
"Это я сотворила, мои создали руки!
В дом жрицы-кадишу да войдет повитуха!
А когда начнет рожать роженица,
Разрешится от бремени мать младенцем -
На девять дней кирпич да возложат!»
[Когда боги, подобно людям… 272-293]
Дальше уже прославляется традиция, вспоминается Иштар.

«Иштар в доме свекра ликует!
Девять дней да продлится праздник!
Иштар да назовут Ишхарой!
В назначенный срок да свершатся судьбы!..»

[Когда боги, подобно людям… 302-305]
В общем, все это великолепно, прекрасно. Человек создан.

«Человек нес свое бремя,
Чистоту жилищ блюли люди,
Сын отцу своему был опорой»

[Когда боги, подобно людям… 328-330]
В «Энума Элиш», собственно говоря, рассказывается то же самое в начале шестой таблицы, там есть несколько важных моментов, я сейчас быстро это прочту в конце.
«Мардук, речи богов услышав,
Сердцем задумал искусное сделать,
Уста открыл он и молвит Эйе,
Что в сердце задумал, в уме замыслил:
Создам существо, назову человеком.
Воистину я сотворю человеков.
Пусть богам послужат, чтоб те отдохнули (та же самая идея).
Божьи пути изменю и улучшу: (то есть, боги больше работать не будут).
Почитаемы — все, но два будут рода».
[Энума Элиш, 1-10. Таблица VI]
То есть и люди и боги — это два рода. На самом деле оба эти рода – от одного, у них один род, одно рождение, одно происхождение. Это два аспекта, если угодно, две ветви одного рода. Вот что такое люди, вот что такое боги в Месопотамии. Но в «Энума Элиш» уже описывается более трагический момент, в «Энума Элиш» бог, от которого берут кровь – это Кингу, тот самый Кингу, который был предводителем войска Тиамат, которого заключили в тюрьму боги после поражения Тиамат, и которого тут очень быстро приговаривают к смерти.
«Эйа ответил, слова промолвил,
Совет добавил, чтоб богов успокоить:
"Да будет выбран один из братства,
Он да погибнет — люди возникнут!
Великие боги пусть соберутся —
Один — виновник, отпущение — прочим!"
Мардук собрал богов великих,
С милостью принял, изрек указанье.
Почтительно боги ему внимали.
К Ануннакам обратил Владыка речи:
"Если верны ваши прежние клятвы,
Истинно ныне мне да ответьте —
Это кто замыслил сраженье,
Взбаламутил Тиамат, устроил битву?
Да будет схвачен устроивший битву,
Его покараю, вы ж мирно живите!"
Отвечали Игиги, великие боги:
"Царю-божеству-небес-и-земли",
Советнику Божьему, своему господину:
"Это Кингу устроил сраженье,
Взбаламутил Тиамат, затеял битву!"
Связали его, притащили к Эйе.
Объявили вину его, кровь излили.
Людей сотворил он на этой крови,
Дал им бремя Божье, богам же — отдых.
Как Эйа, мудрейший, род людской создал,
Возложил на него Божье бремя!
Непостижимо для разума это деянье —
По замыслу Мардука Нудиммуд исполнил!»
[Энума Элиш, 11-38. Таблица VI]
А дальше идет уже организация неба, это уже другой разговор, тоже интересный. Но вот создание людей, это та же модель, но уже с Кингу. Должен заметить в самом конце, что ученые, тот же Крамер, вообще многие ученые, они спекулируют на том, что Кингу – это злое начало, и оттого в людях демоническая кровь, кровь мужа Тиамат. Но ничего подобного. Никто и никогда в Месопотамии так не говорил. Он – «один из братства». Все боги в данном случае имеют один источник, одно естество. И Тиамат, и Кингу, и Ану – они все поколения богов. Это одно естество, и поэтому речь идет не о том, хорош или плох был Кингу. А о том, что его естество божественно, так же, как и у других богов. И это божественное естество теперь - в человеке.
А до этого речь шла о самом Энки, и эта тайная традиция сохранилась до конца. Помните, я вам рассказывал о Бероэсе и его предании о том, что Мардук отсек себе голову и из этой крови сделал человека? Но в «Энума Элиш», видимо, священники решили, что этот вариант слишком великий, и его надо несколько прикрыть, скрыть, и стали говорить о Кингу. О излиянии крови Кингу для создания людей говорится только в «Энума Элиш», это - единственный источник. Ни в «Атрахасисе», ни в шумерской версии творения человека (Энки и Нинмах) этого нет. Но то, что человек создан не только из глины, пусть и божественного Апсу, но и из крови Божьей, и то, что в нем стучит божественное сердце — это в Месопотамии знали твердо. Величайшее естество человека они понимали прекрасно. И с того, как это величайшее естество проявляется в человеке, мы начнем нашу следующую лекцию.

comments powered by HyperComments