НОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
Модуль 3. ХАНААН (Древняя Сирия)
лекция 61
История Древней Сирии - Ханаана


аудиозапись лекции


видеозапись лекции
содержание
  1. Общие замечания о культуре западных семитов

  2. Город Угарит

  3. Исторический контекст региона

  4. Угаритские тексты

  5. Финикийская колонизация

  6. Конец финикийской автономии и расцвет Карфагена

    список рекомендованной литературы
    1. И. Ш. Шифман. Угаритское общество (XIV—XIII вв. до н. э.). — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982

    2. И. Ш. Шифман. Культура древнего Угарита (XIV—XIII вв. до н. э.) / Отв. ред. А. Г. Лундин. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1987

    3. Угаритский эпос / Пер., введ., коммент. И. Ш. Шифмана; отв. ред. А. Г. Лундин. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1993. —

    4. Dennis Pardee. The Ugaritic Alphabetic Cuneiform Writing System in the Context of Other Alphabetic Systems // Studies in Ancient Oriental Civilization, vol. 60. PP. 181–200. Oriental Institute 2007

    5. J.N. Tubb. Canaanites. British Museum People of the Past. 1998

    6. M. Yon. The City of Ugarit at Tell Ras Shamra. Singapore: Eisenbrauns. 2006

    7. R. Drews. The End of the Bronze Age: Changes in Warfare and the Catastrophe ca. 1200 BC. Princeton University Press 1995

    8. P. Akkermans, M. M. G.; G.M. Schwartz. The Archaeology of Syria: From Complex Hunter-Gatherers to Early Urban Societies (c.16.000-300 BC). Cambridge University Press 2003

    9. A. Haldar. Who Were the Amorites? Monographs on the ancient Near East. 1. Brill. 1971

    10. Marc Van de Mierroop. A History of the Ancient Near East c.a. 3000-323 B.C. New Delhi : Willy Blackwell, 2016.

    11. G.D. Young. Mari in Retrospect: Fifty Years of Mari and Mari Studies. Eisenbrauns. 1992

    текст лекции
    1. Общие замечания о культуре западных семитов

    Мы переходим к новой большой теме. Мы говорили о Египте, говорили о Месопотамии, а сейчас речь пойдет о религии западных семитов, о той части семитического мира, к которой относятся жители Сирии, жители Ливана и жители Палестины. Эта область именовалась ими самими как Ханаан, Кенаан, в клинописном написании – кинахху. Греки их называли финикийцами, римляне стали называть пунийцами. Потом эти названия разделились: финикийцами называли только тех, кто жил в своих коренных областях, в метрополии, а пунийцами - тех, кто жил в колониях.
    Голова из слоновой кости из царского дворца древнего Угарита. 14 в. до Р.Х. Музей Дамаска. Эта, одна из самых известных находок, была изображена на купюре номиналом в 500 сирийских фунтов 1958 года, посвященной Угариту
    Само название «Финикия» подавляющее большинство ученых считают греческим и каким-то образом связанным с пурпурной краской, которой окрашивали ткани. И действительно, Финикия славилась своим пурпуром, добывавшимся из морских моллюсков - багрянок. Но на самом деле слово «Финикия» вовсе не греческое. Это слово присутствует в «Текстах Пирамид»: в пирамидах Пепи I и Пепи II Неферкара (2289-2152 до Р.Х.) упоминаются некие двери небесные, через которые может пройти умерший Пепи, но не могут пройти финикийцы; эти двери небесные отталкивают финикийцев. В египетском написании это фенеху, но мы понимаем что огласовки через е – искусственные. Возможно, слово читалось как финиху. И именно словом фенеху египтяне называли ту область Финикии, которая тянется от средиземноморской, северной границы Сирии в Латакии, где был расположен город Угарит, ныне это селение Рас-Шамра, собственно говоря, практически до границы Египта, до городов Газа, Эскалон, которые в нескольких днях пути от дельты Нила.
    То есть, это восточное побережье Средиземного моря, которое сейчас делят между собой Сирия (Латакия), Турция (cанджак Александретта, район бывшей Антиохии), Ливан и Израиль. На побережье этих стран и находились финикийские города, которые издревле были известны египтянам как фенеху. Причем этимология слова фенеху на самом деле нам не понятна. Словом-детерминативом в обоих случаях в «Текстах Пирамид» являются некие нити или веревки, не вполне ясно, что именно, но это явно не пурпурная ткань. Это «Тексты Пирамид», параграфы 718 и 1062. Это первое известное нам упоминание Финикии XXIII – XXII веков до Рождества Христова.
    Мир западных семитов, которых восточные семиты именуют амуру, амореи, то есть, «западные» – это мир, во многом религиозно близкий к Месопотамии, но во многих отношениях и иной. Для людей Библии очень важно, что значительная часть ханаанского региона, а Ханаан – это не только побережье, но и внутренняя часть Сирии и Палестины вплоть до нынешней Иордании, – была, если следовать Библии, передана Богом еврейскому народу, потомкам Авраама, который, кстати, тоже изначально происходил из амореев, был одним из «западных». Авраама до, того, как он стал евреем, то есть, перешедшим реку, тексты Пятикнижия именуют амореем. Но вы прекрасно помните всю эту историческую канву – Авраам, его отец Фарра и их предки были теми, кто пришли в Ур халдейский, там остались и разбогатели. Многие тогда приходили в Месопотамию с запада, близость языка между восточными и западными семитами была, видимо, довольно велика. Так что, когда потом уже, после выхода из Месопотамии, после египетского плена, еврейскому народу была дана область Ханаана, не вся, но значительная её часть, почти до Дамаска и до ливанских гор, евреи вернулись на земли своих далеких предков. Но Ливан и Сирия (то есть, северный Ханаан) остались вне зоны расселения «колен Израилевых».
    Значительная часть южного Ханаана была отдана Богом еврейскому народу судя о Библии, под тем предлогом, что религию хананеев Бог ненавидел. Он не говорит этого ни о религии египтян, ни о религии жителей Месопотамии, а вот религию хананеев Он ненавидит. Разумеется, современные историки, в том числе, историки религии, очень часто говорят, что это чисто идеологическая формула, некоторая надуманность, которая была использована, чтобы оправдать завоевание еврейскими племенами этих плодородных прекрасных земель в Палестине. Мы с вами еще об этом поговорим, но, забегая вперед, могу сказать, что хотя спор об этом и идет, все-таки большинство объективных историков религии считают: то, что религия хананеев отличалась от религий Месопотамии и Египта в той области, которая действительно могла вызывать отвращение.
    Стела с изображением ханаанского бога Баала. Угарит. Рас Шамра. 15 в. До Р.Х. Лувр АО15775
    Речь идет о человеческих жертвоприношениях и, в первую очередь, о жертвоприношении детей, первенцев. О том, что называлось в Библии «проведение первенцев через огонь», то есть, о сожжении человеческих жертв. А по-ханаански это, опять же, там сложны транслитерации, потому что гласных нет, но это что-то вроде мелек адам, то есть, «жертвы человеков», «жертвы людские». Адам – понятно, «человек».
    Именно это, и ничто иное, вызвало ненависть Бога, и Он, по Библии, дал еврейскому народу, сформировавшемуся в Египте из небольшой семьи потомков Авраама, эту землю, «текущую медом и млеком», которая до сих пор является исконной землей Израиля. Но вокруг живут такие же, как евреи, семитические народы, потомки древних хананеев. На самом деле между ними нет никакой генетической разницы. Только одни – мусульмане, другие – христиане, третьи – иудаисты, но это разделение произошло намного, намного позже.
    Есть точка зрения, что народы Ханаана на самом деле – южные семиты, которые в доисторическое время пришли в Сирию с Аравийского полуострова. Одни с этим соглашаются, другие – нет; больше, пожалуй, не соглашаются.
    История этого региона очень интересна, потому что он, с одной стороны, как перекресток, лежит на пересечении культурных путей Египта, Месопотамии и индоевропейцев, идущих с севера - хеттов и хурритов, о которых мы тоже будем говорить в следующем небольшом цикле, и греков, конечно, которые влияют на этот ханаанский регион, а с другой стороны, это регион древнейшей земледельческой цивилизации. Это западная половина так называемого Плодородного полумесяца, района, где, может быть, впервые было освоено земледелие и скотоводство. Или, по крайней мере, это - один из районов, где раньше, чем в других частях мира произошел переход к производящей экономике, к неолиту. Каждый год приносит нам все новые и новые находки.
    Именно в этом районе очень рано произошел переход от деревень к городским поселениям. Настоящие города, возникают в этом регионе одновременно с Нижней Месопотамией, то есть в период от 3200 до 3000 лет до до Р.Х. И они складываются в города-государства, еще более автономные друг от друга, еще более независимые, чем в Месопотамии.
    Многие эти города вам отлично известны, они и сейчас полны жизни. Это, в первую очередь, Сидон, на современном арабском – ливанская Сайда, это библейский Тир, современный ливанский Сур, это Берит, современная столица Ливана Бейрут, это Библ, Гебал, город, который Филон Библский называл самым древним городом Земли. У нас сейчас есть на этот счет сомнения, скажем, Иерихон древнее, но, безусловно, Библ это очень древний город. Кстати говоря, его крепостные стены сохранились, особенно с южной стороны. Это Арват, Арад. И наконец, это забытый город Угарит, ныне – поселение Рас-Шамра. Город, о котором мы будем сейчас говорить.
    Эти города процветали в III тысячелетии до Рождества Христова. Сохранилась очень много археологических памятников во всей этой области, но при этом – очень мало письменности. Беда заключается в том, что долгое время у ученых вообще практически не было письменных источников Ханаана. Хотя мы прекрасно знали, что письменность была, мы даже встречаем в Библии упоминания о текстах Ханаана, но их самих не находили – или почти не находили. XX век в этом смысле был благодатен для Ханаана. В 1929-м году случайно, местными крестьянами, был открыт Угарит. С того же года начались раскопки Клода Шеффера на холме Угарита, и был раскопан город, который существовал с конца III тысячелетия, упоминается в письменных источниках с 1900 года до Рождества Христова и пережил свой рассвет во второй половине II тысячелетия.
    2. Город Угарит

    Особенность Угарита заключается в том, что это была столица небольшого государства, которое объединяло около двухсот сельских общин. Был раскопан великолепный царский дворец с канализацией, водопроводом, мебелью, инкрустированной дорогими камнями, с красивыми панно. Все это большей частью находилось, надеюсь, что и до сих пор находится, в музеях Дамаска и Алеппо. Но уровень потерь от гражданской войны, от интервенции в Сирию до сих пор непонятен.
    Руины Угарита. Рас Шамра
    Значительная часть найденных сокровищ была вывезена во Францию. Не надо забывать, что Сирия и Ливан после Первой Мировой войны были мандатными территориями Французской Республики и там, в основном, работали археологические экспедиции из Лувра. Но важнее даже этих храмов и дворцов было открытие библиотеки верховного жреца Угарита. Я вам говорил, чтодо 1929 г. ханаанских текстов почти не было известно, а тут было найдено множество разнородных религиозных текстов, списки богов, молитвы, гимны, чинопоследования богослужения, посвятительных ритуалов. Естественно, было и много хозяйственных текстов, но практически впервые в руках ученых оказался именно религиозный архив, который формировался в два этапа: в эпоху среднего бронзового века в 2000-1600 годы и в эпоху поздней бронзы, в 1365-1180 годы до Рождества Христова.
    Золотые подвески с астральной символикой, вероятно Венеры. Угарит. 14-13 вв до Р.Х. Лувр. AO 17363, AO 18551, AO 19130, AO 19131, AO 19135, AO 19403
    Мы можем назвать с точностью почти до года дату гибели Угарита. О его гибели я расскажу чуть позже. Интересно, что если вся деловая документация велась на аккадском восточносемитском языке, который тогда, видимо, был lingua franca этого региона, то религиозные тексты примерно с 1360-го года записывались первым в истории человечества алфавитом. При угаритском царе Никмаде II был изобретен алфавит, изобретение алфавита – это заслуга Угарита. Это алфавитное письмо потом очень быстро распространилось по всему Восточному Средиземноморью, собственно говоря, это же письмо, только с немного другим начертанием знаков – так называемое линейное письмо Б, микенское письмо, оно же употреблялось и на Кипре.
    Руины Угарита. Рас Шамра. Вход в царский дворец
    Старые цивилизации Шумера, Аккада, Египта не перешли на алфавитное письмо, но даже наш алфавит на самом деле коренится в этом угаритском письме. Например, наша буква А — ничто иное, как перевернутая буква угаритского письма, которая изображала голову быка; через греческую альфу она перешла и в русский, и во все европейские языки. Как и целый ряд других букв.
    По повелению царя Никмада II был записан угаритский эпос. Изучение угаритской литературы привело крупного итальянского исследователя Умберто Кассуто к убеждению, что Угарит, а, конечно, шире – и Ханаан вообще, просто нигде больше мы ничего подобного не открыли, – это прямой предшественник Библии. Угаритский язык очень близок к архаичному ивриту, и эпические творения, сохранившиеся от Угарита, очень близки к библейским, как считает итальянский ученый. Я так не думаю, мне кажется, что библейские тексты ближе к восточносемитским текстам, но большинство ученых считает, что они ближе к угаритским. Угаритские библиотеки XIV – XII веков - огромное поле религиеведческого исследования.
    Угаритский клинописный алфавит 15-13 вв. до Р.Х.
    Как же сложилась судьба Угарита? Угарит был самым северным форпостом египетского государства начиная со Среднего Царства Египта до самого конца своего существования. Это была египетская крепость, там стоял египетский гарнизон, хотя это было автономное ханаанское государство. Но египетский гарнизон защищал его от больших врагов — от хеттского царства на севере и от ассирийцев на востоке. Благодаря различным архивным материалам нам известна значительная часть политической перипетии, игра небольшого государства на противостоянии ряда мощных политических сил, как мы бы сейчас сказали, ряда мощных окружающих Ханаан империй. В Библии, кстати, это не так видно, Библия больше обращает внимание на региональные проблемы. И сравнительно редко, когда эти империи уже приходят в Палестину, тогда уже о них говорят библейские тексты. А на самом деле это была постоянная игра больших имперских сил и этих небольших, но очень развитых государств. Я подчеркиваю, что Угарит и другие государства Ханаана были исключительно цивилизованы, исключительно развиты.
    Гробница Рафану II. Угарит. Рас Шамра
    Когда сейчас археологи восстанавливают город Угарит, восстанавливают с помощью компьютера, умозрительно, мы видим современный цивилизованный город. Проточная канализация, водопровод, огромное количество садов, зеленые зоны, особенно вдоль моря, площади, хорошая планировка улиц, большие двух-трехэтажные дома. Это развитый, современный, как мы бы сказали, очень благоустроенный город. Совсем не дикость.
    Вообще, на мгновение уходя от нашей сферы истории религии и переходя в другую мою любимую сферу – сферу истории, я могу вам сказать, что история человечества – это не однолинейное движение от дикости к цивилизации, а движение попеременное: от дикости к цивилизации, а потом – от цивилизации к дикости. Но люди уже помнят, что цивилизация была, и пытаются цивилизацию восстановить. И вот это драматическое стремление восстановить цивилизацию – один из мощнейших двигателей человеческой воли, человеческого ума. Собственно говоря, вся история так называемой средневековой и новой Европы — это история попыток восстановить римскую цивилизацию. Не римскую империю в смысле её гигантских территорий, хотя это тоже многих увлекало, но самое главное – политическую, правовую, культурную благоустроенность римской жизни. И надо сказать, Европа этого достигла только в XIX- XX веке.
    3. Исторический контекст региона

    Египет не только был представлен гарнизоном. Египет буквально пленял Ханаан высотой своей культуры. Ханаанские мастера были прекрасны, и многие вещи делали не хуже, чем египтяне, но то, что больше всего привлекало Ханаан – мы можем судить по археологии, по находкам, – это египетская религия, которую вы все теперь отлично знаете. Египетская религия казалась недостижимым уровнем глубокого умозрения. Глубже видеть Бога на Переднем Востоке не умели. И даже не пытались становиться вровень.
    Руины Угарита. Рас Шамра
    Наверное, какие-то люди учились в Египте и знали лучше религию египтян, но в целом мы увидим в Ханаане более народное, более фольклорное религиозное мироощущение. А внешние формы египетской религии, в основном связанные с заупокойным ритуалом и с магией, то есть с оберегами, они широко употребляли, копировали. Если египтяне хоронили в ковчегах — надо делать ковчеги. Если египтяне носили на теле, скажем, изображения Гора, или Анубиса, или креста Анех – надо копировать эти изображения и носить. - Египтяне достигли вон какой глубины мировидения, вон как они надеются на спасение. И если мы вернемся к тому, о чем я говорил в начале, к упоминанию в «Текстах Пирамид» о финикийцах, то, конечно, финикийцы мечтали и, наверное, даже были убеждены, что им, как и египтянам, тоже откроются врата небесные.
    Около 1180-го года Восточное Средиземноморье переживает колоссальный кризис. К тому моменту на территорию Балкан, Греции, которая тогда была микенской Грецией – потом я буду читать специальные лекции на эту тему, – уже пришла первая волна индоевропейцев, ахейская волна. Возможно, до этого момента имело место мирное проникновение индоевропейцев, в частности, пеласгов, на данную территорию. Но ахейская волна завоевания смела около 1600-1500 года до Р.Х. древнее передневосточное, во многом родственное ханаанскому, население материковой Греции и Эгейских островов, подчинила себе, уничтожила Минойскую цивилизацию и установила свою, как мы её называем, Позднеминойскую или Крито-Микенскую цивилизацию – цивилизацию индоевропейскую.
    А около 1180 года с Балкан приходит новая волна завоевателей. Это дорийцы – тоже индоевропейское племя, но уже совершенно дикое. Примерно так же в Раннесредневековой Англии бриттов и кельтов после падения Римской Империи вытесняют саксы, саксов вытесняют даны, данов вытесняют норманны. То есть, германские народы, в отличие от бриттов и кельтов, идут волнами, одна за другой, и разрушают культуру и цивилизацию. И на Балканах, Пелопоннесе и островах Эгейского моря развитое, уже во многом впитавшее древнюю минойскую культуру ахейское население Греции, как раз то самое, о котором рассказывает Гомер в своих поэмах «Иллиада» и «Одиссея», вытесняется.
    Карта основных миграций в регионе в 13-12 вв. до Р.Х.
    Вытесняется оно потому, что, как считают ученые, микенцы обладали только бронзовым оружием, а дорийцы – уже железным. И железо побеждает бронзу. В любом случае, мы видим, что в это время выгорают, завоевываются и опустошаются практически все города материковой Греции и Крита. И огромная волна людей крито-микенской цивилизации - ахейцев, потомков Ахилла, Агамемнона, Менелая, Патрокла, о которых мы узнаем из «Одиссеи», бежит на восток. Возможно, кто-то бежал и на запад, об этом я расскажу позже, когда мы будем говорить об этрусской и римской религии.
    Но большинство людей бежит на восток. Они движутся вдоль побережья Малой Азии, под их ударами навсегда рушится мощное хеттское царство, которое было главным соперником Египта на Переднем Востоке во II тысячелетии до Р.Х. После этого они текут вниз на юг, разоряют Угарит, Дамаск и многие другие населенные пункты внутреннего Ханаана. Но их удается сдержать на хребте Антиливана. И то, что сейчас является Ливаном, сохраняется – узкая полоска земли между Средиземным морем и горами Антиливана (есть два хребта, Ливан и Антиливан, а между ними – долина Бекаа) в 60 километров шириной с запада на восток, и примерно в 200 км длиной с юга на север.
    Этот маленький кусочек суши очень ценный, там много полезных ископаемых, и там есть строевой лес. На Переднем Востоке леса почти нет, а горы Ливана поросли бесценным кедром, из которого египтяне делали ковчеги и строили самые лучшие свои корабли. Кедровый лес экспортировали и в Месопотамию. А, кстати, Угарит — это уже сосновые леса Тавра, это уже другие леса, не кедровые, но тоже очень хорошие. И этому небольшому региону удалось удержаться от нашествия Народов Моря – так называли изгнанных дорийцами ахейцев в Передней Азии и Египте.
    Народы Моря потом проходят Палестину, разрушая при этом многие маленькие ханаанские царства, и идут на Египет. Египетский царь Мернептах их побеждает в морской битве в Пелусийском устье Нила, это примерно 1180-1178 годы до Рождества Христова. Так что Египет от них защитился, но был обессилен. А Народы Моря останавливаются у восточных врат Египта и основывают свои города на побережье Средиземного моря, на месте ханаанских городов, южнее Ливана. Эти города мы знаем из Библии как филистимские города. О филистимлянах, в Библии не раз говорится, что это «дети» или «выходцы из Кафтора», то есть с Крита, из Греции. От филистимлян, кстати, и название страны – Палестина. Народы Моря принесли с собой микенскую культуру, и её изучают ныне израильские археологи – сейчас это земля или Палестинской автономии, или Израиля. В филистимских городах встречается очень много находок микенского типа.
    Письмо хеттского царя правителю Угарита, найденное в Угарите. Написано на аккадском. 13 в. До Р.Х. Лувр AO 21091
    Угарит пал из-за нашествия Народов Моря. Мы узнаём эти драматические события из переписки. Дело в том, что хеттский царь страшно боится Народов Моря, и просит своего вассала, а Угарит перешел тогда от Египта к хеттам, прислать ему армию. И Угарит, который сам еще не испытывает прямого нападения, посылает свои войска на помощь сюзерену. И флот тоже высылает в Средиземное море. А в это время Народы Моря ударяют по совершенно безоружному городу, к тому же недавно пережившему тяжелое землетрясение, от которого сильно повреждены крепостные стены, и легко его захватывают.
    Захват Народами Моря оказался трагическим для жителей Угарита, но он бесценен для нас, потому что город после этого не восстанавливался – там оставалось небольшое поселение, но город исчез, и, естественно, сохранился для археологов. В том числе уцелели и замечательные его архивы. Эти архивы – просто Мекка для ученых, они сохранили для нас тексты Угарита.
    4. Угаритские тексты

    В России были изданы два тома переводов угаритских текстов, это «Угаритский эпос» и «О Ба'лу», угаритские поэтические повествования в переводе нашего замечательного исследователя - библеиста, Ильи Шалеймовича Шифмана, который свои популярные книги писал под псевдонимом Кораблев – как лингвист, недолго думая, он просто перевел свою фамилию с немецкого языка. Эти труды Шифмана в значительной степени были изданы уже после его смерти, которая, к сожалению, наступила в 1990 году, когда ученому было только 60 лет.
    Фрагмент эпической поэмы о Баале. 14 в. до Р.Х. Рас Шамра. Лувр. АО16640
    Мы много раз будем возвращаться к угаритскому эпосу, к угаритским текстам, потому что на самом деле аутентичную религию Ханаана можно восстановить практически только по ним. Первый важнейший письменный источник для Ханаана — это архив Мари. Мари, Тель-Харири, на Евфрате, недалеко от городка Абу-Кемаль, находится в самой восточной точке Сирии на границе с Ираком. Именно там стоял этот город, где говорили, по всей видимости, на аморейском языке, а все делопроизводство было на аккадском языке. Архив Мари тоже сохранился практически полностью. Он был раскопан луврской экспедицией в 1933 году. Он более древний, чем архив Угарита, и относится к XVIII веку до Р.Х. Большей частью это клинописные глиняные таблички, которые тоже хранятся в Дамаске и Алеппо, и насколько хорошо они сейчас там сохраняются, мы не знаем.
    Мари, городище Тель-Харири около современного города Абу-Кемаль, исследованные командой археологов из Лувра в 1933 году. Справа - остатки зиккурата
    Эти тексты менее интересны, потому что там не было такого царя, как царь Никмад Угаритский, и никто не повелел записывать эпос. От Мари у нас вообще нет никакого жреческого архива. Государственный архив Мари сохранил в основном хозяйственные, административные тексты, немного дипломатических текстов, правовые кодексы. Но есть тексты о распределении жертв между храмами и богами, то есть, мы знаем имена богов и названия храмов Мари. Богов около ста сорока имен, и из них только двадцать четыре семитские, есть и индоевропейские. Опять же, мы видим этот ранний «плавильный котел» различных народов в Ханаане.
    Но в Мари есть два десятка очень интересных текстов. Это – пророчества. Думаю, их так можно назвать. Подобно пророкам Библии, жрецы храмов Мари видели некие видения, только это было намного раньше. Я напомню, что все наши пророческие тексты, даже если считать царя Давида, это X век и моложе, а здесь речь идет о XVIII веке до Р. Х. Эти пророчества записывались и собирались в архиве. Причем если часть пророчеств – это пророчества верховных жрецов храмов, если угодно, пророков по должности, то примерно половина пророчеств — это пророчества частных лиц. Вот некоему человеку снится сон, дается видение. И он его тоже посылает, чтобы все знали, что произойдет с городом и страной. Это, кстати говоря, указывает на довольно широкую гражданскую свободу в этом регионе.
    Вообще повсюду в Ханаане мы встречаем, что при царе существует государственный совет и существует право. Царь очень влиятелен, он верховный жрец, но он совершено не деспот, который может делать, что ему угодно. И когда какой-то царь ведет себя деспотически, это осуждается людьми и осуждается Богом. Мы помним, как деспотически себя пыталась вести североизраильская царица Иезавель, кстати, дочь сидонского царя, то есть, финикиянка, и в итоге она погибла, и погиб её муж, царь Ахав. А они всего-навсего пытались отнять частную собственность – виноградник - у одного гражданина - Навуфея Изреелитянина. Они действовали обманом, не просто впрямую, грубо, но в конце концов царь завладел не своей собственностью, убил Навуфея, но все это кончилось трагедией для царственных супругов [3 Цар.21].
    Таблица с угаритским эпосом о Даниилу и сыне его Акхате. 14-13 вв. до Р.Х. Лувр. АО17323
    Я хочу сказать, что представление, которое, дорогие друзья, очень у нас распространено с легкой руки историков XIX века, Гегеля и его последователей (мы, к сожалению, знаем об этом через Маркса и Энгельса, через их истмат и восточный способ производства), представление о восточной деспотии – это бесконечно давно устаревшие вещи, вы должны все это запомнить. Никакого деспотизма не было, никакого полного владения всей собственностью страны царем не было, все это выдумки. Был развитый институт частной собственности. Была ограниченная власть. Где-то действительно была наследственная власть царя, а кое-где была власть судей-шофетов – как и в Израиле до царя Саула и царя Давида. Это тоже надо иметь в виду, так что архив Мари также очень интересен.
    И, пожалуй, третий, очень важный круг источников, как раз тех самых дипломатических, о которых я вам говорил – это дипломатическая переписка из Тель-эль-Амарны, Ахетатона – столицы Египта, которую построил в первой половине XIV века до Р.Х. Аменхотеп IV - Эхнатон. Этот дипломатический архив, как я вам уже рассказывал, оказался брошенным. В этом дипломатическом архиве есть и мифологические тексты, на которых изучали иностранные языки молодые египетские дипломаты, как учат языки у нас в МГИМО. Есть, естественно, и дипломатическая переписка. Но даже прямая дипломатическая переписка очень интересна, очень важна для религиеведа, потому что в дипломатических формулах мы видим отношения не только между сюзереном и вассалом, но и между человеком и Богом. Например, сын Азиру, князь Амурру, пишет еще Аменхотепу III, отцу Аменхотепа IV:
    «Ты даровал мне жизнь, ты владеешь и смертью моей. Я предстою пред лицом твоим. Воистину, ты – Господин мой. Да внемлет господин мой слуге своему».
    Этот печальный период, ознаменовавшийся нашествием Народов Моря, завершается завоеванием финикийского побережья и вообще всего района Ханаана ассирийским царем Тиглатпаласаром в 1114-1076 году. На какое-то время Финикия становится частью ассирийской державы, хотя и автономной. Ассирийцы очень жестокие правители, но в то же время они все-таки рациональные люди.
    5. Финикийская колонизация

    Финикия очень богата, что кажется странным, но здесь есть как раз тот смысл, о котором мы часто забываем. Мы думаем, что государство – это территория, это население, это огромное природное богатство. Да, все это важно, но когда все это плохо используется, страна остается нищей, и нам за примерами далеко ходить не надо. А Финикия как раз – небольшая густонаселенная страна, страна слабая в военном отношении, которую могут завоевать граничащие с ней империи. И в тоже время – страна очень богатая. За счет чего? А за счет того, что она очень неудачно расположена - она маленькая и слабая, подобно Голландии.
    Карта финикийских колоний
    Голландия, как вы помните, стала первой мощной торговой державой. Причем именно буржуазной, не феодальной, как Португалия или Испания, которые просто грабили и вывозили из Америки и Индии золото, а торговой державой, которая что-то производила, но, самое главное, она продавала одно, а другое покупала, и возила товары по всему миру. Торговля, ремесло и, вообще, работа рук человеческих — это то, что всегда приносит богатство. Когда это останавливается, когда этому препятствуют, всегда народ впадает в нищету. Это прекрасно понимали олигархические кланы и цари, управлявшие Финикией, финикийскими городами. И в первую очередь они ориентировали и поддерживали граждан в том, что они – ремесленники, они – судостроители, они – торговцы.
    По всему Средиземноморью, начиная с XI-Х века до Р.Х. возникают финикийские колонии. Эти колонии в первую очередь – торговые эмпории, торговые точки, но в то же время и места, где действительно живут вперемешку финикийцы и местные народы, в основном, обеспечивая торговлю на окружающей территории. Финикийцы осваивают не только восточное Средиземноморье и близлежащий остров Кипр, где расположен целый ряд их колоний и самая главная из них, Китион. Восточный Кипр – это фактически заморская часть Финикии. Финикийцы, видимо, выходцы из Тира, основывают в 814 году знаменитый Карфаген, основывают колонии на Сицилии, на Сардинии, на побережье Испании и Португалии. Нынешний город Картахена в Испании – не что иное, как Новый Карфаген, даже название сохранилось. Они выходят через Геркулесовы столбы, через Гибралтарский пролив, и строят целый ряд городов на Атлантическом побережье. Это Гадир на атлантическом побережье Испании, это Алкасер-ду-Сал в Португалии, это Тинжис, будущий Танжер в Марокко, это Сала, Могадор, Ликсус на побережье Марокко, вплоть до его южной части.
    Финикийские маски. 6 в до Р.Х. Британский музей 136895
    По своим экономическим интересам они плавают в черную Африку. И на очень многих художественных изображениях финикийцев мы видим людей негроидной расы, хотя сами финикийцы были типичными европеоидами южного типа с семитоидными чертами. Сохранилось большое количество финикийских изображений, где присутствуют люди негроидной расы, например плакетка 8 века до Р.Х. из Нимруда (ныне Британский музей) на которой изображена львица, загрызающая африканского юношу в зарослях папируса.
    По повелению египетского фараона, управлявшего тогда Финикией, финикийские моряки, выйдя через Геркулесовы столбы, обогнули Африку, прошли мимо Мыса Доброй Надежды и вернулись в Египет через египетский порт на Красном море – Глава Нехеба (будущая эллинистическая Береника). Финикийцы были великолепными корабельщиками, великолепными торговцами, что, кстати говоря, объясняет, почему появился алфавит. Хотя до нас от того времени текстов дошло очень мало, очевидно, что бухгалтерскую переписку было удобнее вести на алфавите, а не на слоговой клинописи, и это – одна из причин появления алфавитного письма.
    Финикийские погребальные урны пунической эпохи. Британский музей 118337, а
    Финикийцы совершают колонизацию всего Средиземного моря. Такие морские порты, как Кадис в Испании, Палермо на Сицилии, до сих пор практически используют гавани, построенные финикийцами. Финикийская гавань есть и в Карфагене, но она маловата для современных кораблей. Из финикийского языка греки взяли огромное количество понятий, связанных с торговлей, культурой и просто с красивой жизнью. Такое, например, слово, как хрисос — «золото», это ханаанское крус. Греческое слово паллакис, «наложница», это финикийское пелекс. Слово сикера даже и переводить не надо, но поверьте, оно финикийское, заимствованное в греческий язык. Хитон, то есть верхняя одежда, это ктан. Я думаю, что наше слово кафтан совсем не чуждо этому ханаанскому ктану. «Покрывало», по-гречески лита, это лот, «тонкое полотно», утони — это финикийское атон, меч - ксифос —финикийское ксиф. Махэра - «кинжал», — это тоже финикийское слово, как и сакос, «щит».
    Как вы видите, термины, связанные с войной – тоже финикийские, потому что финикийцы были хорошими оружейниками и производили прекрасные предметы. Это - еще один источник богатств. Ну и, всем нам известное слово нЕктар — «нектар», «питье богов». У нас есть яблочный нектар или апельсиновый, а на самом деле это слово происходит от финикийского катар — «курить благовония» (перед изображениями богов). И, наконец, всеми нами любимое слово ойнос, инос, «вино», это финикийское ойн. И виноградники, и вино – все это тоже было в Финикии.
    Финикия была центром ремесла и торговли, и потому была весьма богата. А поэтому ассирийские цари, не будь дураками, оставили это города автономными, позволили им иметь свои колонии. Даже когда позднее персидский царь захотел завоевать Карфаген, его данники, финикийские цари современного Ливана, отказались это делать, потому что это был их, если угодно, дочерний город. Греков они готовы были завоевывать, а карфагенские колонии завоевывать отказались, и персидский царь подчинился. Без финикийского флота он на море ничего не значил, а пешком через пустыни до Карфагена не дойти. Так что они хорошо помнили свое культурное единство. Но они не заходили в глубину собственной истории - они копировали египетские памятники. Потом, когда начнется рассвет эллинской культуры, они будут копировать греческие памятники – не всегда понимая их суть. В религиозном смысле это была вторичная культура. Но в смысле торгово-коммерческом это была культура первичная.
    Финикийская лампа-подсвечник. 7 в до Р.Х. Британский музей 1876,0909.112
    И можно сказать, что Греция, и даже Рим во многом стали такими в экономическом и в художественном смысле благодаря Финикии, благодаря Ханаану. Мы никогда не должны забывать, что греческой классике предшествовал другой период – так называемый ориенталистский, восточный стиль, это VIII век до Рождества Христова, как раз расцвет финикийской колонизации, когда образцы брали из Финикии. XI век – это был век, как я уже сказал, вторжения Народов Моря, и еще целого ряда вторжений, это был век, когда ослабли империи. В контексте только Библии, мы не совсем понимаем, почему такими мощными политически были царь Давид и царь Соломон. Мы говорим, что это потому, что они были такие мудрые, а в действительности-то это были маленькие, просто мизерные страны, вот съездите сейчас в Израиль, и вы увидите, что страна совсем крохотная. А Ливан – еще более крохотный. И все эти страны стали значимыми и сильными по той простой причине, что империи рухнули, и маленькие государства смогли сами развиваться, сами торговать, сами защищать себя.
    Помните, как много торговал Соломон? Но что сделал Соломон? Он заключил союз с Хирамом Тирским, с царем Тира. Как вы помните, кедры для Храма Божьего в Иерусалиме поставлял Хирам Тирский. А без кедров – никуда. Их рубили в горах Ливана, сплавляли по морю в Израиль и везли в Иерусалим. И, главными мастерами Иерусалимского храма были тиряне и сидоняне, то есть финикийцы. После этого продолжается теснейшее сотрудничество и, что очень интересно, если угодно, разделение. Из летописей Тира, которые нам теперь известны, мы знаем, что при царе Итобаале (Ефбаале, в русской билейской транскрипции) отце знаменитой Иезавели, в 778-м году была засуха, которая прекратилась по молитве царя Итобаала в храме Баала в Тире. Но мы-то знаем из Библии, что эта страшная засуха, длившаяся три с половиной года, прекратилась благодаря молитве пророка Ильи на Кармиле. Вот видите, как одно и то же событие интерпретируют разные религиозные традиции.
    6. Конец финикийской автономии и расцвет Карфагена

    В 670-м году финикийцы вместе с египтянами, очень близкими им, подняли восстание против ассирийцев, но неудачно. Одновременно Карфаген, который стал уже мощнейшим городом Средиземноморья, в VII веке воевал с этрусками против греков, и тоже надо сказать, неудачно. Тогда же ассирийская держава рушится под ударами мидян. На какое-то время, как вы помните, восстанавливается независимость Вавилонии, и Навуходоносор, царь Нововавилонского Царства, ликвидирует автономию Финикии и захватывает Тир.
    Руины древнего Тира
    Описание захвата Тира есть у пророка Иезекииля в 26-ой главе, это стихи 7-12. Но и это, очень жестокое, завоевание не продлилось долго. Царь персов Кир, завоевав в 539-м году Вавилонию, восстанавливает финикийскую автономию и существенно её расширяет. Финикия входит в V сатрапию персидской державы. В городе Сидоне, в Сайде, на севере нынешнего Ливана, строится великолепный приморский дворец персидского царя. Финикийские цари командуют персидском флотом в войне персов против греков.
    Одновременно Карфаген, который к тому моменту уже становится особой пунийской державой. На территории современных Туниса и Алжира, возник новый Ханаан со столицей в Карфагене, — и он воюет с Римом. Он пытается утвердиться за счет Рима. Один за другим следуют договоры с Римом, 509-го года, 348-го года. В 339-м году в битве при Кримиссе Карфаген терпит поражение от союза греческих городов Сицилии, но до этого он практически владеет всей Сицилией. В 332-м году Александр Македонский, завоевывает не только персидскую державу, но после битвы при Иссе – и Финикию. Завоевание Финикии опять было тяжелое; Тир был взят в 332-м году после тяжелой осады.
    Руины Карфагена
    Это остров дамбой связанный с материком, был защищаем двумя рядами стен в 42 метра высотой каждая. Об осаде Тира повествует Диодор Сицилийский в Исторической Библиотеке, это 17 книга, разделы 40-46. После завоевания Финикии Александром во многих городах Финикии ликвидируют царскую власть, и власть становится республиканской, по греческому образцу возглавляемая судьями-шофетами. Но это уже только тень автономии.
    Что касается Карфагена, то он ведет три войны с Римом. Первая Пуническая война – это 241-237 год, Вторая – 218-202, и, наконец, после Третьей войны 149-146 года до Р.Х. Карфаген был-таки разрушен по настойчивому требованию Катона Старшего, и больше Пунийского государства не существовало, хотя, естественно, пунийцы никуда не делись, и среди современных жителей Туниса немало потомков древних карфагенян.
    Кроме угаритского эпоса у нас есть еще несколько источников, позволяющих говорить о религии Ханаана. Они не всецело принимаются учеными, потому что это вторичные источники. Что касается Угарита — это первичный источник, но беда в том, что он не всегда понятен. Все-таки даже наши ученые несвободно владеют угаритским языком. А вот что касается поздних текстов, написанных на греческом, этим языком у нас владеют свободно, но мы не уверены, насколько адекватно в них передана реальность.
    Руины Карфагена
    Текстов этих два, и первый из них – это перевод с хананейского языка Филона Библского, жреца из Библа (это территория нынешнего Ливана), творений жреца Санкхуниатона об истории, религии и культуре Финикии. В то время под властью эллинистических правителей, в данном случае – Селевкидов, у греков процветало любопытство, они хотели узнать, что же это за народы, которыми они овладели, какова их культура, какова их вера. И вот, как вы помните, в Месопотамии пишут «Халдеику», в Египте Манефон пишет об истории Египта, а в Ханаане Филон Библский переводит историю, написанную ханаанскими историками и священниками. Но беда в том, что сама книга Филона Библского до нас не дошла, а дошли только большие отрывки из нее в христианском тексте "Приготовление к Евангелию» Евсевия Кессарийского («προπαρασκευή εύαγγελική»). И ученые не уверены в том, что это объективный текст.
    Второй, очень таинственный текст – «О Сирийской богине» Лукиана. Он интересен, поскольку описывает очень важный, глубинный, мистериальный уровень ханаанской религии. Речь в нем идет о той же Астарте, Ашторет в западном произношении. И, во-первых, это явно не текст Лукиана. Лукиан, как вы помните, насмешливый, иронизирующий, надо всем смеющийся греческий писатель. А трактат «О Сирийской богине» совершенно серьезный. То есть, скорее всего, под именем Лукиана его написал какой-то другой человек. Хотя Лукиан действительно из Ханаана, и он знает эти вещи, но, возможно, это какой-то другой Лукиан. Может быть, было два Лукиана.
    Трактат «О Сирийской богине» очень интересен, и я бы рекомендовал вам его прочесть. И хотел бы еще порекомендовать достаточно популярную, но в то же время очень информативную огромным количеством хороших художественных произведений, недавно вышедшую книгу «Финикийцы, история и сокровища древней цивилизации». Эта книга написана итальянскими учеными, снабжена массой иллюстраций и карт. Будьте внимательны, потому что там присутствуют опечатки и неправильные транслитерации, тем не менее, книга хороша, и те, кто хотят глубже познакомиться с данной темой и увидеть эти изображения, могут её приобрести. Хотя, надеюсь, для наших лекций мы найдем аутентичные музейные изображения еще более интересные.
    Таким образом, мы имеем круг археологических памятников Ханаана и Карфагена, и других городов пунийцев, мы имеем тексты II и I тысячелетий до Р.Х. Опираясь на эти источники мы можем составить представления о религии Древней Сирии - Ханаана.

    comments powered by HyperComments