НОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
Модуль 4. ХЕТТЫ
лекция 65
Хетты в истории


аудиозапись лекции


видеозапись лекции
содержание
  1. Язык этнос и раса в Малой Азии II –тысячелетия до Р.Х.
  2. Хетты
  3. Хетты в Библии
  4. Открытие хеттской культуры и языка
  5. Генезис и история Хеттского Царства
  6. Хурриты и Государство Митанни
  7. Новое Хеттское Царство
  8. Падение Хеттского Царства

    список рекомендованной литературы
    1. Луна, упавшая с небес. Древняя литература Малой Азии, Пер. Вяч. Вс. Иванов, М., 1977

    2. О.Р. Герни. Хетты. М. 1987

    3. В.Г. Ардзинба. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М. 1982

    4. Дж. Г. Маккуин. Хетты и их современники в Малой Азии. М. 1983

    5. В. Замаровский. Тайны хеттов. М. 1968

    6. А. В. Волков. Непомнящий Н. Н. Хетты: Неизвестная империя Малой Азии. М.: Вече, 2004

    7. Г. Г. Гиоргадзе. Вопросы общественного строя хеттов. Тбилиси: Мецниереба, 1991

    8. Т.В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванов. Индоевропейский язык и Индоевропейцы. В 2-х т. Тбилиси 1984

    9. Trevor R. Bryce. The Kingdom of the Hittites. Oxford 2005

    10. B.J. Collins. The Hittites and their world. Society of Biblical Literature. Atlanta. 2007

    11. David W. Anthony. The Horse, the Wheel and Language. How Bronze-Age Riders from the Eurasian Steppes Shaped the Modern World, Princeton University Press 2007

    12. J.P. Mallory; D.Q. Adams. Encyclopedia of Indo-European Culture, Taylor & Francis 1997

    текст лекции
    1. Язык этнос и раса в Малой Азии II –тысячелетия до Р.Х.

    Дорогие друзья, мы начинаем новый небольшой цикл, посвященный религии хеттов. Он связан с новым явлением в землях Переднего Востока: впервые в изучаемый нами мир, мир семитических народов, входят индоевропейцы, то есть, тот огромный этнический субстрат, который сейчас составляет практически все народы Европы, северную Индию, Иран и Армению. Индоевропейские языки — это языки, во многом, создавшие современный мир. Но тогда мы видим их впервые, и мы видим их совсем не такими, какими они предстанут позже, например, когда мы будем изучать ведическую традицию Индии.
    Речь сегодня пойдёт об Анатолии II тысячелетия до Рождества Христова. Анатолия по-гречески означает «восток». Это то, что мы называем полуостровом Малая Азия, то, что сейчас составляет большую, азиатскую часть Турции. Это огромное пространство, примерно тысяча километров в длину и семьсот километров в ширину, по площади равное американскому штату Техас. Эта территория была заселена давным-давно: именно в южной Анатолии были расположены неолитические города Чатал-Хююк и Хаджилар, о которых мы уже говорили, а в северо-западной Анатолии – древний неолитический город Илион, который мы называем Троей.
    Чатал-Хююк, Хаджилар и другие города неолитической Анатолии (XI-V тыс. до Р.Х.)
    Этот регион, прекрасно известный Библии, имел очень сложную этническую природу. И, что очень важно, и чего не понимали в начале XX века, а у нас и сейчас это далеко не всегда понимают люди, связанные с политикой, но что должны ясно понимать мы – это то, что язык и этничность (как говорят – кровь), это - разные вещи. Классический пример: чернокожие американцы говорят на английском языке точно так же, как и их белокожие соотечественники, но это другая кровь, другая раса, а язык у них один.
    В некотором смысле общий язык для многих этнических групп и рас вроде бы сплавляет их единый народ. Тогда разговор о расах теряет всякий смысл; поэтому сейчас многие ученые вообще не любят говорить о расах, как о них до болезненности любили говорить во второй половине XIX – первой половине XX века. Но если мы отбрасываем категорию расы, и говорим только о языке, то в этом случае возникает вопрос: что и каким образом сплавляет воедино именно язык? Так что, когда мы говорим об индоевропейских языках Анатолии, мы должны помнить: совсем не подразумевается, будто всё население, или же большая его часть, говорившая на индоевропейских языках, была индоевропейской в расовом смысле этого слова, как это любили утверждать исследователи в ХIX-XX веке, когда они измеряли черепа, определяя некий этнический тип высших и низших рас. Всё это ушло в прошлое. Но мы должны помнить, что язык часто сплавляет воедино именно расы и народы, как естественные генетические сообщества.
    Язык приходит, и конечно же, у него есть носители; язык не падает с неба – его приносят люди. Язык продолжает действовать, продолжает жить в этнически очень смешанной среде. И как тот же русский язык у нас в стране, становится языком многих различных этнических сообществ, которые по тем или иным причинам стали говорить на одном и том же языке. Это надо помнить, когда мы говорим об Анатолии II тысячелетия до Р.Х.
    Те, кто приносят язык, приносят и определенную культуру, приносят свое мировоззрение, которое распространяется вместе с языком на носителей других этносов. Скажем, в тех же Соединенных Штатах современные чернокожие американцы имеют в своем темпераменте, в своём отношении к жизни нечто отличное от белокожих американцев, нечто, что роднит их с далекими предками в Африке. Конечно, этого не определишь в процентном соотношении, но примерно на девяносто или на восемьдесят пять процентов это один и тот же народ. Два цвета кожи, два корня этно-расового происхождения – но это один и тот же народ, который, кстати говоря, хотя в основном и воспринял нормы белого американского типа, тем не менее, сильно отличается от белого же англоязычного типа на Британских островах. Потому что генезис белых переселенцев в Америку был иным, нежели задолго до этого – генезис английского народа, породившего эти группы переселенцев в Новый Свет.
    Это – очень непростые вещи, которые мы до сих пор не всегда можем понять. И упрощенные формы, такие, например, как идея, что кровь всё определяет, что есть некий этно-расовый генотип, определяющий поведение, по большому счету, чепуха - такого генотипа, по всей видимости, нет, хотя с помощью генетики и можно что-то сказать о происхождении того или иного народа.
    После этого предисловия мы можем обратиться непосредственно к истории формирования индоевропейской цивилизации в Малой Азии. Малая Азия и тогда, и теперь – очень контрастный регион. Высокие засушливые плоскогорья, плодородные долины рек, и приморские лесные массивы, где растут в основном хвойные леса, потому что море дает испарения и больше влаги: на юге – кедровые леса Ливана, далее на север – сосновые леса.
    Карта расселения индоевропейцев с гипотетической их прародины в междуречье Днепра и Волги (одна из гипотез)
    Индоевропейцы пришли в Малую Азию, по всей видимости, за 2500-2000 лет до Р.Х. Каким было население по языку в этом регионе до прихода индоевропейцев? - Мы не знаем, потому что эти люди не оставили письменности. То, что сохранилось до нас из более позднего времени в различных отрывках, например, из хурритской письменности, которая, видимо, как раз имеет доиндоевропейское происхождение, хотя об этом сложно говорить, связывает их с адыго-абхазскими народами нынешнего Кавказа.
    По всей видимости, народы Кавказа не тюркской и не армяно-индоевропейской, а именно кавказской семьи языков, адыго-абхазской семьи языков – это потомки тех народов, которые жили на большей части Малой Азии до прихода индоевропейцев, которые, безусловно, никуда не делись и живут там и сейчас, восприняв иные языки. Точно так же индоевропейский язык армян и тюркский язык азербайджанцев не подразумевают, что они различны этнически: по крови это, естественно, те же самые кавказские народы, в силу определенных причин и, конечно, каких-то смешений, принявшие другие языки - индоевропейский или тюркский.
    На черноморском побережье Малой Азии еще долго жили кочевники каска, которые сохраняли племенной строй и как раз, судя по некоторым словам, были представителями адыго-абхазкой семьи языков. Южнее жили хатти, скорее всего, тоже носители кавказских языков, еще южнее – лувийцы, они уже были индоевропейцами. В центральной части, между каска и лувийцами, жили палайские племена, тоже носители индоевропейского языка (нынешнее, уже греко-римское название этого региона – Пафлагония). И, наконец, сами хетты.
    Замечательный археолог Джеймс Патрик Мэллори, который родился в 1945-м году, датирует появление носителей индоевропейских языков в Малой Азии 2700-2600 годом до Рождества Христова, что связано со следами разрушения и опустошения малоазийских городов. По всей видимости, в это время, в эпоху, соответствующую Раннему царству Египта и началу Древнего царства, индоевропейцы приходят в Малую Азию.
    Есть две точки зрения на то, как они туда пришли – и откуда. Сейчас большинство ученых соглашается с тем, что индоевропейцы пришли в Малую Азию из большого региона, расположенного между Карпатами и Уралом – это травянистые степи Южной России и Украины. Археологи, опять же, очень условно соединяют древних индоевропейцев с ямной археологической культурой. Понятно, что письменных текстов от того времени у нас нет, поэтому мы можем об этом соответствии только гадать. Кстати говоря, самые ранние, зафиксированные, датированные индоевропейские тексты – это как раз тексты хеттов. Ведическая традиция была записана позже.
    Ещё один очень важный момент: немножко забегая вперед, я скажу, что, хотя язык хеттов, безусловно, был индоевропейским, но именно ведических традиций организации общества, и даже ведических имен богов у хеттов – в первую очередь, поскольку от них осталась большая литература, – а также у лувийцев и палайцев, не прослеживается. Те индоевропейцы, которые пришли тогда в Малую Азию, не были носителями той самой знаменитой ведической традиции, которая, так или иначе, прослеживается и у кельтов на западе, и у осетин на Северном Кавказе, и, конечно же, у иранцев и индийских ариев.
    Карта перемещения индоевропейских диалектов (одна из гипотез)
    Обсуждаются две возможности проникновения из этой огромной степной северной зоны индоевропейцев в малую Азию: это так называемый западный путь и восточный путь. Западный путь – через Балканы, а восточный путь – через отроги Кавказа. Индоевропейцы, по всей видимости, путешествовали семьями. Собственно, именно поэтому происходило не растворение, а трансляция индоевропейского языка. И передвигаться на повозках с волами, с телегами по горам Кавказа вряд ли было легко. Большинство ученых склоняется к тому, что индоевропейский субстрат, именно хеттский, пришел в Малую Азию с запада, и эти индоевропейцы не принесли с собой древней ведической традиции. Есть и ряд сторонников гипотезы, что индоевропейцы вообще появились в Малой Азии, что это их прародина, но сейчас эта точка зрения непопулярна и среди лингвистов, и среди археологов.
    2. Хетты

    Сохранилось не так много верифицируемых останков хеттов, и интересно то, что попытки их генетического анализа пока не привели к положительным результатам. То есть их язык был индоевропейским, но индоевропейский степной геном не выявлен в этом регионе в захоронениях III-II тысячелетий до Р.Х. Опять же – это загадка. Можно предположить, что на индоевропейских языках говорили местные люди, а самих его носителей было немного, и поэтому их пока не нашли. Возникают всё новые и новые вопросы. Надо сказать, что тех, кто обитал в этом регионе до индоевропейцев, условно называют праанатолийцами, и условно считают, что они относились к адыго-абхазской, как я уже сказал, семье языков, хотя никаких доказательств этого нет. Безусловно, там жили люди, мы их находим, там присутствуют культурные слои, но кто они были этнически, мы точно не знаем. Скорее всего, это были не семиты, а именно кавказцы, но это только предположения.
    Само слово «хетты» происходит от названия города, который они захватили и которым управляли. Город этот - Хаттуса. То есть, фактически хетты - это жители города, или страны со столицей в Хаттусе, и Хаттуса – это не хеттское название. Название «хетты» известно, и мы сейчас об этом скажем, но сами они называли себя несили или канесили, а свой язык – неса. И c этим названием все просто: Неса – это хеттское название хорошо известного города Каниш в Малой Азии, где находилась большая ассирийская торговая колония - карум. Карум — это самоуправляющийся город, не входящий ни в какое государственное образование. Вот таким и был во II тысячелетии до Р.Х. город Каниш, и когда он уже был захвачен хеттами, они превратили его в свою первую столицу и называли по-хеттски – Неса. Город этот находился около местечка Кюльтепе близ современного турецкого города Кайсери.
    Руины древнего города Хаттуша
    Мы не можем по этому названию ничего сказать о том, откуда пришел этот народ и что он из себя представлял. Те земли, на которых обосновались хетты, населял другой народ, который также называл себя по имени города Хаттусы, который сейчас раскопан и хорошо известен археологам. Об этом городе я еще буду говорить. Хаттуса известна сейчас как Богазкёй, в более поздней современной форме – Богазкале. Это город в изгибе реки Галис, ныне реки Кызылырмак, в ста сорока пяти километрах восточнее Анкары. Город этот действительно удивительный, расположенный на тысячу пятьдесят метров выше уровня моря в засушливой зоне, но имеющий семь источников пресной воды. И, если использовать некоторые фортификационные сооружения, практически неприступный.
    Так вот, хатти – это доиндоевропейское население того региона, которое, скорее всего, относилось к кавказским народам и тоже именовало себя по названию данного города, Хаттусы. И по всей видимости хеттский этнос, как мы его называем, возникает из их смешения с пришедшими индоевропейцами. Очень характерно то, что многие тексты, которые до нас дошли, написаны на двух языках — на языке хатти и на индоевропейском хеттском языке.
    3. Хетты в Библии

    Хеттский народ, как считают ученые, сложился к XVII веку до Рождества Христова. Как вообще был обнаружен этот хеттский язык? Во-первых, надо сказать, что еще до открытия хеттских памятников название «хетты» было известно из Библии, где упоминается народ хеттеи — «хетты», или бене хет — «сыны Хета». И уже в Книге Бытия говорится: «от Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет» [Быт. 10:15].
    Земля хеттеев упоминается в Книге Бытия, но особенно важно то, что с хеттами сталкивается Авраам. Примерно в 2000-м году до Рождества Христова он приходит в Землю Обетованную, как вы помните, и покупает пещеру Махпелу, в которой хоронит свою жену Сарру. Он покупает её у хеттов, у Ефрема Хеттеянина, и беседует с жителями будущего Хеврона, который тогда, видимо, был хеттским городом. Это время складывания хеттской державы, это район Земли Обетованной, её самые южные оконечности, самые южные рубежи. Но это важное свидетельство. Значит к 2000 году хетты – уже вполне сложившийся этнос, который таковым знают иные народы.
    Хетты очень активно присутствуют в Библии. Например, наложница Авраама Хеттура – понятное дело, хеттеянка, две жены Исава, и Юдифь, и Басемат – обе они хеттеянки, как пишется в Книге Бытия. И один из наиболее близких к царю Давиду воинов, Ахимелех, и генерал Урия, жену которого царь Давид забрал себе, а самого этого генерала убил, они тоже хетты. Поскольку хетты были отличными воинами, это совершенно не случайно.
    Рельеф с изображением процессии хеттских женщин с приношениями. 9 в. до Р.Х. Музей Анатолийских Цивилизаций. Анкара
    Но если Авраам – это еще время великой хеттской державы, как мы сейчас увидим, примерно 2000-й год до Рождества Христова, то Давид — это примерно 1000-й год, это уже время, когда никакой хеттской державы нет, она уже рухнула. Но на периферии хеттского мира остались небольшие хеттские государства, опять же, я буду об этом говорить. И, конечно, очень многие хеттские семьи, в том числе и семьи хеттских военачальников, искали, кому бы предложить свои услуги опытных воинов. Наверное, некоторые из них таким образом и оказались у царя Давида.
    Как вы помните, Соломон был очень любвеобилен, и в Книге Бытия упоминается, что он имел в своем гареме женщин из многих народов, и, среди прочих, в его гареме были и хеттеянки (третья Книга Царств, 11:1). По всей видимости, хеттские женщины ценились за свою красоту. Неслучайно и Авраам, и Исав, да и царь Давид, все они соблазнялись хеттскими женщинами.
    И, наконец, последнее упоминание о хеттах в Библии мы встречаем у пророка Иезекииля. Он обращается к еврейскому народу как к народу, который родился от брака аморрея и хеттеянки. И снова, как видите, женщина тут – хеттеянка, а значит, их ценили. Пророк Иезекииль обращается к израильскому народу как к женщине: «твой корень и твоя родина в земле Ханнанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка… ты выброшена была на поле, по презрению к жизни твоей, в день рождения твоего» [Иез. 16:3-6].
    Оказывается, древний еврейский народ, по крайней мере, в представлении пророка, мог быть созданием двух древних этносов: аморейского, западносемитского - амурру, и индоевропейского - хеттов. Если слова пророка Иезекииля – не просто словесный образ, а за ними кроется какая-то глубинная память еврейского народа о национальном этногенезе, то евреи - это именно семиты и индоевропейцы, амурру и хетты. Но из библеистов на это никто не обращал внимания, потому что больше о хеттах ничего не было известно.
    В Илиаде упоминается народ кетейцы, множественное число – кетаи, кетои в эразмовом произношении, который долгое время рассматривался как мифический. Этот народ был отождествлён с хеттами лишь в конце XX века замечательным русским хеттологом, как раз специалистом по малоазийским народам, Леонидом Александровичем Гиндиным, который умер в 1994 году в возрасте 65-ти лет. Но хотя они и присутствуют в Илиаде, никто к хеттам до конца XIX века серьезно не относился.
    4. Открытие хеттской культуры и языка

    Вдруг неожиданно, как это всегда и бывает, хеттов «открыли». Две первые таблички на непонятном языке, как потом оказалось, на хеттском, были обнаружены в 1887 году при раскопках египетского архива Тель-Эль-Амарны, то есть, архива Ахетатона.
    Глиняная табличка из Тель-эль-Амарны, написанная на хеттском языке. EA32 Берлинский музей. 342
    Глиняная табличка из Тель-эль-Амарны, написанная на хеттском языке. EA31 Каирский музей. JE 12208 (CG4741)
    В 1902 году Йоргеном Александром Кнудтцоном (Jørgen Alexander Knudtzon) было высказано предположение о принадлежности этих табличек к языку индоевропейской языковой семьи. Но эта позиция не была принята научным сообществом, и он в 1915-м году сам от неё отказался. Таблички не были расшифрованы. Кстати говоря, они были написаны в основном аккадской или ассирийской клинописью, но написаны на другом языке. Как, например, латиницей можно писать и на вьетнамском, но от этого вьетнамский язык не станет индоевропейским. Или, скажем, если на польском языке пишут латиницей, от этого польский язык не перестает быть славянским, так же, как и русский язык, на котором пишут кириллицей.
    В 1906-1907 году было совершено главное открытие: в деревне Богазкале, которая раньше называлась Богазкёй, обнаружили архив Хаттусы. Это величайшее открытие было сделано Гуго Винклером. Вы помните, что Хаттуса – это среднее течение реки Галис, северная часть Средней Анатолии. Там были открыты тысячи глиняных табличек, и мы оказались обладателями новой литературы, причем литературы многожанровой.
    Новые таблички на этом же языке были обнаружены также и в Амарне, и в Угарите, когда в 1920-е годы был найден архив Угарита, и позднее – в других городах хеттского царства. Хеттский язык был расшифрован чешским ассириологом Бедржихом Грозным, опубликовавшим свою первую работу на немецком языке в 1915-м году («Lösung des hethitischen Problems»). Он как раз соединил язык этих табличек с хеттским окончательно, и в 1917 году опубликовал большую работу по истории хеттов и по их языку («Die Sprache der Hethiter, ihr Bau und Zugehörigkeit zum indogermanischen Sprachstamm; ein Entzifferungsversuch»).
    Бедржих Грозный (Bedřich Hrozný) 1879-1952. Чешский ассириолог, расшифровавший хеттский язык
    История раскрытия индоевропейской сути хеттского языка, как всегда, замечательная и занимательная история. Бедржих Грозный обнаружил в одном непонятном, как потом окажется, хеттском тексте, шумерское слово нинда, «хлеб». А я должен сказать, что как у нас в русском языке сейчас легко обнаружить массу заимствований из, например, англосаксонских языков, из французского языка, и даже из тюркских языков – то в этом смысле такой же котёл языков был и в Малой Азии. Он обнаружил слово «хлеб», а к нему предлежало слово, которое, если его транслитерировать латиницей, выглядело бы примерно, как e-i-iz-za-te-ni, и он предположил, что по-хеттски это означает «вы едите хлеб». Первое слово, ейза, родственно немецкому essen, которое означает «есть» в форме настоящего времени, а ни тогда корреспондирует с древнеиндийским ni, греческим νῦν, древневерхненемецким ни, чешским nyni и нашим русским ныне, то есть, означает «теперь». Таким образом, эту фразу можно было перевести как «теперь вы едите хлеб».
    Впоследствии оказалось, что это формула «вы едите ныне мой хлеб и пьете мою воду» из обращения царя к вассалам. Но тогда это было первое прозрение. Кстати говоря, перевести фразу «вы пьете мою воду» оказалось еще проще: она выглядела как wa-a-tar-ma e-ku-ut-te-ni, а ватар – это индоевропейское слово water, «вода» (анг. water, др.сакс. watar).
    После Грозного расшифровкой и изучением хеттского языка занимались Ф. Соммер, Х. Эхелольф, Й. Фридрих и А. Гётце, благодаря работам которых хеттский стал понятным и легко читаемым. В настоящее время есть словари хеттского языка, в 1952-м году был издан словарь Й. Фридриха [Hethitisches Elementarbuch], и сегодня хеттский язык вполне понимаем.
    Надо сказать, что огромную роль в изучении хеттского языка сыграл русский ученый Вячеслав Всеволодович Иванов, который написал книгу «Хеттский язык» и сделал множество переводов с хеттского языка. Кстати говоря, его учеником являлся, первый президент Абхазии Владислав Ардзинба (к сожалению, он умер), который тоже был прекрасным хеттологом, и его книга об анатолийских ритуалах связана именно с дохеттским и хеттским субстратами. И сам он как представитель адыго-абхазской семьи языков, конечно, с особым интересом изучал эти древнейшие традиции I-II тысячелетия, древних народов, этнически близких абхазам. Вот как удивительно через тысячелетия всё соединяется.
    Вячеслав Всеволодович Иванов. Российский филолог. 1929-2017
    Разговор о хеттском языке надо закончить тем, что с 1984 года издается «Hittite Etymological Dictionary» Пухвелла [Hittite Etymological Dictionary. Berlin, New York, Amsterdam: Mouton de Gruyter, 1984–2017, 10 vols.], и в 2008 году вышел однотомный этимологический словарь хеттского языка А. Клукхорста [Etymological Dictionary of the Hittite Inherited Lexicon]. Так что хеттский язык мы знаем и в следующих лекциях будем активно использовать хеттские тексты, уже вполне адекватные и в целом понятно переведённые на европейские языки.
    Когда ученые заново открывали хеттский этнос, то есть, перед Первой Мировой войной и в межвоенный период, тогда, к сожалению, расизм и расовый национализм главенствовали не только среди нацистов, но вообще в нашем культурном мире. Очень крупный учёный, Джеймс Генри Брестед, в учебнике для школ, кстати, очень хорошем учебнике, дай Бог, чтобы у нас учили по учебникам такого уровня, это «Ancient Times», который был издан во время Первой Мировой войны, а потом переработан самим автором как раз с учетом открытия хеттов и повторно издан в 1935 году, выдвигает идею о противоборстве великой индоевропейской белой расы и расы семитической. Он пишет об этом на 38-й странице следующее:
    «Мы – две великие расы, взирающие друг на друга через Средиземное море, как две обширные армии, протянувшиеся от Западной Азии на запад до Атлантического Океана. Поздние войны между Римом и Карфагеном являются некоторыми военными операциями на семитском левом фланге (семиты, естественно, это юг, соответственно, для них это левый фланг), в то время как триумф Персии (индоевропейской) над Халдеей (то есть семитской Вавилонией) есть результат такого же успеха на правом фланге».
    Джеймс Генри Брэстед (James Henry Breasted). Американский и британский археолог и египтолог. 1865-1935
    Обратите внимание, что Джеймс Генри Брестед рассказывает нам древнюю историю в категориях войны. Не удивительно, что война и началась через пяток лет после этого. Только уже, конечно, не между расами, а между «арийцами» - немцами французами, англичанами, славянами и унесла 60 миллионов жизней. Сейчас такая позиция не распространена, мы вообще не говорим о противоборстве рас. Если вы где-то это встретите, то знайте, что это глубоко устаревшее мнение. Изучение древней истории ушло намного дальше после Второй Мировой войны и совершенно ясно показало, что, скорее всего, тогда произошла диффузия новых народов на старую, далеко не густо заселённую территорию. И новые народы со старыми жили бок о бок, а отнюдь не завоёвывали, не покоряли друг друга.
    Кстати говоря, вскоре мы с вами будем говорить об истории религии Древнего Крита, и тогда мы тоже будем рассматривать первую индоевропейскую волну этого же времени, то есть, до 2000 года, пеласгическую волну, которая была вполне мирной. Позднее были завоевания, но это далеко не начало индоевропейских контактов с семитскими и кавказскими нардами.
    Сами хетты себя хеттами не называли, а называли несил, нешили. Это мы должны запомнить, но правители хеттского государства называли себя царями страны Хатти. На шумерском языке это звучит как лугаль кур хаати. И эта традиция закрепилась за народом вовне. У ассирийцев эту страну и, соответственно, народ называли мат-хатти, страна Хатти. Египтяне говорили, что главный их враг в Палестине и Сирии – Царство Хетта. Египтяне, как вы знаете, почти не использовали на письме гласных, поэтому это Хетта или Хатта. Скорее всего, надо читать царство Хетта. И царство Хетта, хеттское царство, действительно было соперником, и очень часто – успешным соперником - Египта в эпоху и Среднего, и Нового царства.
    В 1921-м году один из исследователей хеттского языка, Эмиль Форрер, выдвинул гипотезу, позднее названную индо-хеттской, согласно которой хеттский язык отделился от праиндоевропейского языка раньше всех остальных языков индоевропейской семьи. Основанием для этой гипотезы послужили многочисленные архаизмы хеттского языка, отсутствие женского рода и двойственного числа у существительных, отсутствие аорист перфекто. Из современных хеттологов её сторонником является Алвин Клукхорст.
    Для религиеведов эта точка зрения особенно интересна тем, что если хеттский этнос отделился очень рано, то он, соответственно, несёт в себе не только языковые, но и определённые культурные особенности. То есть, скажем, религиозного видения эпохи после своего отделения, того, что было дальше у индоевропейцев, хетты не знали, не знали, что дальше происходило в огромной травянистой степи к северу от Черного моря, они уже покинули её. Это объясняет, почему у них нет характерных индоевропейских особенностей, по крайней мере, мы о них не знаем, - нет деления на варны и нет набора индоевропейских богов. Это очень важный момент: если мы здесь правы, то, соответственно, в 2500-1700 годах до Р.Х., когда отделились и ушли на Балканы предки будущих хеттов, ведическая религия ещё не сформировалась.
    Есть оговорка, что какие-то тексты упоминают некого Игнуса, который, наверное, близок к Агни, и кое-где некоторые ученые находят упоминания божества, напоминающего по названию Перуна. Но это очень ненадёжные свидетельства и их не так много.
    Но очень скоро, когда мы будем говорить о Митанни, соседней с хеттами, индоевропейской в целом стране, мы увидим, что там эти индоевропейские особенности уже есть. То есть, ведическая традиция сформировалась где-то в конце III тысячелетия, возможно, вот в этот переломный момент осевого времени на грани III и II тысячелетия до Р.Х. Индоевропейский язык есть, а религиозно-культурной традиции нет.
    Однако, некоторые элементы хеттского мифа, хеттского предания, на мой взгляд, подсказывают ведическую традицию. То есть ведическая традиция, по всей видимости, родилась не на пустом месте, и некоторые предпосылки к ней мы заметим уже у хеттов. Так что, когда мы будем изучать их религиозные мифологические представления, будем внимательны.
    Возвращаясь к языку, я замечу, что для II тысячелетия характерны индоевропейские языки палайский, лувийский, хеттский и некий индоевропейский язык, который использовали в стране Митанни, главный этнос которой, хурриты, говорили, скорее всего, не на индоевропейском, а на урартско-кавказском языке, далеко отстоящем от современных адыго-абхазских языков. Но индоевропейцы там уже были. Индоевропейские языки присутствовали, можно даже сказать, что они доминировали, по крайней мере, в правящем слое Малой Азии II тысячелетия до Р.Х. А в I тысячелетии до Р. Х. Малая Азия была лавным образом индоевропейской, но совсем не греческой.
    Все языки I тысячелетия – лидийский, ликийский, карийский, сидетский, писидийский, о которых мы слышим, скажем, в Деяниях апостола Павла, когда он посещает города Малой Азии, всё это - древние индоевропейские языки, но совсем не греческий и для греческого уха непонятные. Только сельджукское завоевание в начале II тысячелетия после Р.Х. постепенно сделало Малую Азию тюркской. А этнический субстрат, естественно, там был глубочайший, уходящий в кавказские народы, и мы даже не знаем, в какие еще. Это наука, которая сейчас делает в некотором роде первые шаги, палеогенетика, естественно, расскажет в будущем много интересного.
    Хеттская клинопись. Таблица содержит список имен жриц. 1400-1300 гг. до Р.Х. Британский музей 108549
    Для записи хеттских текстов использовалась клинопись; за исключением одной бронзовой таблички все тексты записаны на глине. Клинопись хетты позаимствовали около 1600 года до Р.Х. в её северовавилонском виде, что связано, по всей видимости, с походами хеттских царей в Ассирию. Первоначально тексты записывались на аккадском, то есть, индоевропейский язык не употреблялся, у нас есть только отдельные индоевропейские слова более раннего времени. Так было до правления царя Телепину, или Телепинуса, как иногда произносят его имя, это 1525-1500 годы до Рождества Христова. Для египтолога это не такие уж и древние времена, конец Среднего царства и Второй переходный период, но это было за 500 лет до царя Давида. Если говорить о традиционной хронологии, то в этот период еврейские народы только приходят в Палестину.
    Каменные львы у ворот крепости города Хаттуша
    Хеттская клинопись изменялась во времени, и сейчас ученые выделяют древнехеттское письмо, среднехеттское и новохеттское. Памятников хеттского письма сохранилось больше, чем памятников любого другого анатолийского языка. Основное место находок – это Хаттуса, где был открыт царский архив. Вообще, само городище Хаттуса - Богазкале, было обнаружено в 1834 году, но раскопки там ведутся с 1906 года. В 1986 году раскопки Хаттусы были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И если мы сейчас приедем в Хаттусу, то увидим колоссальные, циклопические развалины, стены, характерных толстомордых львов, огромные основания фундаментов гигантских храмов, которых в Хаттусе было восемь. Этот город в середине II тысячелетия до Рождества Христова по величине был существенно больше Вавилона, он был равен Ниневии, столице Ассирии, которая стала такой величины, как Хаттуса, только к концу II - началу I тысячелетия до Рождества Христова.
    Сфинксы древней Хаттуши
    В Хаттусе было найдено около тридцати тысяч глиняных табличек. Другие места их находок – это Машат-Хююк, где обнаружили сто семнадцать табличек, и Ортакёй, там было найдено более трех с половиной тысяч табличек. Небольшие группы письменных памятников находили и в других районах.
    5. Генезис и история Хеттского Царства

    Самый древний памятник хеттского языка — это надпись царя Анитты XVIII века до Р.Х., записанная аккадской клинописью. Этот текст был найден как раз в Канише, в Несе. В нём упоминается, что Анитта и его отец Питхана, цари города Куссара, завоевали Центральную Анатолию, включая Несу. Это произошло около 1800-1700 года до Р.Х. Как вы видите, у имени Питхана уже индоевропейский корень, да и у имени Анитта тоже. Они создали государство в долине реки Галис, но вскоре после смерти Анитты оно было завоевано Ассирией. Однако последующие цари Хатти именовали Анитту своим предком.
    Реконструированный фрагмент стены города Хаттуша. Современное состояние
    Хеттское государство было воссоздано царем, называемым Табарной II по имени мифического царя Табарны I, которое стало просто термином, обозначающим «царь», «монарх» — табарна, или же лабарна. А когда Табарна II завоевал Хаттусу, то его стали именовать Хаттусилис. Он правил в 1650-1620 годы, получив престол в Куссаре, и покорил, помимо Хаттусы, северную Сирию - Алеппо, Алалах. Все эти города, в том числе и Алеппо - Халеб, существовали уже тогда.
    Внук и наследник Хаттусилиса - Мурсилис в 1595 году завоевывает Вавилон, где тогда правил потомок Хаммурапи Самсу-дитана (1625-1595). Мурсилис также победил хурритов, живших на левом берегу Евфрата, в северной Месопотамии. Муж сестры Мурсилиса по имени Хантили убил его, занял трон и царствовал тридцать лет до 1560 года, но в результате переворота тоже был убит. Эпоха 1559-1525 гг. до Р.Х. — это эпоха дворцовых переворотов, которая привела к распаду древней хеттской державы.
    Историю хеттов мы знаем очень хорошо. Конечно, это не современная история, но ни одну историю ни одной страны, даже Египта, мы так хорошо не знаем из аутентичных текстов, как историю хеттского царства. Потому что хетты писали хроники и сохраняли их. И до нас дошли эти хроники, фактически – летописи, в которых большое внимание уделяется и дворцовым переворотам, и завоеваниям, и военным походам.
    Если отбросить подозрения некоторых сверхскептичных ученых, которые говорят, что это специально выдуманная история ради того, чтобы оправдать власть царей более позднего времени, во что с трудом верится, то перед нами реальная история. Тексты в основном дошли до нас в более поздних версиях - это таблички XV-XIII веков, но, видимо, их просто переписывали. Перед нами обычная история, сходная с историей всех народов, когда честолюбие, тщеславие, желание вырвать власть из рук другого, являются очень мощными мотивами исторического действия. К сожалению, как являлись, так и являются до сих пор.
    6. Хурриты и Государство Митанни

    Соперником хеттов на востоке становится страна Митанни, Ханигальбат, у египтян – Нахарина - земля хурритов. И именно у хурритов мы встречаем самые ранние исторически фиксированные упоминания имен классических богов ведической религии – Митры, Варуны и Брахманаспати. Поскольку эти имена упоминаются в договорах, и мы точно знаем, что эти договоры были составлены примерно в XIV веке, мы можем сказать, что к середине II тысячелетия до Р.Х. ведическая традиция, еще не знакомая хеттам, уже существовала. У хурритов уже есть высший слой, протоварна, который именуется мариану; по ведически это означает «юноша». А в языке хурритов, в языке Митанни, это «те кто управляют колесницами» - колесничии. Так же и в Риме второе социальное сословие именовалось «всадники», хотя далеко не все они постоянно были на лошадях, здесь же это колесницы. Колесницы были мощным воинским орудием индоариев II тысячелетия.
    Передний Восток в 16-14 вв. до Р.Х.
    Язык страны Митанни хурритский, а не индоевропейский, но встречаем массу индоевропейских слов, индоевропейских терминов, заимствований, индоевропейские имена богов. То есть, это опять синкретизм как и у хеттов, только с присутствием уже ведического субстрата. По всей видимости, это другая волна индоевропейцев, которая, скорее всего, пришла из-за Каспия уже во II тысячелетии до Рождества Христова, возможно, где-то в середине II тысячелетия, примерно в 1700-м году – или же прошла вдоль западного берега Каспийского моря, через нынешнюю Ленкорань и, обогнув озеро Урмия, вошла в северную Месопотамию. То есть это не балканский, а восточный путь. И мы видим, что уже примерно к 1700-му году до Рождества Христова ведический субстрат присутствует в Митанни, хотя еще и не до конца разработан.
    Примерно в это же время, может быть, на 200 лет позже, ученые об этом спорят, ведические арии пришли в Индию и Иран через Среднюю Азию – и они уже несли вполне развитую ведическую традицию. Видимо, этот ведический субстрат, формировавшийся постепенно, оформился окончательно где-то в середине II тысячелетия до Рождества Христова. Можно так предположить.
    Хурриты Митанни были очень воинственным народом. Они сражаются с хеттами, не завоевывают, но обессиливают хеттское царство, отнимают у него все южные территории - Сирию и Палестину. Это было задолго, за 100 или 200 лет до прихода евреев в Палестину из Египта. Вы, конечно же, помните, как Авраам торговался с хеттами за пещеру Махпелу, вернее, там была торговля наоборот, шла борьба благородств, и хетты говорили ему: «ты уважаемый человек, мы тебе ее подарим, эту пещеру Махпелу, для погребения твоей жены», а он отвечал: «нет-нет, чтобы пещера была моей, я должен её купить за серебро». И в итоге Авраам покупает пещеру Махпелу за серебро. Но вскоре после данного эпизода всю эту территорию занимают хурриты Митанни.
    И это привело к тому, что огромное количество еще доеврейских семитов Месопотамии были вытолкнуты в Египет. Предполагается, что гиксосское завоевание Египта в начале XVI века до Р.Х. – результат именно хурритского нашествия на Сирию и Палестину.
    Столица хурритов, Вашшуканни, опять же, это индоевропейское название, пока археологически не определена. Второй город по значению, Тайду, определен — это Тель-Аль-Хамедия. Около 1500 года царь с индоевропейским именем Паратарна контролирует огромные земли от восточных притоков Тигра до Киликии и долины Оронта в Ливане. Сохранились надписи царя Идрими из Алалаха, который являлся семитом и вассалом Паратарны и, кстати говоря, использовал хапиру, неких беглецов, возможно евреев, как наемников в своей армии, подчиняющейся, в конечном счете, хурритам.
    Мы видим типичные индоевропейские, я бы даже сказал, ведические имена митаннийских царей: Тушратта, Шуттарна, Артатама. В последнем имени присутствует слово арта, «социальный порядок», потом будут персидские имена с этим корнем – Артаксеркс, Артавазд и знаменитая древнеиндийская «Артхашастра» Каутильи. Но к 1335 году Митанни закончила свое существование и её территория была разделена между Ассирией, Египтом и новым хеттским царством.
    Четвертая таблица текста Киккули трактата о коневодстве. Берлинский музей (Peter Raulwing. The Kikkuli Text. Hittite Training Instructions for Chariot Horses in the Second Half of the 2nd Millennium B.C. and Their Interdisciplinary Context, 2009)
    От хеттов среди прочего до нас дошел трактат о тренировке лошадей. Это очень подробный трактат, где описывается, как надо относится к лошадям, как о них заботиться. В этом трактате содержится огромное количество индоарийских терминов, что говорит о том, что это - арийский текст. И он начинается словами «Так говорит Киккули, объездчик коней из земли Митанни». По всей видимости, вместе с митаннийцами, с этими индоариями, пришедшими с востока в Малую Азию, пришла и традиция одомашненной лошади и, в первую очередь, лошади, использующейся в бою. Хетты, видимо, заимствовали у Митанни традицию коневодства. Поэтому данный трактат написан на хеттском языке XIV века, но он явно взят у индоариев Митанни.
    Надо сказать, что вся военная техника изменилась в это время; из-за этой новой техники легких боевых колесниц Митанни и завоевала огромные пространства. А впоследствии ее восприняли все армии Переднего Востока, включая и армии греков. Именно от хеттов, кстати говоря, колесницы пришли в Грецию. Как вы помните, в сражениях Троянской войны колесницы играют огромную роль, а в классической Греции их значение в бою уже совсем невелико.
    7. Новое Хеттское Царство

    После провала 1600-1500 годов, который можно считать коротким темным веком на Переднем Востоке, возникает новая хеттская держава. Эту державу создал хеттский царь Суппилулиума I, правивший в 1344-1322 году. В эту эпоху XVIII династия в Египте была очень слаба, царь Эхнатон своими амбициозными религиозными реформами подорвал, а не усилил страну.
    Хеттская империя Суппилилулиума I в 14 веке до Р.Х.
    Сохранился удивительный документ из хеттского архива, рассказывающий о том, как некая египетская вдовствующая царица предлагает хеттскому царю прислать своего сына, чтобы она стала его женой, а его сын – царем Египта. Кто эта царица? Скорее всего, это вдова Эхнатона. Очень может быть, что это красавица Нефертити. Но хеттский текст её имени не сообщает. Хеттский царь долго советовался, как ему поступить, не верил египтянам – и правильно делал, скажем сразу, – но в итоге все-таки согласился. Это была слишком соблазнительная перспектива, потому что соединение хеттского и египетского царств создавало державу небывалой силы, равной которой просто не было тогда в западном мире (про Индию и Китай мы сейчас не будем говорить).
    И хеттский царь отправляет своего сына, царевича Заннанза, в Египет, но его там убивают. К тому времени, видимо, в Египте произошел переворот, Тутанхатон стал Тутанхамоном. Произошло восстановление традиционных культов - религиозная реформа не увенчалась успехом. Мы плохо знаем этот момент египетской истории, но по хеттским архивам Богазкея понятно, что царь Суппилулиума после этого отправляется завоевывать сирийские царства - владения вассалов Египта в Ханаане – в сам Египет он не решается идти, понимая, что для этого слишком слаб.
    Хеттская боевая колесница. 13-12 вв. до Р.Х. Музей анатолийских цивилизаций. Анкара
    Хеттский царь отправляется в Палестину, но тут и он, и его наследник, и значительная часть войска умирает от чумы. То есть в Палестине с хеттским войском произошло примерно то же самое, что и с ассирийским войском под стенами Иерусалима. И царство наследует Мурсилис II, который правил в 1321-1295 годы. Мурсилис II объясняет гибель своего отца тем, что тот вторгся в земли, которые охраняются богами Египта - хетты очень религиозны.
    Мурсилис II восстанавливает царство и на севере, и на юге, но, понятно, боится вступать в южную часть Ханаана. Ему наследует царь Муваттали, правивший в 1295-1272 годы. Эти цари правят долго, что приводит к устойчивости хеттского государства. Он переносит столицу в южную Анатолию, в город Тархунтассу, но мы не знаем, где именно находился этот город.
    Рамзес II на колеснице в битве при Кадеше. Внутренний рельеф храма в Абу Симбел
    В Египте в это время XVIII династию замещает сильная XIX династия Рамессидов – и её цари восстанавливают контроль над Сирией. Центральным моментом этого нового усиления Египта является знаменитая Кадешская битва - битва хеттского царя Муваттали с Рамзесом II. Она произошла в 1274 году. Кстати говоря, эта битва – последняя великая битва бронзового века, то есть последняя битва с бронзовым оружием. Потом уже бронзу вытесняет железо. Битва эта была на колесницах – все армии к тому времени используют колесницы. Кадешская битва происходит почти за 300 лет до воцарения царя Давида. Это время начала судейского правления в библейской Палестине.
    Передний Восток времени Кадешской битвы. Зеленый – Египетское царство; Красный – Хеттское царство
    Брат Муваттали, Хаттусилис III, сверг его сына Мурсилиса III, который правил пять лет; правление Хаттусилиса было долгим, с 1267 по 1237 годы. Хаттусилис, свергнув Мурсилиса III, его не убил. Надо сказать, что нравы и обычаи хеттов были исключительно мягкими, намного мягче, чем у ассирийцев и вавилонян, даже мягче, чем у египтян: хетты были более гуманны. Хаттусилис отправил Мурсилиса III в ссылку, а тот из этой ссылки благополучно бежал и оказался в Египте. При этом, что тоже очень характерно, свержение Мурсилиса потребовало оправдания, и Хаттусилис III сам пишет апологию, обьясняя, почему он решился свергнуть законного царя - сына Муваттали. Главных причин этому две. Первая – то, что Мурсилис был сыном царя, но не от законной жены, а от наложницы. У хеттов это было очень важно: законная жена играет важнейшую роль, занимает исключительное место в хеттском царском доме. К радости современных сторонников гендерного равенства хеттское государство было намного более равным для мужчин и женщин. Что не похоже на Индию классического периода, где женщина пребывала в приниженном, зависимом положении. А вторая причина – то, что Мурсилис занимался колдовством. По представлениям хеттов, почитать богов необходимо, а колдовством заниматься категорически нельзя.
    Новый царь правит тридцать лет, и в 1259 году, через пятнадцать лет после Кадешской битвы, Хаттусилис и Рамзес II подписывают мирный договор. Этот текст мирного договора – один из первых дипломатических документов, дошедший до нас полностью. Из него мы видим, что противники становятся союзниками, они обмениваются пленными, они заключают оборонительный союз против третьей силы. Этой третьей силой является Ассирия, к тому времени завоевавшая большую часть Митанни.
    8. Падение Хеттского Царства

    После правления Хаттусилиса происходит борьба дворцовых групп, возникают цари и соперники: Тудхалия IV и Курунта, сын Муваттали III ведут войну друг с другом, затем начинается война с ассирийским царем Тикульти-Нинуртой и с новым врагом – царем ахейцев на западе. К этому времени появилась новая сила — это ахиява, ахейцы, которые упоминаются хеттами с XV века до Р. Х., но к XIII веку, они становятся очень мощной силой. Хетты занимают их важный город с индоевропейским названием: по хеттски это Милавата, а по ахейски – нам известный Милет.
    Рельеф из хеттского святилища Язылыкая. 13 в. До Р.Х. Царь Тудхалия IV под покровительством бога Шаррума
    Микенская греческая традиция вступает в очень тесное соприкосновение с хеттской - обе эти традиции, конечно, индоевропейские. Последний царь хеттов, Суппилулиума II, правил с 1207 года, и мы не знаем, когда он умер, скорее всего, он погиб во время нашествия Народов Моря, когда большинство городов хеттов - их столица Хаттуша и все вассальные города – Угарит, Алалах, Имар, пали и были сожжены. Археологи находят следы уничтожающих пожаров в этих городах. Большинство из них - те же Угарит и Хаттуша - никогда больше не восстановились.
    Но хеттская династия на несколько веков сохранилась в Кархемише на Евфрате и в некоторых других местах на периферии бывшего хеттского царства. Именно оттуда хеттских опытных военачальников рекрутируют, в том числе и первые цари Давидиды. Отсюда и Урия Хеттеянин.
    Теперь немного поговорим о том, как было устроено хеттское государство. Оно было устроено не так, как древние шумерские города. Народное собрание, панку, играло там намного большую роль. И царь, лабарна или табарна, был очень сильно ограничен в своих правах. Он не мог сам определить себе преемника, он мог только предложить преемника народному собранию. И народное собрание говорило, приемлем он или неприемлем, или выдвигало другого человека. Народное собрание судило представителей царского рода за убийства и за мятежи против законного правителя, или за действия, которые могли привести к гражданской войне. То есть панку это то, что потом в индоевропейской традиции появилось как сабха, «собрание», да и сейчас нижняя палата индийского парламента называется лок сабха, «народное собрание». Видимо, народное собрание, ограничивающее царя - очень древняя индоевропейская традиция.
    Вторая интересная традиция — это роль царицы. Её титул – тавананна. Царица была независимым политическим деятелем. Она сама вела международную переписку — неслыханная вещь на Переднем Востоке. Так, например, жена Хаттусилиса III Пудухепа обсуждает с Рамзесом II, фараоном Египта, его женитьбу на её дочери. Не Хаттусилис, а его жена. Наверное, нигде больше такого не было.
    Женщина играет у хеттов огромную роль, и мы видим, что очень многие конфликты в царском доме, и даже конфликты, приводящие к междоусобицам, болезненным для любого государства, часто обрушающим хеттскую державу, происходят из-за того, что древняя традиция, когда наследует муж сестры правителя, вступает в противоречие с традицией передневосточной, уже семитской, когда наследует сын правителя. Царь Телипинус, правивший в 1525-1500 годы, принял закон о престолонаследии семитского типа, чтобы сыновья царя, а только потом мужья дочерей царя могли править. Но до конца этот закон не действовал, все равно место царицы и женской линии было очень сильным.
    Сохранился кодекс царя Хаттусилиса, около двухсот статьей, очень подробный юридический кодекс, как и, конечно же, в Месопотамии – кодекс Хаммурапи, то есть существует и арийская большая традиция законных кодексов. Кодекс Хаттусилиса очень редко предполагает применение смертной казни. Даже за убийство полагается очень большая пеня, штраф, а не смертная казнь или членовредительство. Никаких отрезанных носов, ушей или выколотых глаз кодекс Хаттусилиса не знает. Хотя их отлично знает Ассирия и всё это есть даже в Египте, но там приговорить человека к смерти может только царь. У хеттов же – почти исключительно экономические наказания. И особенность кодекса Хаттусилиса в том, что он решил существенно смягчить наказания. Например, раньше за кражу одной головы скота полагалась пеня в тридцать голов скота. То есть ты если украл корову, то должен заплатить как за тридцать. Теперь же – только как за пятнадцать.
    Также законы хеттского государства очень строго защищают частную собственность. Все общество делится на свободных людей и на рабов, которые собственности не имеют, но собственность свободных людей абсолютно защищена законом. Царь не располагает собственностью частных лиц, собственность каждого лица абсолютно автономна и подлежит конфискации только в случае тяжкого преступления этого человека. Это тоже очень важно. У нас долгое время говорили об азиатском способе производства, о том, что вся собственность на Востоке принадлежала царю — но далеко не в каждой стране было так. У хеттов, как и у египтян, собственность принадлежала частным лицам, и это было основанием государственности.
    Хеттское изображение двуглавого орла 18 в. до Р.Х. Хаттуса. Музей анатолийских цивилизаций. Анкара
    Хаттуша была самым крупным гордом западной Азии. И со стенных рельефов Хаттуши до нас дошел образ двуглавого орла с распростертыми крыльями, который потом был воспринят династией Палеологов как альтернатива более раннему одноглавому орлу византийских династий. И таким образом от Хаттуши двуглавый орел достигает герба российского государства.
    Хеттское изображение двуглавого орла из города Аладжахоюк (Alacahöyük). 14 в. до Р.Х.
    Новохеттское царство – это период примерно с 1400-го до 1180-го года, когда происходит полное обрушение ослабленной междоусобицами хеттской державы. Это полное обрушение хеттской державы по времени совпадает со знаменитым Коллапсом Бронзового века около 1185 года до Р. Х. В этом страшном разрушительном явлении погибают практически все царства старого Средиземноморья. В это время системный коллапс произошел, по-видимому, не только в Восточном Средиземноморье. Так, в Центральной Европе в это время мы тоже видим мощный культурный регресс между временем культуры Полей погребальных урн (XIII - XII века) и появлением гальштадской культуры в X-IX веке. Это же – темные века так называемого постмикенского регресса. В это время разрушаются не только большие империи но и культура как таковая.
    Идёт новая индоевропейская волна, и ахейцы вытесняются дорийцами из своих родных мест, из Греции, с Крита. Они бросаются в Малую Азию, тем более, там есть их крепости и форпосты, и разрушают по дороге хеттское царство, а потом уходят в Палестину. Филистимляне – это ахиява. Они пытаются прорваться в Египет, но их останавливают египетские цари.
    Многие ученые сейчас говорят и об изменении климата и о каких-то моровых поветриях, как причинах Коллапса Бронзового века. Как бы то ни было, Хеттское государство не пережило этого коллапса, оно погибло. В это же время была крайне ослаблена Ассирия, ослаблен Египет. Что, кстати, привело к тому, что небольшие государства смогли расцвести – Иудейское царство царя Давида и Соломона, города Финикии, Кипр. Это было время упадка больших царств и расцвета царств малых.
    Когда в I тысячелетии до Р. Х. возродились государства Малой Азии и Балкан, от хеттов уже осталось одно воспоминание. Но осталось и огромное количество автобиографий, религиозных текстов, преданий, мифов, написанных на хеттском языке, записей ритуальных действий. И всё это, вместе взятое, позволяет нам реконструировать религию хеттов, которая, так же как и культура, так же как и народ, так же как и язык Анатолии, это – конгломерат, в котором присутствует очень много месопотамских элементов, немало египетских, немало западносемитских и, наверное (мы не можем этого проверить), кавказских. Но присутствуют и индоарийские элементы. И нам особо интересно выявить, каким был индоарийский элемент этой религиозной традиции, предшествующий складыванию ведической религии. Именно этим мы и займемся на следующей лекции.