Ни одно божество в Греции и Риме не было так популярно в императорское время, как Исида. Подружки Тибулла и Проперция, двух замечательных поэтов времени Августа, с жаром поклонялись Исиде. И в «Метаморфозах» Апулея мистериальный культ Исиды считается высшей ценностью. Апулей, всячески отрицавший свою причастность магическим практикам, явно показывает в «Метаморфозах», что он посвящен в мистерии Исиды. Но, опять же, читая Апулея, вы абсолютно ничего не вспомните о древнеегипетской традиции. Это другая Исида. Это Исида, которая, наравне с Кибелой, Великой Матерью, даёт вечную блаженную жизнь. И, как объясняет Апулей, для знающих Исида – единая великая богиня: «Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинутской матерью богов, тут исконные обитатели Аттики – Минервой Кикропической, здесь кипряне, морем омываемые, - Пафийской Венерой, критские стрелки – Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы – Стигийской Прозерпиной, элевсинцы – Церерой, древней богиней, одни – Юноной, другие – Беллоной, те – Гекатой, эти – Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем – царственной Исидой» [Апулей. Метаморфозы, 11:5].