«Поистине, царь, вот – знание о Брахмане, знание всех Упанишад, переданное нам почтенным Майтри. Я поведаю тебе [о нем]. Известно, что валикхильи (духовные существа) свободны от грехов, велики силой, целомудренны. И они сказали Крату Праджапати: Почтенный! Это тело лишено сознания, словно повозка. Какому же сверхчувственному существу [принадлежит] такая мощь, что, будучи таковым, это [тело] благодаря ему сделано как бы мыслящим; иначе – [кто] его движитель? Поведай нам, почтенный, то, что ты знаешь. — И он сказал им:
Поистине, кто известен как вознесшийся среди свойств [мира], целомудренный, тот, поистине, он и есть – чистый, светлый, лишенный существования, успокоенный, не дышащий, невоплощенный, бесконечный, негибнущий, стойкий, вечный, нерожденный, самостоятельный; он пребывает в собственном величии. Благодаря [подобному] побудителю это тело и сделано как бы мыслящим; иначе – он его движитель. — Они сказали: Почтенный! Каким образом, благодаря подобному [существу], лишенному желаний, это [тело], будучи таковым, сделано как бы мыслящим; иначе – каким же образом он его движитель? — Он сказал им:
Поистине, этот тонкий, непостижимый, невидимый, названный человеком, лишенный перед этим сознания, пребывает здесь со [своей] частью, подобно тому, как пробуждается спящий, лишенный перед этим сознания» (Майтри Уп. 2:3-4).