НОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
Модуль 11. ЗОРОАСТРИЗМ
лекция 123
Пророк Зороастр


аудиозапись лекции


видеозапись лекции
содержание
1. Время жизни Зороастра
2. Рождение и ранние годы Зороастра
3. Начало пророчества
4. Обращение к Ахура Мазде
5. Старая и новая вера
6. «Провозглашаю ищущим, чтобы запомнить знающим…»
7. Обращение Виштаспы и дальнейшая проповедь
8. Проблема историчности Заратустры

список рекомендованной литературы
1. Авеста в русских переводах (1861—1996). Сост. И.В. Рак. СПб.: Нева, 1997. 480 с.

2. Авеста «Закон против дэвов» (Видевдат). СПб.: Изд-во Политехн, ун-та, 2008. 301 с.

3. Авеста. Хордэ Авеста (Младшая Авеста) / Подготовка авестийского текста, перевод, предисловие, комментарий М. В. Чистякова. – СПб., 2005. – 384 с.

4. Гаты Заратуштры / Перевод с авестийского, вступительные статьи, комментарии и приложения И.М. Стеблин-Каменского. – СПб.: Петербургское Востоковедение. – 192 с.+ 1 л. ил.

5. М. Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи = Zoroastrians: Their Religious Beliefs and Practices. — 4 изд-е, испр. и доп. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 352 с.

6. Ф.Б.Я.Кёйпер. Древний арийский словесный поединок // Ф.Б.Я.Кёйпер. Труды по ведийской мифологии. – М.: Наука, 1986. – С. 47-100

7. Л. А. Лелеков. Авеста в современной науке. 2-е изд. М., 1992

8. M. Boyce. A History of Zoroastrianism: Volume I: The Early Period, Leiden: E.J.Brill, 1996.

9. Gh. Gnoli. Zoroaster in History // Biennial Yarshater Lecture Series, Vol. 2, New York: Bibliotheca Persica 2000

10. Gh. Gnoli. Agathias and the Date of Zoroaster // Eran ud Aneran, Festschrift Marshak, Venice: Libreria Editrice Cafoscarina 2003

11. Gh. Gnoli. Zoroaster's time and homeland: a study of the origins of Mazdeism and related problems. Naples, 1980;

12. H. Humbach. The Gathas of Zarathushtra and the other Old Avestan texts, Heidelberg: Winter 1991

13. A.V. Williams Jackson. On the Date of Zoroaster // Journal of the American Oriental Society, Journal of the American Oriental Society, Vol. 17, 17: 1–22, 1896

14. A.V. Williams Jackson. Zoroaster, the prophet of ancient Iran, New York: Columbia University Press 1899

15. A.Khamneipur. Zarathustra: Myth, Message, History, Victoria, BC: Friesen Press 2015

16. I.N. Khlopin. Zoroastrianism – Location and Time of its Origin // Iranica Antiqua, 27: 96–116, 1992

17. P. Kriwaczek. In Search of Zarathustra – Across Iran and Central Asia to Find the World's First Prophet, London: Weidenfeld & Nicolson 2002

18. James Hope Moulton. Early Zoroastrianism, London: Williams and Norgate 1913

19. A.Shapur Shahbazi. The 'Traditional Date of Zoroaster' Explained // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 1977. 40 (1): 25–35,

20. Robert Charles Zaehner. The Dawn and Twilight of Zoroastrianism. Weidenfeld & Nicolson, London, 1961.

текст лекции
1. Время жизни Зороастра

Мы начинаем вторую лекцию по зороастризму, посвящённую непосредственно Зороастру – или Заратуштре. Его личности должно быть уделено особое значение, ведь, по сути говоря, это старейший из пророков, создавших новую религиозную традицию. Если всё-таки признать осевое время, предложенное Карлом Ясперсом, реальностью, то в начале этого осевого времени стоит именно Заратуштра – как создатель новой традиции, изменившей религиозную жизнь и иранского народа, и всего мира.

Некоторые еврейские пророки жили раньше Зороастра, например, царь Давид, но никто из них не стал основателем новой религиозной традиции. А здесь была рождена именно новая религиозная традиция – подобно буддизму, исламу, христианству. И первой стала традиция, которую создал Заратуштра.
Имя Заратуштра в греческом языке передаётся как Зороастр; это не вполне верная грецизированная форма. Само же происхождение этого имени очень простое: уштра на авестийском языке – «верблюд», что совершенно безусловно. Сложнее ситуация с первой частью этого имени. Зара может означать «старый», но было бы странно, если бы ребёнка назвали при рождении «старый верблюд». Заратуштра может означать «погонщик верблюдов», или же, с некоторыми допусками, «владелец верблюдов». Как бы то ни было, это очень простое крестьянское имя.
Альберт де Йонг (Ab de Jong) профессор сравнительного религиеведения Лейденского университета. Специалист по зороастризму
Заратуштра был сыном Поурушаспы из рода Спитама. Как вы помните, в ведической религии существовали родовые традиции, даже родовые книги Вед, и также они существовали в Иране. В общем-то, в Иране бытовала та же традиция с ведическими гимнами, и между ведической религией и религией, которая была распространена в Иране до зороастризма, большой разницы нет. Специалист по зороастризму, профессор Лейденского университета Альберт де Йонг, указывал в своей статье «Зороастр» в «Энциклопедии религии»:

«В античных и средневековых незороастрийских источниках Заратуштра упоминается часто. Обычно его называют основателем персидского священства (магов) и веры персов… Греки и римляне считали его древним мудрецом, давшим миру магию и астрологию. Западные представления о Зороастре очень далеки от Зороастрийских воззрений. Это справедливо для Античности, но также и для удивительной популярности образа Зороастра в западноевропейской традиции от Ренессанса до конца 18 века» [Encyclopedia of Religions. T.XIV. – P.658].
Действительно, Зороастра вы увидите во многих произведениях античности, в произведениях того же Аристотеля. Вы увидите его и на изображениях ренессансных художников. Его образ – образ хранителя некоей тайны. Но на самом деле никакой особой тайны не было, а было просто плохое знание источников. В Европе не знали письменных текстов зороастризма до конца ХVIII века. А когда в конце ХVIII века эти тексты были переведены на европейские языки, то европейцы, как и сами зороастрийцы, поначалу решили, что все их создал Зороастр. И Авесту, и Зенд, то есть, комментарии, – огромные многотомные сочинения. Но теперь все знают, что это не так, и сами современные зороастрийцы, конечно же, не считают Зороастра непосредственным создателем всего зороастрийского канона, о котором я буду говорить в одной из следующих лекций.
Немецкий учёный Мартин Хауг в середине ХIХ века заметил, что есть целый ряд зороастрийских текстов, написанных на очень архаичном, похожем на Веды, но в то же время немного отличающемся от них языке. Этот язык теперь так и называется – авестийский язык, или староавестийский язык. Он в первую очередь объединяет семнадцать гимнов, или гат. Гата переводится как «песня», так же, как и гита в Индии - Бхагавадгита означает «Божественная песня».
Мартин Хауг (нем. Martin Haug; 1827 —1876) — немецкий востоковед, иранист и санскритолог
Эти семнадцать песен входят в одну из священных книг зороастризма – Ясну. Это двадцать восьмой по тридцать четвёртый, сорок третий по пятьдесят первый и пятьдесят третий гимны. Также на архаичном авестийском языке написаны гимны, начинающие три первых молитвы двадцать седьмой главы Ясны, и завершающая молитвенная формула Арьяману в пятьдесят четвёртом гимне Ясны. Текст Ясна Хаптангхаити, семичастная Ясна, состоит из семи глав, охватывающих тексты от тридцать пятого по сорок первый гимны. Каждый гимн занимает одну главу – хаити, на пехлевийском – ха.

Большинство учёных сейчас не сомневается в том, что эти гимны прямо связаны с Зороастром. Они очень личностны – в той же степени, что и многие главы Вед. Как вы помните, тексты Вед относится к категории «услышанного» - шрути, и в гимнах Ясны мы также видим непосредственную беседу Зороастра с Богом. Потом эти тексты долгое время хранились в устной форме, запоминались – так же, как и в Индии. Впервые они были записаны только при Сасанидах, вы знаете по предыдущей лекции хронологию Ирана. То есть, это произошло через много веков, почти через тысячу лет после Зороастра.
Эти семнадцать гимнов, семнадцать гат, традиционно группируются в пять собраний. Первое из них, Ахунаваити Гата, «Гата Ахуна Ваирьи», это гата первоначальной молитвы. Она включает в себя гимны Ясны с двадцать восьмого по тридцать четвёртый, сто строф по три стиха. Второе собрание –Уштаваити Гата, «Гата блаженства», состоит из гимнов Ясны с сорок третьего по сорок шестой. Третье – Спента Манью Гата, «Гата Святого Духа». Святой дух – это Спента Манью; спента – «святой», манью, манас – это «дух», «мысль». В это собрание входят гимны Ясны с сорок седьмого по пятидесятый. Вохухшатра Гата, «Гата благой вести», содержит только один, пятьдесят первый, гимн. А Вохиштоишти Гата, «Гата наилучшего стремления» – пятьдесят третий.

Эти гаты, включая прозаическую Ясну Хаптангхаити, занимают двести семьдесят восемь строф, вачаст, тысячу шестнадцать стихов, и пять тысяч пятьсот шестьдесят семь слов. По всей видимости, вот это как раз и есть творение Зороастра, и, пользуясь этим творением, мы с вами попробуем воспроизвести его образ и его мысли и переживания. Потому что, в отличие от Евангелия, которое известно всем, гаты Заратуштры сравнительно недавно были переведены Иваном Михайловичем Стеблин-Каменским на русский язык, и только частично – некоторыми другими авторами.
Иван Михайлович Стеблин-Каменский (1945 — 2018) — российский лингвист, академик РАН, специалист в области иранистики
Эти гаты – страстные, обращённые к Богу речения, очень личные, выдержанные в поэтической форме (кроме Хаптангхаити). Их язык, как я уже говорил, близок к языку Ригведы. Вы помните этот корпус текстов, который, как я думаю, сформировался ещё до прихода индоариев в Индию, в том самом едином индоарийском регионе, включавшем в себя Иран, Среднюю Азию, Афганистан, Южный Казахстан, а возможно, даже и приуральскую часть России. В данном регионе сформировались эти тексты – но не тексты гат. Хотя Альберт де Йонг и совершенно справедливо замечает, что «Ригведа составлена на языке, очень напоминающем старо-Авестийский и полна формул и поэтических образов, характерных для обеих традиций» [Encyclopedia of Religions. T. XIV. P.- 658. Albert de Jong (2005)], мы здесь не должны обманываться.

Кстати говоря, Мэри Бойс, замечательный специалист по зороастризму, видимо, из желания эту традицию углубить, связала её непосредственно с Ведами. Она писала в своей книге о зороастризме «Зороастрийцы. Верования и обычаи», что «Можно осмелиться предположить, что Зороастр жил между 1500 и 1200 до Р.Х.» [М. Бойс. Зороастрийцы, Верования и обычаи – с.27]. Но это, почти наверняка, ошибка.
Нора Элизабет Мэри Бойс (1920 — 2006) — британский учёный-иранист
Дело в том, что, как мы знаем, Зороастр был провинциалом. Он жил в отдалённой части индоарийского мира и был священником ведического ритуала - хотром, на авестийский манер – заотаром. То есть, Зороастр был тем священником, который во время ведического обряда поёт гимны; можно сказать, что пение гимнов было его профессией. Кстати говоря, заотар – это важнейший священник после самого брахмана, следящего за чинопоследованием ритуала. Понятно, что Зороастр, наверное, даже мыслил на ведическом языке, и уж точно – пел на нём гимны; соответственно, свои гимны, свои обращения к Богу он тоже составлял на том же языке. Это был священный язык. И это может ввести многих в заблуждение.

Намного точнее то, что говорят сами зороастрийцы. Между прочим, как мы сейчас увидим, зороастризм – это религия, которая ненавидит ложь. Конечно, создания некоторых фантастических формул не удалось избежать и зороастризму. Человеческий ум легко фантазирует любую благочестивую реальность, тем не менее, этого в зороастризме меньше, чем во многих других традициях. И сами парсы, а парсы – это зороастрийцы - персы, не перешедшие в ислам, – говорят, что Зороастр жил за двести пятьдесят восемь лет до Александра Македонского. Очевидно, что речь идет о воцарении Александра в Персеполе - столице Персидской державы. Воцарение в Персеполе произошло в 330 г. до Р.Х. И нам надо от 330 года отсчитать назад, в древность, двести пятьдесят восемь лет.
Опять же, это будет не дата рождения Зороастра, а дата его, если угодно, выхода на публичную проповедь. А на свою публичную проповедь Зороастр вышел в сорок лет, когда обратил в свою веру вождя одного из восточноиранских племён, Виштаспу, об этом мы с вами ещё будем говорить, и прожил до семидесяти восьми лет. Таким образом, мы можем сказать, что Зороастр жил в 628-551 годах до Рождества Христова. Конечно, это могут быть не совсем точные даты, но в целом они фиксируют временной порядок.

Примечательно, что по так называемой «длинной» и наиболее вероятной хронологии Сиддхартха Гаутама Будда жил в 563-483 гг. до Р.Х. Тогда они отчасти были современниками. В то время, когда Зороастр умер, или же был убит, как я потом буду вам рассказывать, принцу Сиддхартхе было двенадцать лет. Он только готовился получить откровение.
Проповедь Зороастра для религиеведа также не может датироваться вторым тысячелетием, потому что Зороастр активно отвергает Веды. А активное отвержение Вед – это как раз эпоха, предшествующая Сиддхартхе Гаутаме, как раз VII-VI век до Р. Х., когда утверждается упанишадическая традиция. Потом, как вы помните, возникает буддизм, джайнизм, адживика и другие альтернативные ведам и упанишадам традиции Индии. Собственно говоря, такой же традицией был и зороастризм, но - лишь отчасти.

Дело в том, что в основе всех этих традиций лежит отвержение ведического ритуала. Но если в Индии на место ведического ритуала ставится личное соединение с Богом – или вообще отрицание Бога, или избегание, как в буддизме, тяготы, – то в зороастризме мы видим другое. В зороастризме Бог говорит непосредственно с человеком, это - богооткровенная религия. В этом смысле зороастризм – уже религия Запада, религия западной части мира, а не южноазиатская религия, какой оказались джайнизм, адживика, буддизм и Упанишады. Зороастризм – религия западной части мира, потому что Бог говорит и Аврааму, и Моисею, а в исламе – Мухаммеду; Сыном Божьим является Христос. И в Древнем Египте мы тоже видим встречу человека и Бога, и в Месопотамии.
Зороастр. 1900 г. Британский музей Sykes.508
То есть, это особенность западной традиции, которая, впрочем, основывается на той же идее – того, что Бог и человек имеют одно естество, одну природу. Но из этого в западной и южноазиатской традиции делают два разных вывода. Южная Азия из идеи того, что мир создан из великого Пуруши (человека), делает вывод, что каждый человек только по иллюзии является отдельной личностью, а на самом деле он должен осознать своё единство с великим Пурушей, или так или иначе восстановить эту связь, отбросив иллюзию мира. А вот зороастризм и западные религии говорят другое – что, осознав свою божественность, человек утверждает этим свою личность и приобретает силу и возможность творить божественное дело в созданном Богом мире, который лежит во зле по той или иной причине, и в котором именно человеку надо восстановить правду.
2. Рождение и ранние годы Зороастра

В Младшей Авесте, в позднем тексте, Зороастр именуется Атаурван, «Душой порядка», Ваэдэмна «Тем, кто знает (истину)», Мантран, «Создателем мантр». И он действительно часто называет свои гимны мантрами. Себя же Зороастр называет заотаром (хотром) - священником и певцом. В тридцать третьем гимне Ясны он говорит:

«Как Истины служитель (заотар),
который от Лучшего Духа,
И Мысли, которой вершатся
о пастырстве заботы,
С тобой прошу, Ахура,
свиданья и беседы» [Ясна 33.6. Перевод И.М. Стеблин-Каменского].
Синташта в Челябинской области России. Место археологических раскопок
Родина Зороастра – скорее всего, Раги Мидийские, известные нам по Библии. Неканоническая Книга Товита связана с Рагами Мидийскими, с областью иранского Азербайджана - Атропатеной. То есть, это крайний северо-запад Ирана. Места скитаний Зороастра – это Хорасан, Северо-Восточный Иран на границе с Туркменией и Афганистаном, и даже Узбекистаном. Мэри Бойс считает, что он проповедовал и в месте, которое сейчас называется городище Синташта и находится в Челябинской области. Оно известно как городище эпохи бронзы ХХI-ХVIII веков до Р.Х. Но это, видимо, ещё одна её совершенно безосновательная попытка всё углубить, которая, конечно, льстит русскому самосознанию.
Карта Мидии в 7 в. До Р.Х.
По преданию при рождении Зороастр не плакал, а смеялся. В Младшей Авесте повествуется, что, «когда родился Зороастр возрадовались воды и растения, и все существа благого творения» [Младшая Авеста 13:99]. Вы помните, что то же самое рассказывают и о Будде; это обычная гипербола. Не только сам Заратуштра, но и все его сподвижники имеют самые простые скотоводческие имена. Имя того же Виштаспы означает «Готовые кони»; аспа – это ашва, «конь», а значение первой части этого имени, Вишт, не настолько понятно, но, видимо, Виштаспа – это «Готовые кони» или «Уготованные кони». То есть, это были простые люди, скотоводы, а не какая-то городская утонченная цивилизация – или цивилизация с вышколенной религиозной культурой, как цивилизация еврейская, в которой родился Иисус. Это были очень простые люди и, слушая сейчас гимны Зороастра, мы должны помнить, что это гимны простого человека, не вышколенного культурой и цивилизацией.
Зороастрийцы празднуют рождение Зороастра на шестой день первого месяца зороастрийского календаря – через шесть дней после весеннего равноденствия. Вот в этот день родился Зороастр. Говорят, что при его рождении Ангро Манью в сопровождении других злых духов сначала покинул землю. Ангро Манью – это «Злой дух», «Злая мысль». Но потом он вернулся, чтобы соблазнять Зороастра властью на земле ради отречения от Ахура Мазды. В «Вивдеват», более позднем тексте, в заклинании против духов говорится:

«Зломудрый Ангро-Манью обратился к Заратуштре с речью: «Не истребляй моих созданий, непорочный Заратуштра. Сын ведь ты Порушаспы, жизнью своей ведь ты обязан матери смертной. Лучше отрекись от доброй веры, чтущей Мазду (то есть от мудрости – ведь Мазда – это мудрость – А.З.), и обрети счастье, какое некогда обретено было Вадаганом царем» [Видевдат 19:6].
Страница "Флорентийской картинной хроники" из альбома (оборотная сторона 1889,0527.13) с изображением Зороастра. 1470-1475 гг. Британский музей 1889,0527.14
То есть, как сатана в Евангелии предлагает Христу поклониться ему, чтобы овладеть всем миром, так и Ангро-Манью, по большому счёту, тот же сатана, предлагает Заратуштре отречься от его благой веры, чтобы стать царём мира, владыкой земного царства или, если угодно, вселенского, всеобщего, всеземного царства. Это - главная сатанинская идея. Ангро-Манью обещает ему всеобщее царство – царство всей земли. Те, кто обуреваем этой идеей, а мы знаем таких людей, они все, безусловно, – прельстились сатаной, и, так или иначе, плохо кончили, но при этом унесли с собой тысячи, миллионы человеческих жизней и причинили страдания очень многим. Надо ли говорить, что Зороастр отвергает этот посул Ангро-Манью?

Из самих гимнов Зороастра, из гат Ясны, мы знаем, что он был свидетелем войн, насилия и несправедливости. В сорок шестом гимне он восклицает: «В какой земле мне укрыться, куда пойти укрыться? Изгоняют меня от земляков и соплеменников, не благосклонны ко мне и родовой союз, и лживые правители страны, как мне заслужить благосклонность Твою, о Владыка Мудрый (Ахура-Мазда)? Знаю я, почему, о Мудрый, нет мне успеха: мало скота у меня и мало людей. Рыдаю я пред Тобою, взгляни же, Господи, поддержку ниспошли, какую друг дает другу. Дай через добрые дела (Ашу; вы помните артху, Артхашастру) обрести Добрую Мысль (Воху Мана)» [Ясна 46:1].
Изображение пророка Заратустры 20-го века на витраже в храме огня Тата, Бандра, Индия
Добрая мысль – это Воху Мана. Мы видим в этом гимне наивность просьбы Зороастра; этот гимн сохранил для нас то, о чём Зороастр думал – что он пытается утвердить правду, а его все прогоняют, никто его не хочет слушать. В итоге он уходит из Атропатены, из западного Ирана в северо-восточный Иран, в Хорасан куда-то в район границы нынешних Туркмении, Афганистана и Ирана. Уходит потому, что никто не хочет иметь с ним дело – ни князья, ни общины. И он думает, что это оттого, что у него мало скота, мало земель оттого, что он не богатый, а бедный человек. Потому что богатых любят, с богатыми готовы общаться, а бедного человека все гонят и никто не слушает. Он ещё так думает.

Он обращается в гимне к Владыке Мудрому; Ахура Мазда – это «Владыка Мудрый», «Господин Мудрый»; Асура – это «Господь». Зороастр так называет Единого Бога. И это первое откровение – то, что он молится не многим богам, а Единому Богу, а всё остальное – это Его свойства, Его силы – Аша - Добрые дела, Праведность, Воху Мана - Добрая Мысль. Зороастр молится, и Бог открывает ему истину.
3. Начало пророчества

Прежде чем я вам прочту отрывок из сорок восьмого гимна Ясны, я расскажу вам немного своими словами, добавив кое-что из более поздних зороастрийских текстов. Зороастр горячо молится, он страдает, он мучается, он становится изгнанником в общине. Когда Зороастру было тридцать лет, его привлекли как заотара, певца, для проведения священного обряда в Навруз, праздник новолетия, приходящийся на весеннее равноденствие. Ему надо было зайти в реку, чтобы с середины реки принести чистой воды для разбавления сомы. Этот священный напиток он потом возненавидел. Зороастрийцы позже вернули сому в свой ритуал.
Картина 19 века, изображающая события из жизни Зороастра. Музей зороастризма в Мумбае
Тогда он, повторяя соответствующие гимны, вошёл в реку, естественно, ритуально чистый, подготовившийся к священнодействию и молитвами, и воздержанием. Зашёл на середину реки, зачерпнул воду в сосуд, и когда он повернулся к берегу, чтобы выходить, то увидел на берегу некое сияющие существо. На вопрос – скорее мысленный, чем произнесённый устами, – кто ты, – он понял, что это его же Благой Помысел, Воху Ману, его Добрая Мысль. Он-то просил лошадей, верблюдов и земли, а помощь пришла совсем от другого. И поскольку Зороастр хотел лошадей и верблюдов не ради богатства и наслаждения, а ради того, чтобы люди его услышали, услышали проповедь добра и правды ради победы над злом и ложью, его Добрый Помысел протянул ему руку, как друг помогает другу. И как бы вознёс его к престолу Ахура Мазды, Господина Мудрого – так иносказательно, используя, конечно, санскритское ведическое слово асура, именует Бога Зороастр. Добрый Помысел вознёс его к престолу Господина Мудрого, вокруг которого стояли святые, которых он называет Спента – «сильные» - сущности Ахура Мазды, и у Ахура Мазды с Зороастром начался диалог. Этот диалог описан самим Зороастром в сорок третьем гимне Ясны, начиная с седьмого стиха.
«Святым тебя, Господь, я мыслю, Мудрый,
Когда меня Благой достиг Ты Мыслью (Воху Мана)
И вопросил: Ты кто? От чьих ты будешь?
Какого дня постиг ты вопрошанья
О житии и о самом себе?

Я отвечал: Во-первых, Заратуштра!
Я – истинно враждебен всем лжецам,
Но праведным поддержкой стану мощной,
Когда потом достигну полновластья, –
Пока ж тебе плету хвалу, о Мудрый.

Святым тебя, Господь, я мыслю, Мудрый,
Когда меня благой достиг Ты Мыслью.
И на вопрос: Кому служить ты хочешь?
Ответил так: Огонь Твой почитаю
По Истине (Аша), покуда мыслить буду» [Ясна 43:7-9].
Священный огонь в зороастрийском храме огня в Йезде
Мобед (зороастрийский священник) сидит перед огненным алтарем и ритуальным подношением, держа в руках цветы, во время выполнения ритуала Джашан, Дадар, Индия, 1984 год. Он закрывает рот, чтобы не осквернять огонь
Церемония Джашан в Мумбаи в 2011 году, в которой приняли участие 300 зороастрийских священников
Огонь – это образ Бога в зороастризме. Поэтому зороастрийцев часто называют огнепоклонниками. Но, конечно, не огню они кланяются. Огонь для них – это живая икона Бога.

«Ты покажи мне Истину, чтобы воззвал –
И вместе с ней пришёл бы к Здравомыслью,
И нас спроси, о чём Тебя просили б,
Чтобы и Ты таким же стал могучим,
Если Тебе возможно стать могучим» [Ясна 43:10].

То есть, Зороастр просит, ещё не понимая сущности Бога, чтобы Он, Бог, стал могучим, хотя Он уже могучий.

«Святым Тебя, Господь, я мыслю, Мудрый,
Когда меня Благой достиг Ты Мыслью.
Твои слова впервые научили, что муки мне
достанутся от смертных,
Пока они в слова мои поверят (то есть, что путь его будет тернистым, как путь любого проповедника).

Когда Ты мне об Истине промолвил,
И то, что я не выполнить не смею:
Встать и идти покуда не придёт мне
Со Сраошей (Послушание) великая награда –
Две участи: спасенье или гибель» [Ясна 43:11-12].
То есть, он уже не может ослушаться. Помните, как Христос говорит: «впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» [Лк 22:42]? Так же и Зороастр говорит: «Я не могу Тебя ослушаться. Ты меня посылаешь, и я иду с послушанием. За это будет великая награда. Будут две участи – спасение или гибель. И если я Тебя слушаю, понятно, будет спасение». Вот это, опять-таки, очень важный момент. В Индии нет категории персонального спасения или персональной гибели, а есть только категории метемпсихоза, перерождения, угасания. Но продолжим читать сорок третий гимн Ясны.

«Святым тебя, Господь, я мыслю, Мудрый.
Когда меня Благой достиг Ты Мыслью,
Чтобы узнать моих желаний цели:
Твой долгий век, который Ты даруешь,
И житие, что прорицать Ты властен.

Что другу муж, благое сознающий, подаст,
Дай, Мудрый, мне – поддержку и признанье,
Что властен ты по Истине доставить:
Встать и идти, прогнать врагов Ученья,
Со всеми, кто Твои реченья (мантры) помнят (он просит поддержку и признание. Нам кажется, что это даже немножко нескромно, но такова была древняя, во многом ещё наивная вера Зороастра).
Изображение Заратуштры в зороастрийском музее парсов в Мумбае
Святым тебя, Господь, я, мыслю, Мудрый,
Когда меня благой достиг Ты Мыслью
И научил, что думающий молча
Получше тех, кто угождают лживым, –
Всех праведных лжецами объявляя» [Ясна 43:13-15].

То есть, даже тот, кто думает молча, но правильно, он лучше тех, кто честных людей объявляет лжецами. Объявление честных людей лжецами – величайшая неправда, величайшая катастрофа. Пусть судьи всех времён помнят это.

«О Господи, вот этот Заратуштра Твой Дух Святейший
Выбрал, Мудрый, и Истину, что воплотится в силе,
Как солнца вид, со Властью – Здравомыслье,
Деяньям даст Благая Мысль даянье». [Ясна 43:16].
4. Обращение к Ахура Мазде

И дальше уже начинается сорок четвёртый гимн, построенный в форме вопросов. Примерно так же задаются вопросы в сто шестьдесят четвёртом гимне I мандалы Ригведы – или в известном тексте «Речи Альвиса» из Старшей Эдды, посвящённом благочестивым подвижникам. Только там Богу задаются вопросы, и Бог на них отвечает, а здесь мы видим только вопросы. Причём, я бы сказал, вопросы восхваления. Зороастр задаёт вопросы, подразумевающие ответ – «это Ты, Господин Мудрости».
«Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Как молитвой Такому молиться, как Ты, Другу, Мазда,
Скажет, такому, как я?
С Истиной нам как создать единенье,
Чтобы пришла к нам с Благою Мыслью?

Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Как бытие лучшее будет сперва?
Стремящийся как же будет спасённым?
Кто с Истиной Святой со всеми вместе
Хранитель Дух - мироцелитель, Мазда?

Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Кто при родах отец Истины (Аша) первый?
Кто и Солнцу и звёздам создал пути?
Кем же Месяц растёт – убывает, Тобой?
Это, Мазда, желаю знать и другое!
Ты – Отец Истины (мирового порядка – Аша) от рождения мира [Ясна 44:1-3].
Современная иранская керамика с изображением Ахура Мазды. 20 век. Британский музей. EPH-ME.302
Тут подразумеваются ответы: кто создал мир? – Ты создал. Ты создал солнце, Ты создал месяц, Ты – творец мира. Причём, как видите, каждая строфа сорок четвёртого гимна Ясны начинается с одной и той же фразы. «Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура», «Прямо скажи, Господи». То есть, не должно быть в ответе никакой метафоры, никакой двусмысленности.

«Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Кто же держит землю внизу и кремень небес от паденья?
Кто воды и растенья?
Кто облакам и ветру впряг пары быстрых (быстрота движения облаков и ветра – и образ лошадей, это метафора)?
Кто, о Мазда, Мысли Благой Создатель?

44.5
Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!

Кто добротворец, создавший день и тьму?
Кто искусный сон дал и пробужденье?
Кто тот, зарю с полуднем дал и ночью,
Напоминая умным о занятьях?

44.6
Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Если речи, что говорю, правдивы:
Как Истину укрепит Здравомыслье?
Тебе ли Власть Благой чинится Мыслью?
Кому творил Ты в радость скот плодящий (то есть, кто сотворил и дал это всё человеку)?
44.7
Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Кто сотворил со Властью Здравомыслье?
Кто сделал, чтоб отцом сын зарождался?
Я этими вопросами, о Мазда,
Познаю Дух Святой Создателя всего.

44.8
Тебя спрошу, прямо скажи, Ахура!
Как помнить, Мазда, мне Твои слова,
И те, что от Благой речений Мысли,
И те, что от Истины поведал верно:
Как душа моя в грядущем (в инобытии) возликует?

44.9
Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Как мне это право Веры утвердить,
Что доброго под Властью сохраняют,
И, верно, тем обещают, о Мазда,
Кто с Истиной в Благой Обители Мысли (в раю).

44.10
Тебя спрошу, прямо скажи, Ахура!
Этой Верой, что из сущих лучшая,
Которая мне жизнь с Истиной множит,
От Здравомыслья правит речами, делами, –
Хотим владеть Твоим Ученьем, о Мазда.
44.11
Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Как же к тем придёт Здравомыслие,
Кому, о Мазда, Твоя говорится Вера?
Я к Тебе так первым стал призванным,
На всех других духом взгляну враждебным (на всех, кто распространяет другие учения).

44.12
Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Кто праведный, с кем говорю, или лживый:
Кто из двоих – тот ли злой или этот?
Тот ли лжив, кто пользы Твоей против?
Но тот не зол, кто злое не замышляет? [Ясна 44:4-12].
Серебряная монета. На реверсе Лев; вверху крылатый солнечный диск, символы Ахура Мазды. 361-334 г. До Р.Х. Британский музей 2003,1107.3
То есть, Зороастр просит объяснить ему, кто злой, а кто добрый. Просит указать ему это. Мы же часто не знаем, кто лжец, а кто говорит правду. Часто ошибаемся.

44.13
Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Как же мы ложь (ложь – это друдж, страшная вещь у зороастрийцев) прочь от себя прогоним,
Ко всем тем, кто, непослушанья полны,
Не следуют содружеству Истины,
Не клонятся к Мысли Благой совету.

44.14
Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Как Истине Ложь в две руки отдам (это значит – уничтожить ложь по восточной образной схеме; если ложь отдать истине, то истина победит, ложь исчезнет; истина сжигает ложь),
Чтобы стереть мантрами Твоих учений;
И мощным же поразить ударом лживых,
Им причинив вред и ущерб, о Мазда.
44.15
Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Если меня Истиной защитить властен,
Когда вместе эти два войска сойдутся (Лжи и Истины),
То по своим веленьям, что установишь,
Кому из двух даруешь, о Мазда, победу (это рыцарское учение, в котором бой, сражение, победа правой силы – обычные явления)?

44.16
Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Кто защитит Твоим Ученьем сущих в моём доме?
Целителя дай миру, чтоб Сраоша ему с Благою Мыслью
Пришёл бы, как Ты пожелаешь, Мазда!

44.17
Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Как, о Мазда, ……достичь Вас, связи Вашей,
чтобы мой голос сильным стал, для союза Целости с Бессмертием (Хаурватат и Амретат),
По тем речам, что с Истиной связуют» [Ясна 44:13-17].
Кушанская монета с изображением Ахура Мазды на реверсе 150-180 гг
То есть – как достичь Тебя, Бога, и так называемых Амеша Спента, Благих Святых, которые вокруг Тебя. Цель жизни для Зороастра – это целостность и бессмертие, на авестийском языке – Хаурватат и Амретат. Мрет означает смерть, Амретат – бессмертие. Целостность и бессмертие – это высшая цель. Кстати, слово «святой» в английском языке, holy, и слово «целый», whole, имеют один корень. Целостность – это важнейшее качество святости. Наше слово «целомудрие» было бы вполне понятно Зороастру, потому что речь тут идёт, в первую очередь, о целостности ума – и, как следствие, о целостности слов и действий.

«Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Как с Истиной я выиграю награду:
Тех лошадей десяток, коня с верблюдом, что доставят,
о Мазда, мне Целость и Бессмертие, как двух Тобою данных» [Ясна 44:18].

Речь тут идёт о тех дарах, которые обычно приносят заотару, за совершение священнодействия. То есть, Зороастр просит Мазду: дай их мне за то, что я служу Тебе. Это очень простой, очень наивный голос, говорящий о верблюдах, конях, жеребцах, что вполне характерно для общества скотоводов. Дай мне их, чтобы я жил, а я буду утверждать Твою истину.
5. Старая и новая вера

«Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура!
Кто награду заслужившему не даст,
Как правдиво обещавший муж даёт,
Какое ему наказанье будет сперва,
Знаю сам то, что будет ему в конце (понятно, что в конце будет ад).
Как, о Мазда, добровластны ли дэвы?
Это спрошу о тех, которые лгут
И скот дают карапанам и ярости, воют на ветер.
Кавии тоже…. Не желают Истиной пастбища множить» [Ясна 44:19-20].
Это тоже интересный момент. Дэвы – это боги ведического ритуала, и вы помните, что они там совершенно положительные персонажи. На сторону дэвов переходят асуры. А здесь асуры положительны, а дэвы отрицательны. То есть, старая религия, которой служил Зороастр, будучи заотаром, вся даётся со знаком минус. И все служители той старой религии, если они не переходят к новой, – враги правды и служители лжи. И соответственно, они опираются не на Добрых Святых и на самого Владыку Мудрости, а опираются на демонов. И наше слово «диво», пришло как раз из Персии. Это персидские интерпретации, как бы альтернатива древнему арийскому пониманию (см. статью Ф.Б.Я.Кёйпера – Древний арийский словесный поединок // Ф.Б.Я.Кёйпер. Труды по ведийской мифологии. – М.: Наука, 1986. – С. 47-100).

Карапаны – это служители старой ведической религии, которым дают скот за совершение священнодействий – и для Зороастра они, естественно, лжецы. Которые не поют гимны, а «воют на ветер». А кавии – вожди. «Кавии тоже… Не желают истиной пастбища множить» – это тоже образ; здесь, скорее всего, говорится не о материальных пастбищах, а о пастбищах, которые дают жизнь вечную. Но вот они не желают истину множить. Это очень похоже на вопрошания из «Речей Альвиса» в Старшей Эдде.
Современное изображение Зороастра и символов зороастризма в музее Зороастризма при храме огня в Йезде
И Зороастр решает всецело отдать себя Ахура Мазде. Он говорит об этом прямо в четвёртом стихе двадцать восьмого гимна Яшта, сборника гимнов, посвящённых зороастрийским Амеша Спента:

«Хвале решил душу отдать с Благою Мыслью,
Награды за деянья Господь Мудрый знает, –
Пока могу и в силах, я Истине учить людей буду» [Яшт, 28.4].

Зороастр называет себя «Ярый враг сторонников лжи и мощный друг последователей Правды» [Яшт, 43:8].
В тридцать первом гимне Яшта Зороастр говорит:

«Твои веления помня, мы провозглашаем слова,
которых не слышат те, кто веленьями Лжи Истины мир умерщвляют,
Слова прекрасные, безупречные для тех, кто вручил сердца свои Мазде.
И хотя наилучший путь не всем видится ясно,
Но я вижу всех вас, ибо Ахура Мазда поставил меня судьей меж двух станов,
Ибо это мы, те, кто живут в соответствии с Правдой» [Яшт, 31.2].
Древнейший сохранившийся зороастрийский текст, написанный в 9 веке на согдийском средневековом иранском языке. Он содержит фонетическую транскрипцию священной молитвы, которая первоначально была написана на авестийском языке. Был обнаружен в "Пещере тысячи Будд" в Дуньхуане, Китай. Британская Библиотека 8212/84
Один из старейших авестийских манускриптов Видевдад Сада (Videvdād sādah). 1647 год. Британская библиотека RSPA 230.
Более поздние книги – Вендидат, Весперид – и вся Ясна заканчиваются словами, по всей видимости, самого Заратуштры: «Есть только один путь. Это – путь праведности (Аша). Все остальные (пути) – беспутье. [Ясна,72:11].

Как я уже говорил, Зороастр становится врагом традиционной ведической религии, причём врагом непримиримым. Впоследствии зороастризм несколько смягчил эту непримиримость, видимо, идя на встречу народной традиции, но Зороастр был твёрд.

«Когда, о Мазда, усвоят воины заветы
И прекратят употреблять ту пакость,
Которой злые карапаны и стран вожди с ума сбивают…» [Ясна. 48:10].

«Та пакость», судя по всему, жидкость, - сома, хаома. Сам будучи некогда заотаром и сам готовивший сому, он теперь именует её пакостью – и возможно, речь в этом стихотворении идёт даже о сравнении священнейшей жидкости с мочой. То есть, для Зороастра сома – это осквернение, которым злые карапаны, брахманы, и стран вожди людей «с ума сбивают».
6. «Провозглашаю ищущим, чтобы запомнить знающим…»

Но какое же положительное учение провозглашает сам Зороастр? Это учение о Зле и Добре, учение о Правде и Лжи, и оно очень просто. Есть знаменитый тридцатый гимн Ясны, который обычно цитируют в первую очередь, говоря о зороастризме, и который, например, цитирую я, когда рассказываю о Библии, о христианстве – без этого уж никак нельзя (А.Б.Зубов. Религия Библии. Христианство. М.:Никея, 2021. – С.182-183). Но сейчас мы его процитируем довольно полно.

«Провозглашаю ищущим, чтобы запомнить знающим…» - это формула ещё ведическая. Она означает – провозглашаю для всех ищущих, чтобы те, кто понял, это запомнили.

«Хваления Господу, моленья Благой Мысли (Воху Ману)
И Истине (Аша), о мудрые, в чьих светах (фарн) радость зрим» [Ясна 30.1].
Позже фарн будет на пехлевийском языке означать «сияние». Этот отличительный образ зороастрийских праведников перейдёт потом в виде нимба в христианскую иконографию.

«Внимайте мне ушами, взирайте мыслью ясно:
Две веры различенья, для каждого – своя
Перед концом великим, который нам вершится.
Два духа изначала – как близнецы в явленье -
И мыслию, и словом, и делом – благ и зол.
И прав лишь благодатный (Спента Манью) из двух, а не злодей [Ясна 30.2-3].
Предположительно Ангра Манью (V. Curtis 1993, 'Persian Myths', p. 12; P. Strathern 1993, 'The Silk and Spice Routes: Exploration by Land', p. 27). 1-2 век. Британский музей. 123267
Два духа-близнеца – это очень важно. Один из них злой, другой – добрый. Потом зороастрийское богословие выстроило вокруг этого очень сложные схемы и очень красивые предания. Об этом всём мы будем говорить. Но в Ясне, автором которой был сам Зороастр, говорится о двух духах-близнецах. Надо сказать, что зороастризм на уровне Ясны, на уровне самого Зороастра избегает мифологизации. Он пытается называть сложные явления самими простыми терминами: Спента Манью – это Святой, Благодатный Дух, или Святая Мысль, то есть, мысль сильная и посвящённая Богу. Это один близнец. А второй близнец – это Ангро Манью, Злая Мысль, что родственно английскому слову angry, «злой». В более позднее время из имени Ангро Манью произошло имя Ариман. И прав из двух Духов лишь Благодатный, а не Злодей. То есть, прав лишь Спента Манью, а не Ангро Манью.
Опять же, мы видим в этом гимне триаду мысли, слова и дела. Эта триада также очень важна для зороастризма. То есть, у людей должны быть праведные мысли, праведные слова и праведные дела. Не могут быть неправедные мысли, но праведные дела или слова. Если человек мыслит грязно, то он будет и говорить грязно и лживо, и действовать так же. Если человек говорит грязно, то он не может действовать праведно. Обязательно должно быть единство мысли, слова и дела.

В пятнадцать лет юношей и девушек зороастрийцы в знак совершеннолетия облачали в традиционную ритуальную белую рубашку. Эта рубашка называется судрэ. На её вороте всегда делали маленький кармашек, в котором как бы копятся благие мысли, слова и дела человека. И потом, если их много, он попадает в рай, а если их мало, то идёт в ад. И этот обычай до сих пор существует.
Судрэ – Священная рубашка символична по своей структуре. Она шьётся из белого батиста или мелкотканой хлопчатобумажной ткани «муслин». Белый цвет - символ невинности и чистоты, а также символ зороастрийской веры. Герехбан – небольшой кармашек в области сердца, напоминает о послушании моральным заповедям, известен как «киссехе-керфех», что означает «карман добрых деяний», и напоминает носящему о том, что он должен заполнить гирехбан достойными делами
«Когда эти два духа сошлись, то изначала
Создали жизнь и нежить, ту обитель, что после, –
Для лживых (друджван) наихудшую (дузах – ад), а праведным (ашаван) – наилучшую (бехешт – рай)» [Ясна 30.4].

«Обитель, что после» – имеется в виду, после бытия мира, потому что зороастризм знает конец света. То есть, жизнь для лживых будет наихудшая, а для праведных – наилучшая. Но эту развилку создали два духа – дух злой и дух добрый. Дух злой создал ад, дузах, а дух д обрый создал рай, бехешт, и праведники идут в рай, а лжецы и злыдни идут в ад, и тут никаких вариантов нет.

«Из двух дух, следующий лжи выбрал деянье наихудшее,
А Дух Святейший – Истину, облеченный в небесную твердь,
И следуют ему те, кто ублажают правдой Господина Мудрости» [Ясна 30.5].
Очень многие народы, например, египтяне, считали, что небо тоже имеет некую твёрдую оболочку, как скорлупа ореха, обычно – кремниевую, и поэтому из кремния очень долго делались священные ножи, священное орудие. Это не наивное заблуждение древних. Это попытка наличествующими символическими средствами выразить мысль, что наш сотворенный мир времени и пространства непреодолимо для плоти отделен от божественного бытия, в котором нет ни времени, ни пространство, а только вечное здесь и ныне. Кремень - это, я думаю, дань ещё эпохе каменного века. Кремневые и обсидиановые орудия (тоже ценимый священный камень) были твердейшими. И в Гатах мы видим Дух Святейший, облечённым в небесную твердь. В ритуале это будет играть свою роль.

«Неверно различили и дэвы, что в сомненье
Обманом завлеклись, обитель зла (дузах) избрав
И к ярости прибегнув, чтоб смертных поражать» [Ясна 30.6].
Один из старейших манускриптов авестийской Ясны 17 века (ок 1630) из Йезда, Иран. Британская библиотека
Зороастр говорит в этом стихотворении, что дэвы, то есть, сияющие, были когда-то хорошими божествами, но они избрали в сомнении неверный путь. Они избрали обитель зла, пошли путём Ангро Манью и стали поражать смертных, и прибегли к ярости, поэтому они обречены на гибель.

«К кому же Власть приходит с Благою Мыслью, с Истиной,
Дав телу долговечность, душе же – Здравомыслье.
Из них он станет первым через металл прошедших» [Ясна 30.7].

То есть, праведник станет первым из тех, что прошли через металл. Это интересный образ; когда наступит конец света, позже мы об этом будем говорить подробнее, то тогда будет растоплен весь металл гор, и потечет огненная река металла. В эту реку войдут и праведники, и грешники. И грешники в этом расплавленном металле сгорят, а для праведников он будет не горячее парного молока. Этот образ уже не из каменного века, а из эпохи металлургии.
И вот, когда возмездие преступников постигнет,
Власть от Тебя, о Мудрый (то есть, Ахурамазда), придёт с Благою Мыслью
Отдавши ложь, о Господи, в две Истины руки (ложь будет отдана Истине и, соответственно, повержена).
А мы да будем теми, кто просвещают мир,
О Мудрый и Владыки (мн.ч.), в сотрудничестве с Истиной
И с собранностью мыслей уча вероученью.
Тогда же сокрушится у Лжи преуспеянье,
Быстрейшие впрягутся до дома Благой Мысли (это люди, которые войдут в дом Благой Мысли),
И Истины, и Мудрости, достигнув доброй славы.
Когда веленья Мудрого вы, смертные, поймёте:
Блаженство или долгие мучения для лживых,
А праведным спасенье, – по воле (вашей) вам так будет» [Ясна 30.8-11].
7. Обращение Виштаспы и дальнейшая проповедь

Эти гимны говорят о том, какая истина была открыта (или, если угодно, открылась) Заратуштре. Но жизнь его была после этого тяжёлой: в течение десяти лет у него был только один верный ученик – его двоюродный брат Майдьейманх. У Христа всё-таки были апостолы – двенадцать и семьдесят. А здесь – десять лет только один ученик -двоюродный брат: есть из-за чего усомниться. Но Зороастр был постоянно поддерживаем богообщением. А в сорок лет ему удаётся обратить кави - вождя Виштаспу и его супругу Хутаосу, «которые выступили вперед как (сильная) рука и верная поддержка для веры Ахуровской, веры Заратуштры» [Яшт 13:100].
Обращение каянского царя Виштаспы Заратуштрой. Современная картина в зороастрийском храме в Исфахане
Обращение это тоже было непростым. Об этом есть более поздний рассказ: Заратуштра пришёл к одному из хорасанских вождей - Виштаспе, но при дворе вождя над ним смеялись, его презирали, его не хотели слушать, и в конечном счёте оклеветали и бросили в темницу. Вдруг любимого вороного коня царя поразила странная болезнь. Все его четыре ноги ушли внутрь брюха. Понятно, что конь уже не жилец на этом свете. А какой же арийский вождь может быть без любимого коня? И тогда Зороастр, к которому царь обратился за помощью, сказал, что за исцеление каждой ноги надо будет выполнить одну его просьбу. Деваться было некуда, и царь согласился. Конь, конечно же, был исцелён. Первое, что попросил Заратуштра у царя – это принять истинную веру и молиться самому [Денкард 7:4,70].

Это очень важно. Потому что мы иногда думаем, что мы – верующие люди, а вот молиться – да, ладно, обойдёмся. А молитва и создаёт веру. Когда человек молится, когда он старается молиться каждый день утром и вечером, да и в течение дня, то он постепенно весь как бы наполняется молитвой и становится действительно благочестивым человеком. Иначе сам факт принадлежности к той или иной религиозной традиции ничего не значит. Поэтому Заратуштра и говорит Виштаспе, что нужно не только принять истинную веру, но и молиться Ахура Мазде. И ещё Зороастр попросил Виштаспу обратить в новую веру всех своих приближённых и наказать клеветников. Это тоже особенность зороастризма: не прощать злых, а наказывать. Это рыцарская вера – праведники должны быть награждены, а злые - наказаны.
Гуштасп (Виштаспа) в разделе 402-го листа "Шахнаме" шаха Тахмаспа. Иллюстрация, датированная примерно 1520 годом и находящаяся в настоящее время в Музее Ага Хана в Торонто (AKM 00163), является одной из шести миниатюр в рукописи Хоутона, которые приписываются Мирзе Али, придворному художнику моголов начала 16 века
И с помощью Виштаспы, который, понятное дело, выполнил все эти обещания, благодаря чему его конь исцелился, благая вера распространяется в Хорасане. Виштаспа успешен в войнах с многочисленными царями – а цари узнали, что Виштаспа отступил от традиционной брахманской веры, ведической религии, и все напали на него, посчитав его неблагочестивым. Они думали, что он губит землю, если он отступил от веры предков и не совершает нужных обрядов. А Виштаспа теперь, наоборот, думал, что эти цари сами губят землю, потому что они общаются с дэвами, общаются с Ангро Манью. Происходит несколько битв, кстати, они описаны в «Шахнаме» у Фирдоуси, и в итоге Виштаспа побеждает и становится крупным царём в Хорасане, утверждая зороастрийскую веру.

Зороастр был женат трижды. Первый раз – на вдове, а два других раза он женился на девицах. Имя третьей жены Заратуштры, а имён первых двух жён мы не знаем, – Хвови Хаэчаст-аспа. Это тоже родовое имя, которое, вернее всего, переводится как «Изливающие кони», вероятно – «Изливающие семя кони», то есть, мощные кони, которые могут оплодотворить много кобылиц. Хвови Хаэчаст-аспа была дочерью друга Заратуштры уже эпохи Виштаспы по имени Фрашаостр.
Первая жена, вдова, родила Заратуштре двоих сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй – воином, и эти роды деятельности благословлены в зороастризме. От второй жены у Заратуштры детей было четверо – сын Исад-вастра, «Ищущий пастбищ», который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии после Зороастра, и три дочери – Френи, Трити и самая младшая, Поручиста. Поручиста в переводе на русский означает «Полное разумение», то есть, «Мудрая» – как Василиса Премудрая. Брак Поручисты и советника Виштаспы Джамаспы воспет в пятьдесят третьем гимне Ясны. Я не буду его здесь цитировать, но он красивый, и вы его можете найти. Кстати, гаты Заратуштры вы можете найти в интернете и прочесть. А третий брак был уже бездетен, у Заратуштры в третьем браке детей не было.

Зороастр установил несколько обычаев, несколько норм. Одна из них – это изменение роли брахманского шнура. Вы помните, что брахманы, а часто и все три высшие касты, носили и носят до сих пор брахманский шнур, который надевается мальчикам во время посвящения и носится всю жизнь. Так вот, Заратуштра этот шнур учил наматывать на белую нижнюю рубаху, судру. Брахманский шнур стал поясом - кусти. Он трижды оборачивается вокруг талии поверх рубашки – и это тоже значимо: это триединство мысли, слова и дела.
Кушти (кусти) – священный шнур зороастрийцев, повязываемый трижды на поясе
Ритуал посвящения с вручением священного шнура Кусти. Навджот, в Карачи, Пакистан, 2003 год
Кусти снимается на ночь и надевается утром. Когда он снимается, произносятся определённые молитвы – и когда надевается утром, снова произносятся определённые молитвы. Его получают и оборачивают вокруг судры и девушки, и юноши, и мужчины, и женщины. В этом смысле в зороастризме женщина свободна, и это является характерной особенностью эпохи пророческих движений в отличие от ведийской традиции.

Заратустра прожил долгую жизнь, семьдесят восемь лет, и, по некоторым свидетельствам, был убит каменным ножом священнослужителем традиционной ведической религии. Об этом говорится вскользь во многих текстах. Однако, скорее всего, коли на смерти основателя религии специально не фокусируется внимание, эта смерть была довольно обычной смертью от старости. Заратустра, подобно Будде, прожил долгую жизнь, совершил своё дело, основал традицию, общался с Богом и составил гимны, которые запомнили его последователи, и отошёл в чаемый им вахишта аху – наилучшее существование.
8. Проблема историчности Заратустры

Современные учёные спорят о том, был ли Заратуштра на самом деле. И было время, когда многие отрицали сам факт жизни Заратуштры, говорили, что это только миф. Марджан Моле, например, о котором я уже не раз вспоминал, в своей книге «Культ, миф и космология», пишет, что он был обычным жрецом, скорее – таким, как Орфей или Залмоксис, чем ветхозаветный пророк [Marjan Mole. Cult, mythe et cosmologie. P.337 ff.]. Но вот как раз Альберт де Йонг, в статье в «Энциклопедии религии» резонно говорит:

«Бог Ахура Мазда в той же мере отсутствует в Индии, в какой важные индийские божества – в Гатах. И хотя суждения о том, что ритуал важен для жизни и благополучия людей присущ обеим традициям, настойчивое внимание на различение добра и зла, их существование, как двух единственных изначальных духов, и их влияние на жизнь людей в этом мире, в инобытие и в преображении мира, присуще только Гатам. Нечто подобное настойчивым утверждениям Гат в изначальности Ахура Мазды, и в том, что он единственная причина всего сущего, и, особенно, мысль о завершении истории – всё это трудно найти в ранней индийской литературе. Нет, между тем, никаких свидетельств, что эти идеи постепенно сложились среди иранцев. Поэтому мысль о том, что одна личность, Заратуштра, является творцом Гат и в прямом смысле основателем религии, которая выросла из них, создает меньше исторических затруднений, чем та, что такой личности никогда не было» [Encyclopedia of Religions. 2005. T.XIV. P.659].
Я думаю, что это высказывание Альберта де Йонга очень важно. Мирча Элиаде, который посвятил специальный раздел жизни Заратуштры, также пишет: «Трудно объяснить наличие в этой, наиболее почитаемой части Авесты (то есть, в Гатах), такого множества конкретных фактов, если они не являются припоминаниями исторической личности» [M. Eliade. History of religious ideas. Vol 1. 306].

Ещё одна проблема, которой тоже отдал дань Мирча Элиаде, это то, кто такой был Заратуштра, был ли он пророком, если он действительно видел или считал, что видит свой Святой Помысел, считал, что видит этих Благих Святых, Бессмертных Святых, Амеша Спента. Он их всех видел – но что это было?
Генрих Самуэль Нюберг (Henrik Samuel Nyberg 1889 – 1974) - шведский иранист
Гео Виденгрен (Geo Widengren 1907-1996) – шведский религиевед
Очень многие учёные, например, Хенрик Самуел Нюберг в книге «Религия Древнего Ирана» [Henrik Samuel Nyberg. «Des Religionen des Alten Iran» - с.177 ff.], или Гео Виденгрен в «Религии Ирана» [Geo Widengren. Les religions de l'Iran – P.88 ff.] утверждают, что это был шаманский экстаз. Этим ученым казалось, что никто, кроме шамана, не видит божественные сущности. Однако надо вспомнить пророка Исайю, пророка Иезекииля, жития некоторых христианских святых, да и пророка Мухаммеда. И мы видим, что общение с Богом – обычное явление для основателей религии, для великих пророков, и в этом смысле сейчас уже можно считать вполне устаревшими эти мысли Нюберга и Виденгрена.

Безусловно, Зороастр – это не шаман, хотя шаманов – баксы - в Средней Азии было много, но он – пророк. Пророк, который встретился лицом к лицу с Богом. История религии говорит нам о том, во что верили люди. Как вы помните, зороастрийская община, община парсов, до сих пор существует в мире. А значит, люди верили и верят до сих пор, что Зороастр был тем, кому на его вопрошание Бог ответил, кому Он открыл Себя как Владыка Мудрый, кого Он научил великим истинам веры, чтобы потом эти истины передавались в народе и, побеждая ложь и зло, вели людей к добру и правде. И о том, каково это учение, как оно развивалось и складывалось, дорогие друзья, мы начнём разговор на следующей лекции.