Экаграта позволяет поставить под контроль два источника умственной активности: активность чувств и активность подсознания. Но такая концентрация невозможна без множества упражнений и техник, в которую вовлечены физиологические процессы. Когда тело в неудобной позе, не очищено, дыхание не ритмизировано, экаграта - сосредоточение на одном объекте, практически невозможна. Вот эти упражнения по сосредоточению – они, собственно говоря, и составляют суть раджа-йоги. Это и есть восьмеричная йога, и эти упражнения именуются - a<gas, «члены». Они могут считаться лестницей к освобождению. Какие именно ступени у этой лестницы – всё это сказано у Патанджали.
Эта лестница начинается с самого простого. Первая ступень – это яма, «самоконтроль». В чём он заключается? Начинающий должен воздерживаться от насилия, соблюдать ахимсу - «ненасилие», воздерживаться от половых отношений, соблюдать целомудрие - брахмачарья. Вы помните, что брахмачарья – это ученик брахмана, который дал обет безбрачия, а здесь брахмачарья – это «целомудрие». Как говорится в «Йога-сутрах», это «полный контроль половых органов и скрытых потребностей». Третье – это сатья - «правдивость». Опять же, как гласят «Йога-сутры», «имея в виду благо всех живых существ, надлежит говорить правду», никогда не говорить ложь. Это апариграха – «нестяжательность», «неприятие даров», то есть, естественно, все формы коррупции отменяются. Это астея – отказ от воровства. «Воровство есть беззаконное присвоение чужого», объясняет Патанджали. Эти качества отличают вставшего на путь йоги от человека с улицы, который, понятное дело, ведёт себя прямо противоположным образом. Он и соврёт при случае, и поблудит при возможности, и, когда есть необходимость, насилие применит, да и, что греха таить, и украдёт, взятку возьмёт или даст. Так что, если не отказаться от этих, как бы мы сказали, «слабостей», и не встать на путь самоконтроля, всё дальнейшее бессмысленно, всего дальнейшего просто не будет [«Йога-сутры» 2:29-30].