И наконец, четвёртый уровень – это та самая турия, когда ты уже становишься идентичным своей сути. Как говорится в Мандукья-Упанишаде, на которую пишет комментарий Гаудапада, «Они считают четвертым то, что не сознает внутреннего, не сознает внешнего, не сознает их обоих (вы помните, что внутреннее – это сон, внешнее – это явь), это и не глыба сознания, это и не сознание и не отсутствие сознания. Оно невидимо, лежит вне обычной практики, недостижимо, невыводимо, немыслимо, неописуемо» [Мандукья уп.7].
Как вы видите, Мандукья-Упанишада четко переходит к адвайтистским образам. Четвёртый уровень, как объясняет Гаудапада, близок к освобождению, мокше, но не равен ей, так как предполагает возвращение в первую реальность. Это опыт аскета, который пережил своё единство с Брахманом, пережил, что он и Брахман – одно. Но потом он возвращается в прежнюю реальность, в которой видит, как течёт река, как недалеко курится дымок над костром его соседа, другого отшельника, как загораются вечером звёзды, как на вечерней зорьке плещется в реке рыба. Он опять видит этот мир, и он погрузится потом в обычный сон, в котором он, может быть, будет видеть какие-то сновидения. Но он уже пережил опыт турии, четвёртого состояния, и будет стремиться достичь его так, чтобы после этой жизни вновь не возвращаться в мир обычной яви, обычных сновидений. А почему – вот об этом разговор пойдёт чуть позже.