5. Тримурти в индуизме и Троица в христианстве
И в заключение я хотел бы сказать о такой распространенной больше, как ни странно, среди индологов и европейских любителей индуизма, чем в самой Индии, категории, как Тримурти («Три лика»). Те европейцы, которые интересовались Индией, увидели в этой категории сходство с Троицей и очень обрадовались. Однако христианская Троица и индуистское Тримурти это совсем не одно и то же. Категория Тримурти древняя. Она встречается уже в 5 разделе Майтри упанишады:
«Теперь это славословие Кутсаяны: Ты – Брахман, и ты, поистине, – Вишну, ты – Рудра, ты – Праджапати, Ты – Агни, Варуна, Ваю, ты – Индра, ты – луна, Ты – пища, ты – Яма, ты – земля, ты – всё, ты также – негибнущий. Ради Себя и ради своей природы в тебе многообразно существует [всё]. Владыка всего, – поклонение тебе, всеобщий Атман, творец всех деяний!
Ты – всевкушающий (вспомним 11 главу Бхагавадгиты!), всеобщая жизнь, владыка всех радостей и наслаждений. Поклонение тебе – Атману покоя, и поклонение таинственнейшему, Непостижимому, неизмеримому, поклонение безначальному и бесконечному!
2. Поистине, вначале этот [мир] был одним тамасом (= одной инертной массой. Тамас – это низшая, темная гуна). Это в Высшем; движимое Высшим, это достигло различия. Поистине, этот образ – раджас (вторая гуна). Этот раджас, движимый [высшим], достиг различия. Поистине, этот образ – саттва. Эта саттва, движимая [высшим], источает сущность – это та часть, которая [есть] доля мышления, сознающее начало в каждом человеке, отличающееся представлением, решением, самосознанием. [Это] – Праджапати, Вишва. Его образы описаны раньше. Далее, о ученики, поистине, та его часть, которая из тамаса, это Рудра. Далее, о ученики, поистине та его часть, которая из раджаса, это Брахман. Далее, о ученики, поистине, та его часть, которая из саттвы, это Вишну. Поистине, он, этот единый, становится тройным, становится восемью, одиннадцатью, двенадцатью - до бесконечности. Становясь, существо блуждает, проникнув в существа. Он стал владыкой существ. Это Атман внутри и вне [всего], внутри и вне [всего]».