Люди думают, что это они сами желают есть, желают эту женщину или, скажем, желают сделать Россию счастливой. Но надо помнить, что это – лишь результат твоего тела, твоей физиологии, твоей социальности, твоего политического увлечения, но это – не ты. Ты – по ту сторону желаний. И, совершая должное, согласно своей дхарме – и в области семейных отношений, и в области отношений к своему телу, и в области политической (в следующей лекции мы будем говорить о царской дхарме, раджадхарме), – ты должен быть по ту сторону всего этого. Ты должен понимать, что это мир материи, и он подчинен своим законам, и этим законам надо следовать, но это – не ты. Это более высокий, чем в «Законах Ману», уровень учения о желаниях.
Есть зазор, и мудрец этот зазор видит, а простец – не видит и говорит: «я хочу». А мудрец понимает, что эти желания – только желания материи. Конечно, он, во многом, тоже материя, но он также и не материя. Поэтому он всегда сохраняет этот зазор и может действовать, а может и не действовать. И все то, что разрушает, ухудшает его внутреннюю суть, лишает его возможности быть с Брахманом, осуществить тождество Атман–Брахман, он отбрасывает. А то, что не мешает, а, наоборот, усиливает, это прекрасно. Это и есть дхармически правильные отношения с материей – отношения по принципу камы, дхармы и артхи.