НОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
Модуль 4. ХЕТТЫ
лекция 67
Телепинус: Бог, человек и царь в религии хеттов


аудиозапись лекции


видеозапись лекции
содержание
  1. Бог Телепинус. Общие замечания.
  2. Телепинус и дочь Аруны
  3. Миф об исчезновении Телепинуса
  4. Поиски Телепинуса
  5. Ритуал умилостивления Телепинуса
  6. Царь – хранитель правды. Священные функции хеттских царей

    список рекомендованной литературы
    1. В.Г. Ардзинба. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М.1982.

    2. О. Герни. Хетты. М. 1987.

    3. Т.В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванов. Индоевропейский язык и Индоевропейцы. В 2-х т. Тбилиси 1984

    4. Луна, упавшая с неба: Древняя литература Малой Азии. Пер. В.В. Иванов. М. 1977

    5. Дж. Г. Маккуин. Хетты и их современники в Малой Азии. М.1983

    6. G. Beckman. Telipinu // Reallexicon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie. Vol. 13. 2012

    7. H.J. Deighton. The "Weather-God" in Hittite Anatolia: An Examination of the Archaeological and Textual Sources. Oxford. 1982.

    8. O.R. Gurney. Some Aspects of Hittite Religion. Oxford University Press, 1977

    9. H. A. Hoffner. Hittite Myths. Atlanta: Scholar Press. 1990

    10. Hilda M. Ransome. The Sacred Bee in Ancient Times and Folklore (Dover Books on Anthropology and Folklore). London 1937

    11. E. Reyhan. The Missing God Telipinu Myth: A Chapter from the Ancient Anatolian Mythology // Ankara Üniversitesi Dil ve Tarih-Coğrafya Fakültesi Tarih Bölümü Tarih Araştırmaları Dergisi. 45. 2009. P. 85-106

    12. I. Singer. Hittite prayers. Leiden 2002

    текст лекции
    1. Телепинус. Общие замечания

    Итак, дорогие друзья, мы продолжаем разговор об очень интересной и своеобразной религии хеттов. Хочу повторить, что от хеттской цивилизации до нас дошло неожиданно много текстов. И это позволяет нам реконструировать в некоторых аспектах религиозное мировидение хеттов существенно лучше, чем, например, религиозное мировидение Ханаана. А в других аспектах, скажем, в аспектах погребального ритуала – наоборот, есть провалы, которые не позволяют нам много говорить о представлениях хеттов о судьбе умерших.
    Бог Грозы Тешуб (Тархунт) и царь Варпалавас. Скальный рельеф из Ивриза (Современная Конья). 8 в. До Р.Х.
    В любом случае, теперь мы обратимся к текстам, и речь пойдёт о весьма интересном и своеобразном божественном персонаже, которого сами хетты именовали Телепину. П-ину, p-inu — это «сын». Возможно, li означает «его», и тогда Te – это его отец. Но мы знаем, что отцом Телепину является бог грозы, которого хетты не любили называть личным именем, однако порой именовали Тару. А обычно – просто писали «бог грозы», чтобы не происходило инвокации, призывания личного имени. А хурриты и семитические народы Северной Месопотамии называли его Тешуб.
    Телепинус – это очень интересное существо и, безусловно, божественное: он сын богини-матери и Тару. Образ Телепинуса связан, как мы это сейчас увидим, с пчелой. Пчела –священное животное, а мёд – священная еда, и медовое питьё – священный напиток начиная, по всей видимости, с палеолита. Уже в Ведах о мёде, мадху (букв. сладость), говорится как о священном веществе. Пчела играет в предании о Телепинусе очень важную роль, и то, что эта роль не совсем ясна, как раз является знаком её важности, но для нас с вами не вполне рефлексируемой.
    Телефос с копьем. Фрагмент афинской амфоры. 5 в. До Р.Х. Британский музей Е382
    С другой стороны, наш известный специалист по индоевропейской мифологии Владимир Николаевич Топоров считал, что даже у славян Телепинус связан с культом пчёл, с обрядами, сопряжёнными с пчёлами, что Телепинус дошёл и до славянской, до русской пасеки. Очень многие считают, что у греков сын Геракла и Авги - Телеф, – это тот же самый Телепинус. А Геракл, как вы помните, богочеловек. Эти же элементы и божественного, и человеческого в тех преданиях, которые до нас дошли, неявно присутствуют и у Телепинуса. Однако обратимся к текстам.
    2. Телепинус и дочь Аруны

    Первый небольшой текст – это рассказ о давних временах, в котором присутствует Великий Океан, как его переводит Вячеслав Всеволодович Иванов, но по-хеттски это Аруна, то есть, фактически Варуна, имя, с которым в индийской традиции связано божественное инобытие. Не просто океан как вода, а божественное иное (земля и воздух – наш мир, вода же иное, где человек жить не может; с другой стороны – всё из воды, поэтому вода и инобытие и протобытие). И он же, Варуна, – хранитель риты. Рассмотрим, о чём говорится в этом небольшом тексте в переводе Иванова с небольшими коррекциями:

    «Некогда, в давние времена, Великий Океан (Аруна) поссорился с небом, землёй и родом людским…»
    Изображение бога Варуны на Макаре, из которого изливаются потоки вод. 12 век. Храм Шивы в Халебиду. Карнатак
    Обратите внимание, что род людской уже существует. Значит, это событие не предшествует бытию человека, а происходит при нём. Если мы будем исходить из того, что Варуна-Аруна – хранитель риты, хранитель праведности, как в индоарийской ведической мифологии, то эта ссора, скорее всего, происходит потому, что земля, род людской и небо не исполняют риту, не исполняют божественную правду, божественный закон. Опять же, никаких Вед тогда ещё нет, но представления, которые впоследствии родили Веды, уже сложились у индоариев.

    «…И он увёл к себе вниз, в глубину, небесного бога солнца…»
    И это вторая очень важная подсказка, потому что бог солнца у хеттов, да и не только у них, –хранитель закона и правды в этом мире. В некотором смысле здесь снова можно вспомнить ведический субстрат, потому что если Варуна – это ночь, это запредельное, это инобытие, тёмные воды бесконечного и бесформенного океана божественного иного, то Митра – это солнце, это – сияние дня, это дружба, это закон, данный людям, закон явный, а не сокрытый, как у Варуны. То есть, закон людской скрывает закон божественный. Митра – это явный закон, закон для людей. (Помните, в ведах рита – закон сокрытый законом). И то, что Варуна уводит Митру в свои глубины, означает, что он забирает закон, забирает правду из мира людей.
    «И в стране стало плохо. Но с Океаном никто не смог сладить. И Бог Грозы (если мы будем использовать индоарийские образы, то это, конечно же, Индра, но он же Тешуб, он же Таруб) к Телепинусу, своему любимому первенцу, воззвал: "Иди, о Телепинус! Ты отправляйся к Океану, небесного Бога Солнца из Океана обратно приведи…"»
    Изображение бога Варуны. 17 в по Р.Х. Музей искусств Лос Анджелеса (LACMA)
    То есть сын владыки неба, сын Тешуба – Индры, должен привести обратно закон, правду, которая ушла из мира людей, ушла с неба и с земли.
    «…Телепинус пошел к Океану, и Океан его испугался. И ему он отдал свою дочь, и Бога Солнца он ему отдал. И Телепинус Бога Солнца и дочь Океана из Океана обратно привёл. И их к Богу Грозы он доставил…»
    Что касается того, что Океан испугался, то это место можно переводить по-разному, но, в общем-то, он смилостивился над Телепинусом и вернул правду в мир, и как залог этой правды дал свою дочь. Образ дочери, жены, женщины – это всегда образ явленной энергии, того, что проводит божественное вниз, в мир людей. В данном случае она – залог того, что правда будет в мире. Собственно говоря, дочь Аруны – это, наверное, и есть сама рита. Телепинус возвращает её в мир.
    «…Океан к Богу Грозы отправил посланца со словами: "Телепинус, твой сын, мою дочь себе взял в жены (то есть, это праведный сын, который взял в жены риту, обвенчался с правдой, соединил себя с правдой). И он ее к себе привел. А что же ко мне придет взамен?" Бог Грозы сказал Богине-Матери: "Смотри! От Океана пришел поток-гонец. Он просит приданого. Я дам Океану приданое. Как мне ему не дать?" Тогда Богиня-Мать так сказала Богу Грозы: "Отдай ему приданое, ведь дочь его ты себе забрал в снохи". И ему Бог Грозы положенную тысячу отдал: он ему дал тысячу быков и тысячу овец». [Keilschrifturkunden aus Boghazköi – XVII, 10]
    Бог грозы Тешуб с топором в руках. Рельеф 10 в. до Р.Х. Британский музей 117909
    То есть за риту, за правду, приносится максимальная жертва. У индоарийских народов тысяча коров, тысяча быков — это образ максимальной жертвы. Правда возвращена в мир, но для того, чтобы эта правда была прочна в мире, за неё надо дать жертву. Этот хеттский принцип будет работать и во втором предании о Телепинусе, но это и общечеловеческий принцип. Чтобы низвести в мир нечто, надо дать нечто взамен. По сути говоря, чтобы восстановить человека в его извечном, допадшем достоинстве, Сын Божий отдал взамен себя. Здесь же для того, чтобы риту вернуть на Землю, надо отдать взаимную жертву.
    3. Миф об исчезновении Телепинуса

    Ещё более интересно другое предание о Телепинусе, как раз связанное с пчелой. Оно сохранилось во множестве фрагментов, хотя, к сожалению, все они не дают полного текста, к тому же, беда в том, что иногда мы не знаем точно, как правильно эти фрагменты расположить. Поэтому исследователи гадают относительно соотношения отдельных частей. Но в целом этот текст ясен, хотя его первые двадцать строк разрушены. По всей видимости, они содержат рассказ о каком-то преступлении – скорее всего, в мире богов, но, возможно, и в мире людей. Возможно даже, зная особое отношение между миром богов и миром людей у хеттов, да и вообще – у индоариев, это преступление произошло и в мире богов, и в мире людей.
    Как бы там ни было, Телепинус был страшно раздосадован. Он был оскорблён. Повествование сохранилось с того момента, где говорится, что он «правый сапог надел на левую ногу, левый сапог он надел на правую ногу, повернулся и прочь он пошел…». Он опять уходит из мира, и он разгневан, он возмущен каким-то неизвестным нам поступком. Как всегда, видите, в религиеведении есть тайна, и мы до конца не знаем некоторых вещей, которые очень хотелось бы узнать. Но я не исключаю, что, может быть, уже сейчас при раскопках Богазкёя нашли недостающий кусок, или же его найдут в ближайшее время. Так что будем внимательно за этим наблюдать.
    И вот, Телепинус очень разгневан. Интересна метафора, как, помните, у Ахматовой – «я на правую руку надела перчатку с левой руки». Здесь примерно то же самое. В минуту глубокого душевного возмущения человек может спутать правое и левое, и Телепинус спутал. Такой вот интересный образ, не эпический, но очень жизненный.
    «…Окно заволокло облаком, дом окутало чадом. В очаге задыхаются поленья. На жертвенном столе задыхаются боги. В хлеву задыхаются быки, а в загоне - бараны. Овца ягненка своего не признала. Корова теленка своего не признала.

    Телепинус прочь ушел, и с собой он забрал зерно, плодородный ветер, рост растений, их цветение и насыщение соками. Телепинус ушел и затерялся в полях, на лугах и в болотах. В болоте лесном он остался. Там его опутали водяные лилии. И не полба, ни ячмень больше не цветут. Коровы, овцы и люди больше не дают потомства. А те, что беременны, не могут никак разродиться.

    Горные долины засохли. Деревья засохли, и новые побеги не растут. Пастбища засохли. Источники пересохли. И в стране начался голод, так что и люди, и боги умирают с голоду. Великий Бог Солнца задал пир и пригласил на него тысячу богов. Они ели, но не насыщались; они пили, но не могли утолить свою жажду…».
    Вот что означает уход Телепинуса. Разумеется, те ученые, которые говорят, что Телепинус –бог плодородия, скота или полей, наивны. Конечно же, Телепинус в первую очередь – хранитель правды: он привел деву правды от Аруны, из океана инобытия, он сделал её своей женой. Теперь он – главный хранитель правды в этом подлунном мире, но, как я уже говорил, то ли в мире богов, то ли в мире людей, точно неизвестно, они у хеттов тесно связаны, произошла какая-то большая неправда. И от этого Телепинус разгневался и ушёл, а в результате - ничто не родит, всё засыхает, всё гибнет, голод пришел на землю.
    А Телепинус ушёл и затерялся в полях. В другом фрагменте, который использует В.В.Иванов, Телепинус скрылся в лесном болоте, где его окутали водяные лилии. Что, кстати говоря, свидетельствует, что это, скорее всего, раннее предание, не связанное с Анатолией, поскольку в Анатолии лесных болот не так много. А как раз на родине индоариев, в области, расположенной между Карпатами и Волгой, лесных болот и водяных лилий полно.
    Телепинус ушёл из мира, но не оставил его вовсе. Он перестал общаться с миром, с людьми и богами. Характерно, что удар пришелся не только по людям, а и по богам тоже, потому что боги живут человеческой жертвой, живут тем, что дают им люди. А этих жертв больше нет. Что же происходит дальше?
    Хеттский бог Грозы. 15-13 вв. до Р.Х. Музей Искусств Уолтерс. 57.2058
    «…Тогда Бог Грозы вспомнил о своем сыне Телепинусе и сказал богам (во время пира, на котором все голодают и мучаются от жажды): "Телепинуса здесь нет. Он рассердился, и все блага взял с собой. В стране начался голод". Большие и малые боги начали искать Телепинуса и не нашли его.

    Бог Солнца послал быстрого орла: "Иди! Обыщи высокие горы, глубокие долы обыщи! Голубые волны обыщи!" Орел полетел. Горы он обыскал. Обыскал он потоки. Но его не нашел. И назад к Богу Солнцу он принес весть: "Я его не нашел, Телепинуса, могущественного бога"…»
    Орёл, который смотрит сверху, орёл, знак власти, орёл, образ могущества и силы, который в малой Азии с древности был особым, почитаемым существом, изображения которого мы видим уже в Чатал-Хююке, не забудем, что в греческой мифологии это атрибут Зевса – так же, как и здесь, – бога грозы. Зевс ведь тоже бог грозы, его главное оружие – перуны, молнии, как и в преданиях Вед у Индры – ваджра. Так вот, даже орёл здесь не смог ничего поделать. Всё могущество неба и земли бессильно, если нарушен закон, если нарушена правда.
    4. Поиски Телепинуса

    «…Бог Грозы сказал Матери Богов (Ханнаханнас, если мы правильно читаем хеттский текст, идеографически – НИН.ТУ, это те же клинописные знаки, что обозначают имя богини-матери в Месопотамии и в Шумере): "Что нам делать? Мы умрем с голоду". Богиня-Мать отвечала Богу Грозы: "Сделай что-нибудь сам, о Бог Грозы! Пойди и сам поищи Телепинуса!".

    Тогда Бог Грозы (то есть, отец) отправился искать Телепинуса. В городе Телепинуса в ворота пошел было он, но не смог их отворить (правда затворилась). Он только сломал о замок рукоять своего молота (того самого молота, что производит гром). Бог Грозы вернулся восвояси и уселся на своем престоле. Бог Грозы сказал Матери богов: «Великие боги и малые боги искали его, но не обрели его. Не поможет ли эта пчела разыскать его? Крылья её малы, сама она мала. Должны ли признать они, боги, что она более их?..»
    Конечно же, речь тут идёт не об обычной маленькой пчёлке, а об умалении, о кенозисе, - это любимая индоарийская тема. Вишну умалился до маленького карлика и явился к демону Раване, завоевавшему мир, и тремя своими шагами освободил мир. Это идея того, что малое побеждает великое, слабое берет верх над сильным.
    «…Мать Богов сказала Богу Бури – «Довольно, она отправится и найдет его». Богиня-Мать послала маленькую Пчелу: "Иди! Ищи бога Телепинуса. Когда его найдешь, ужаль его в руки и в ноги, чтобы поднять его с места. Возьми воску, намажь воском ему глаза и руки, очисти его и освяти его, и приведи его ко мне!..»
    Вообще, всё, что связано с пчелой – воск, мёд, считается чистым, священным веществом. Таким образом, Богиня-Мать посылает пчелу, которая должна вновь сделать Телепинуса частью божественного мира.
    «…Пчела полетела. Она обыскала высокие горы и глубокие долы, голубые волны она обыскала, быстрые потоки она обыскала, источники она обыскала. Она так долго летала, что мёд внутри нее иссяк (как бензин у самолета). И когда мёд внутри нее иссяк, тогда она и нашла его на поляне в лесу возле священного города Лихцина» (как в хорошем кинофильме – когда уже ни на что надеяться нельзя, тогда-то всё и происходит. Это - удивительный жанровый момент). «И она ужалила его в руки и в ноги, и он поднялся. Пчела взяла воск и намазала воском его глаза и его ноги…».
    Хеттский бог Грозы. Рельеф из Самала (Зинджирли Хююк). 10-9 вв. до Р.Х. Берлинский музей
    И, наверное, руки, но здесь в тексте пробел. Итак, Телепинуса, который спал, привели обратно. Правда ушла и заснула, и не хочет больше знать ничего в мире, а в мире без правды жить нельзя. Мы иногда думаем – не всё ли равно, правда или ложь? Главное – экономическое благоденствие. Вот с точки зрения хеттов, если будет ложь, не будет никакого экономического благоденствия. Будет жесточайший голод и несчастье. Конечно, вероятно, это лишь предание, но посмотрите, разве история XX века не даёт нам немало фактов, доказывающих, что древние хетты, те самые индоарии, которых так любил Адольф Гитлер, были правы? Телепинус ушел из мира тихо, как говорится, не сказав никому дурного слова, лишив мир правды, вернее, мир сам лишил себя правды, и поэтому там Телепинусу нечего больше было делать. Он ушёл, но его разбудила пчела и заставила говорить.
    «…И так сказал тогда Телепинус: "Я разгневался, ибо я здесь улегся отдохнуть. Зачем же меня спящего подняли? Зачем же меня гневающегося вынудили говорить?" Телепинус еще пуще рассвирепел и в гневе он иссушал источники, он отводил в сторону текущие потоки и отделил их от старых русел. Города он сметал, окна взламывал и дома он сметал. Он уничтожал людей, быков и овец он уничтожал. Боги спрашивали: "Вновь рассвирепел Телепинус. Что же нам делать? Что же нам делать?".

    Телепинус, рассвирепев, пришел. Он гремел, как гром, устрашающе. Чёрную землю он сотрясал. И сказал Бог Солнца – да помогут ему люди двигаться, да дадут ему крылья орла!..»
    Это очень тёмное место, оно понимается по-разному, но важно то, что тут безусловно присутствуют люди. Люди должны дать Телепинусу крылья орла, которые являются довольно характерным художественным образом. Это то, что даёт возможность полёта, возможность могущества. То, что даёт возможность Телепинусу вернуться на небо, с которого он ушёл. И крылья орла должны дать люди, а не боги, и сами они не вырастут. По всей видимости, крылья орла – это та правда, то соответствие нравственному закону, которым люди пренебрегли. Они должны ему их дать, и тогда он сменит гнев на милость. Но пока «Телепинус пребывал в гневе. Сверкали молнии, гремел гром, тряслась черная земля. Камрусепа увидела его. Крылья орла помогли ему улететь…». Камрусепа – это богиня-целительница и одновременно – хранительница религиозного ритуала.
    5. Ритуал умилостивления Телепинуса

    И далее (опять же, разные авторы ставят этот текст в разные места) следует долгий ритуал исцеления Телепинуса, или, скорее, не исцеления, а умилостивления с помощью многих снадобий и приношений: кедрового, сезамового и оливкового масла. Повторяются одни и те же заклинания: «Да очистят они твоё сердце и душу», «Да будет душа твоя в согласии с делами людскими», «Как чиста полба, так да будет чиста душа Телепинуса!».
    То есть, это симпатическая магия: он возмущался, он стал горьким для людей, он стал бурным для людей, но мы поднесём ему мёд, и он станет сладким, поднесём ему сливки с толстой ровной белой пенкой, и он станет спокойным и ровным. Эти как бы магические действия, но на самом деле это - те же самые жертвы, что и тысячи быков в первом предании, которые должны показать, что люди хотят покаяться, что они готовы стать другими. А возможно, и боги тоже.
    «…Виждь, о Телепинус (это говорит Камрусепа), я умащаю пути твои лучшим маслом. Так шествуй же, о Телепинус теми путями, которые умащены лучшим маслом. Да будут в руках (твоих) дерево шахиш и дерево хаппуриашаш (видимо, это некие священные древеса). Да узрим мы тебя, о Телепинус, правым во всём, в чём прав ум наш (очень интересная формула, то есть, мы будем правы, и в этом ты будешь согласен с нами, ты не уйдёшь от нас). И Телепинуса Камрусепа укротила. Гнев его она укротила. Сердитость его она укротила. Зло она укротила. Свирепость она укротила (тут употребляется слово «укротила», которое деградировало и ассоциируется теперь с укрощением зверей в цирке, но здесь оно означает, что она вновь сделала его кротким, милостивым). Камрусепа к богам обращается вновь: "Придите, о боги! Ты, богиня Хапанталли, ты Бога Солнца баранов пасёшь! (Хапанталли – та, кто пасёт баранов Бога Солнца). «Двенадцать баранов отбери мне! Хочу я дать долголетие Телепинусу. Я забираю тысячеглазую смерть. Я разбрасываю (жертвенное мясо?) избранных Камрусепой баранов. Над Телепинусом я развешиваю их тут и там…»
    Двенадцать баранов — это символическая жертва, двенадцать месяцев, год, полнота времени. Такой вот интересный образ. Все образы здесь абсолютно ведические – или праведические. Тот, кто много занимался Ведами, думаю, тот же Топоров, должен был это очень сильно чувствовать – или его жена, Татьяна Яковлевна Елизаренкова – переводчик Вед на русский язык. Какое может быть долголетие у Телепинуса, ведь боги не умирают? Но у хеттов, как мы увидим, боги могут умирать для людей – не в том смысле, что они приносят себя в жертву людям, а в том, что они уходят из мира людей, они как бы умерли. Помните, как Ницше сказал: «Бог умер»? Вот, Бог умер для Ницше, и так же боги могут умирать для людей у хеттов. Они, конечно, живы в абсолютном мире и в абсолютном смысле, поскольку боги бессмертны, но для людей они умерли. Это интересный хеттский образ – ничего подобного нет ни в Месопотамии, ни в Ханаане, ни даже в Египте. Там люди могут быть истреблены ради богов, но не наоборот.
    Бог Варуна. Рельеф 11 века на индуистском храме Раджарани
    А почему смерть – тысячеглазая? Потому, что она видит каждого, и у каждого человека забирает жизнь. Помните тысячеглазого Аргуса? И Варуну тоже именуют тысячеглазым, он –тот, кто видит все преступления людские. Так что Камрусепа забирает тысячеглазую смерть, и больше люди не будут страдать за преступления. И она совершает некий обряд, по всей видимости, разбрасывая жертвенное мясо баранов, или же, как предполагает Вячеслав Всеволодович Иванов, жертвенный жир. Он видит там это слово; как бы там ни было, совершается жертвоприношение.
    «…Я взяла у Телепинуса из его тела зло. Я взяла свирепость его. Я взяла гнев его. Я взяла его сердитость. Я взяла его ярость...»
    Речь тут идёт о его зле на людей, за то, что люди сотворили. Иванов использует в этом фрагменте ещё и слово «вина» в смысле поступка Телепинуса. Но этого слова на самом деле там нет, и это не совсем адекватный перевод. Речь идет не о вине Телепинуса, а об его ярости на грехи людские.
    «…Когда яростен был Телепинус, его сердце, душа его пылала как горящие поленья! И подобно тому, как дрова сгорают, пусть также сгорит гнев Телепинуса, сердитость, вина, свирепость (видите, опять симпатическая магия). Как маленькие зерна в поле не несут, а оставляют впрок на семена, и хлеба из них не пекут, а складывают их в амбаре и запечатывают печатью, пусть столь же малы станут гнев Телепинуса, его сердитость, вина и свирепость. Когда яростен был Телепинус, его сердце, душа его пылали как горячие поленья. И подобно тому, как дрова сгорают дотла, пусть так же сгорит гнев Телепинуса! Сердитость, злоба, свирепость». «Как маленькие зерна в поле не несут, а оставляют впрок на семена и хлеба из них не пекут, а складывают их в амбаре и запечатывают печатью, пусть столь же малы станут гнев Телепинуса и его сердитость, злоба и свирепость…».
    Это, безусловно, сельскохозяйственный образ, здесь используется слово «полба», маленькое зерно. Почему полбу не несут на поле, а оставляют впрок в амбарах, нам не совсем понятно, тем не менее, речь идёт о том, что гнев Телепинуса должен стать как самое маленькое зёрнышко. Как потом в Евангелии будет «зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле» (Мк. 4:30), так и здесь – это самое маленькое зёрнышко.
    «…И подобно тому, как этот огонь разгорается, так пусть сгорят гнев, сердитость и свирепость. Прочь, гнев Телепинуса! Прочь, сердитость! Прочь, злость! Прочь, свирепость! Подобно тому, как вода по водосточному желобу обратно вверх не течет, так пусть гнев Телепинуса, его сердитость, злость и свирепость назад не приходят! Под боярышником (дерево хаталкешнаш) боги собрались на совет…»
    Дерево хаталкешнаш Иванов переводит как «боярышник». И если он прав, то это очень интересно. Дело в том, что практически все шаманисты Евразии уверены, что именно боярышника боятся духи и всячески его избегают. И чтобы спрятаться от духов, лучше всего спрятаться в кусты боярышника. То, что боярышник здесь предстаёт как дерево, которое имеет положительный потенциал, это очень интересно. Опять же, боярышник ли это — не знаю.
    «…Под боярышником этим долголетье. Там боги все уселись: Истустаяс, и добрые женщины (Богини-Защитницы), и Богини-Матери, и Бог Зерна, и Бог Созревания (Миятанзипас), и Телепинус, и Бог-Защитник (Инарас), и богиня Хапантали, и Владыка полей. И всем богам долголетье я обеспечу обрядом. Телепинуса я очищаю обрядом.
    Рельеф 12 богов святилища Язылыкая. 13 в до Р.Х.
    И вот, совершается обряд, ритуальное действие, которое возвращает Телепинуса в мир богов и в мир людей.
    «…Я взяла у Телепинуса из его тела зло. Я взяла гнев его. Я взяла сердитость его. Я взяла свирепость. Я взяла злой язык. Я взяла злой глаз. Когда быка тянут за шерсть, которой порос его лоб между рогами, бык волей-неволей уходит прочь (этот интересный образ использует Иванов; я не нашел его в тех фрагментах, которые были мне доступны. Возможно он пользовался другими фрагментами, и я решил всё-таки это здесь привести). Так сейчас волшебный образ, сделанный из шерсти, тянут в сторону, говоря: "Прочь уходи, гнев Телепинуса, сердитость, зло, свирепость его!..»
    Мы видим, что это заклинание, что делается некоторый, если угодно, субститут из шерсти быка, наверное, из жертвенной шерсти, который удаляется – как зло. Зло напавшее на людей, оно уходит.
    «…Подобно тому, как если Бог Грозы, рассвирепев, приходит, то его жрец - Человек Бога Грозы обуздывает, а если блюдо вносят, то с него еду по чашам раскладывают и тем его опустошают, так мои, богини Камрусепы, слова, сказанные на человеческом языке, пусть укротят гнев Телепинуса, его сердитость, его свирепость. Пусть так случится, что гнев Телепинуса, его сердитость, его зло, его свирепость покинут дом. Пусть они покинут главный опорный столб дома. Пусть они покинут окно. Пусть они покинут дверную петлю. Пусть они покинут свод над воротами. Пусть они покинут подворье, ворота. Пусть они покинут царскую дорогу! К плодоносящему полю, к лесу и к саду пусть не идут они! Пусть они идут дорогой Солнечного бога Земли!

    Привратник отпирает ворота и обратно запирает засов. На Черной Земле поставили бронзовые полые сосуды. Их крышки из свинца. На них замки из железа. Кто в них войдет, тот из них вверх потом не выйдет, а там внутри потом и погибнет. И пусть злой гнев, сердитость, свирепость, вина, злой язык, злая пята внутрь туда войдут и больше вверх не выйдут. Пусть там внутри они и погибнут.

    Смотри, для тебя поставлен молочный сок растений. Пусть твоя сердцевина и дух станут мягкими, как молочный сок. Повернись миролюбиво к царю, царице и царевичам страны хеттов! Смотри, для тебя поставлены плоды маслины. Пусть перед тобой оливковое дерево виднеется. Смотри! Для тебя поставлены плоды фигового дерева. Подобно тому, как плод финикового дерева сладок, также дух Телепинуса да будет столь же сладок. Подобно тому как плод оливкового дерева в своей сердцевине содержит масло и подобно тому как виноградная лоза в своей сердцевине содержит вино, так и ты, Телепинус, в духе своем, в своей сердцевине содержи благо. Смотри! Для тебя поставили растительное масло. Да умастят им сердцевину Телепинуса…»
    И так далее. Идёт длинное заклинание, и суть его в том, чтобы умилостивить бога. Приносится масса ритуальных даров, чтобы он вернулся на землю и больше не имел зла, не имел злопамятства. «Пусть свирепость и гнев выйдут из тебя... И путь твой открыт! Из драгоценных деревьев сахи и хапурияса да будет сделано твое ложе. Ложись на него спать. Подобно тому, как хорошая стрела из тростника хорошо летит, так ты, Телепинус, приди скорее сюда! Пусть будешь ты в согласии с царем и с царицей, и со страной хеттов!..»
    Вот видите, как правда должна возвратиться. Бог разгневался не просто так, он разгневался на грехи людские. И он должен вернуться, поскольку люди смирились, совершили жертвоприношения и заклинания. Видимо, всегда, когда приходили голод, засуха, беды, хетты в первую очередь думали о том, что они натворили, что они сделали неправильно – от царя до последнего раба. И этот ритуал, записанный именно не как сказка, а как священнодействие, по всей видимости, совершался как раз в период бедствий. Как же всё это завершается?
    «…На дереве эя висит овечья шкура. На нем Богиня-Зерно, Богиня Полей и вино. В них же, в свой черед, - бык и баран. В них же – долголетье. В них же – потомство, сыновья и дочери. В них же – зрелость смертных людей, быков и овец. В них же – мужество и могущество. В них же – вечный огонь. В нем же – весть о мягкошерстных ягнятах. В них же – полное послушание. В нем же - рост, цветение и насыщение соками. И Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру. И он ему дает все блага!».
    Вот как интересно: сначала здесь говорится о благоденствии, изображается такой скотоводческий рай, ягнята, быки, бараны, вино. А потом – полное послушание. Вот его не было, и люди всего лишились. Видимо, факт передачи царю овечьей шкуры, руна – знамение того, что жертва принята, бог умилостивлен, и снова наступают благодатные времена. Царь принимает это руно как знак того, что и царь, и народ, и страна прощены. В тексте постоянно подчеркивается долголетие, многолетие. Боги здесь, на Земле, не вечны –а люди тем более.
    Хеттское святилище Язылыкая. 13 в до Р.Х.
    Ритуал, который я вам сейчас прочитал, называется мугавар. (Быть может образ Золотого Руна Колхиды в эллинском предании об Аргонавтах – поздний отзвук этого ритуала). Оракул возвещает, кто своими неправыми поступками заставил Телепинуса покинуть мир. И, соответственно, этот человек должен приносить покаяние. Очень часто это сам царь, потому что он ответственен за дела мира. Люди ответственны перед царём, он на них налагает наказания, а вот сам царь ответственен перед богами. Мирча Элиаде правильно разгадал суть Телепинуса. В своей «Истории религиозных идей» он пишет: «Это не бог растительности – это непостижимая тайна разрушения творения его Творцом». [M. Eliade. History of religious ideas. Vol 1. P.143]
    Но только я бы не согласился со словом «непостижимая». Она постижима, и оракул указывает, в чём дело. Грех человеческий, проступки людей, преступления людей делают творение преступным перед Творцом, и таким образом это может разрушить и погубить мир. Но умилостивление восстанавливает мир вновь. Недалеко от Хаттусы, нынешнего Богазкёя, находится великое святилище Язылкая. Там до наших дней сохранились изображения многих богов, семьдесят одно изображение - из тысячи богов хати и хеттов известно примерно шестьдесят имён. И мы видим изображение Великой Матери, богини Тешуб, на пантере, она стоит с двойным топором на вершине горы. За всем этим издали смотрит царь – там есть царское место, – с загнутым жезлом в руке. То есть, это то место, где когда-то процессия, выйдя из города, творила величайшее священнодействие, в том числе и священнодействие умилостивления. Нам очень важно, что идея умилостивления за грехи была прописанной, важной и зафиксированной ритуальной практикой.
    Рельеф и прорисовка рельефа святилища Язылыкая. Великая Мать на пантере и бог Тешуб с топором. 13 в до Р.Х. (О. Герни. Хетты. М.: Наука, 1987)
    Во многом хеттская религия неожиданна, необычна. Надо сказать, что до наших дней сохранилось очень много хеттских инструкций, и одну инструкцию я вам потом буду даже читать. Хетты, в отличие от других индоариев, очень любили писать. Научившись писать, они писали много, и, как хорошие бюрократы, они писали инструкции – инструкции для храмовой прислуги, инструкции для дворцовой прислуги, инструкции для начальника пограничной стражи... Все они содержат в себе много религиозных и нравственных моментов. Конечно, инструкция для храмовой прислуги в основном – о том, как надо совершать те или иные ритуалы, но среди объяснений, почему надо совершать эти ритуалы, мы вдруг неожиданно читаем удивительные слова: «Разве ум человеческий и божественный вовсе не схожи? Нет! В отношении того о чем говорим мы – Нет! Их сознание абсолютно сходно». [Инструкция для храмовой прислуги – J. B. Pritchard. Ancient Near East Texts, relating to the Old Testament. 1950. P. 207].
    Прорисовка рельефов святилища Язылыкая.
    Мужские и женские фигуры, вероятно боги (1-42) и богини (43-63) на восточной стороне галереи. Основные боги представлены на главной сцене северной стены (40-46).
    Разделение по полу не жесткое, среди богов есть три богини (36-38), и один бог среди богинь (44).
    Боги, изображенные слева от входной галереи, образуют 12 фигур (13-27), их имена не идентифицированы.
    Предположительные идентификации:
    Фигуры 28 и 29 - два человека-быка, вероятно поддерживающие небо.
    Фигура 34 представляет божественного царя со знаками бога солнца (крылатый солнечный диск).
    Фигура 35 - бог Луны; 36, 37 - Нинатто и Кулитта, служители богини; 38 – сама богиня Шаушга; 39 - бог воды; 40 - бог зерна, с колосом пшеницы; 41 - бог времени; 42 - бог грозы; 43 – Хепату; 44 - Шаррума.
    A.M. Vazques Hoys. El Santuario de Yazilikaya // Historia de las religiones antiguas. La religión mesopotámica. Madrid. Ed.Sanz y Torres. 2006

    То есть, ум человеческий и ум божественный сходны. То, что бога понять нельзя, для хеттов - неправильно: Бога можно и нужно понимать. И тогда человек не будет совершать преступлений, или, совершив преступления, будет за них каяться. И далее, после этого высказывания, приводятся образы раба и господина. Вроде бы между рабом и господином лежит бездна, пропасть и социальных прав, и имущественных возможностей. Но ведь они отлично понимают друг друга, и их мысли одни и те же. И поэтому то, что приказывает господин, то и выполняет раб. А если раб не исполняет того, что говорит господин – он преступник.
    6. Царь – хранитель правды. Священные функции хеттских царей

    Как я уже говорил, особое место в религии хеттов, да и вообще, во всём их мироустроении, занимает царь. Царь весь пронизан символикой солнца. Как мы помним, Бог Солнца – это то, что ушло в Океан Аруны, когда люди совершили преступление. И на самом деле царь – это тот, кто на земле смотрит за тем, чтобы не были совершены преступления. Самая главная функция царя – творение правды и надзирание за правдой. Тот, кто нарушает правду – не царь, он не выполняет своей главной функции. Главная функция царя – именно надзирание за правдой. Поэтому царя у хеттов осеняет крылато-солнечный диск, как и у египтян. Вероятно, иконографически хетты используют египетскую форму, но на самом деле это абсолютно хеттский образ, - как и всевидящий глаз правды, и орлиные крылья, которые его держат над землёй и позволяют всё увидеть.
    Рельеф и прорисовка рельефа святилища Язылыкая. Бог Шаррума и царь Тудхалия IV. 13 в до Р.Х.
    Орёл не смог найти Телепинуса, когда тот ушёл, но любую неправду на земле царь должен отыскать. Солнечный диск с орлиными крыльями – это образ того, что царь знает всё, что происходит на Земле, знает всю её неправду, и, естественно, правду тоже знает. Царя обнимает Тешуб, бог грозы. Таким образом царь — это солнце. У египтян Тешуба именовали Сетом, Сутехом. Он – бог иноземных стран. И возможно, в смысле борьбы поколений богов он таким и мог казаться. Но для самих хеттов это был тот, кто помогал царю осуществлять правду. Хотя, как мы помним, в древнем предании солнце правды ушло от бога грозы, и Телепинус от него бежал. Так что Тешуб тоже может совершать неправду, он не есть хранитель абсолютной правды, но он должен быть её хранителем. И в этом тоже исключительно человеческая особенность хеттской религии. В ней боги, кроме запредельного Аруны и, возможно, Телепинуса, который женат на дочери Аруны, как и люди, могут оступаться. Но цена их проступков совершенно очевидно ужасна.
    Рельеф святилища Язылыкая. Царь с крылатым солнечным диском над головой. 13 в до Р.Х.
    Если в Месопотамии, как вы помните, Энлиль разгневался на людей за то, что они шумели и мешали богам жить спокойно, то здесь Телепинус разгневался на людей и богов за то, что они нарушили правду. Мы много раз видели, что в тексте речь идёт об этом. Интересно, что посылает пчелу и спасает мир именно мать богов, царица. Мы увидим у хеттов ещё много раз, что место женщины, место царицы у них очень важно. Одна из важнейших жреческих функций — это мать бога. Если в Египте была жреческая функция «отец бога», так именовались жрецы, связанные с заупокойным ритуалом, то здесь мы встречаем «мать бога».
    Место женщины у хеттов очень значительно. И поэтому очень многие международные документы супруга царя подписывает вместе с царём. То есть, на самом деле, не подписывает, а привешивает свою печать, потому что в древности документы не подписывали, но на них ставили печать.
    В левой части изображен Хеттский царь Хаттусили III (справа), который приносит жертву богу грозы, наливая воду. Между ними находится алтарная структура, с рифленым коническим предметом на вершине, вероятно, жертвенным хлебом. И бог, и царь носят остроконечные шапки, символизирующие божественность. Справа, Пудухепа, жена царя, совершает возлияние богине солнца Хебат. Фирактинский рельеф из Кайсери. 13 в. до Р.Х.
    Надо сказать, что магия, призыв духов у хеттов считалась страшным преступлением. За чёрную магию полагалась смерть. Вообще, если мы посмотрим законы хеттов, а они у нас есть и опубликованы, то смертная казнь у них почти не употребляется, но за чёрную магию, за вхождение в бездны инфернального, в бездны зла, от которых человек должен быть как можно дальше, полагалась смерть. Но как вы помните, за чёрную магию и в Пятикнижии, в Торе безусловно полагается смерть.
    С другой стороны, царственность — дар богов. В священнодействии на возведение нового дворца — а есть и такой текст, — царь говорит, обращаясь к своему престолу, как мы это понимаем, к трону:
    «Пойдем, пойдем вместе! Остановись пред горами. Не должен ты быть мне соперником, не должен быть неприятелем. Пребудь равным мне и другом моим! Пойдем, пойдем на Гору! Я царь дам тебе блюдо (там даже сказано – стеклянное блюдо). Да едим мы из блюда. Да будешь ты править горой (возможно, речь здесь идёт о союзниках, и мы не совсем правильно понимаем текст). Мне, царю, даровали боги – Солнечный Бог и Бог Грозы – землю и мой дом (эти слова очень важны, они означают, что царями становятся милостью богов). Я, царь, должен править моей землей и домом моим. Ты не должен входить в мой дом, а я не буду входить в твой. Даровали мне, царю, боги долголетие и годам моим не будет конца…».
    Хеттская статуя царя-жреца. 1600 г. До Р.Х. Музей Искусств Кливленда. (The Cleveland Museum of Art. Handbook of the Cleveland Museum of Art/1978. Cleveland, OH: The Cleveland Museum of Art, 1978. Reproduced: p. 2)
    Это тоже очень интересный образ, и мы сейчас его поймём. О царе, а возможно, и обо всех людях, обо всех праведниках, но о царе уж совершенно точно, хетты никогда не говорили: «он умер». Хетты говорили: «он стал богом». Поэтому «годам моим не будет конца» это не глупая претензия, а констатация факта.
    «Для меня, царя, доставлен Престол из глубин Аруны (то есть, из глубин Варуны, инобытийной бездны, и бездны Правды, одновременно) – знак власти и колесница. Так даровали они мне землю моей матери и прозвали меня Лабарна – Царь (это звание, нарицательное имя царя, подобное которому было в Месопотамии - лугаль, и в микенской традиции - ванакс). С этой поры я буду обращать прошения мои Богу Грозы, отцу моему. Царь будет просить Бога Грозы о деревах, которые дожди сделали мощными и высокими (для того, чтобы построить свой дом). Под небесами растете вы, лев отдыхает под сенью вашей, пантера отдыхает под сенью вашей, медведь прячется среди вас. Бог Бури, отец мой, отводит всякое зло от вас». [J. B. Pritchard. Ancient Near East Texts, relating to the Old Testament. P. 357; Keilschrifturkunden aus Boghazköi XXIX, 1]По всей видимости, далее в тексте шло прошение, чтобы эти деревья, в первую очередь тут имеются в виду кедры, простили, что их срубят и привезут для строительства дворца. Но этот кусок не сохранился.
    Дарование Богом царственности было очень важно. Царь у хеттов, так же, как и в Египте, одновременно являлся и верховным жрецом. Он помазывался на царство, совершал священнодействия и паломничества со своим двором. Статуи умерших царей (для нас – умерших, а для хеттов – ставших богами) стояли в храмах, и живой царь им поклонялся. Представления о посмертной роли царя у хеттов тоже были аналогичны египетским. Одновременно царь, как и любой его подданный, был способен ко греху, и последствия его грехов могли быть очень страшны. И сохранился такой текст покаяния, произнесенного от имени царя:
    «О, Солнце, Бог Небесный, Господь мой! Что сотворил я дурного? Отобрал ты у меня престол мой и передал его другим. Призвал ты меня к смерти. Дай мне ныне войти в божественный удел мой. В сообщество богов небесных. И освободи меня от сообщества призраков (или же демонов)». [H.Otten. The religion of the Hittites // Historia Religionum. Vol.1. Leiden 1969. P. 322]
    Статуя царя Суппилулимуса из храма Телль-Тайинат. 10-9 вв. до Р.Х. Археологический музей Антакьи
    То есть, судя по всему, этот царь был свергнут с престола и убит. И он просит, или же просят от его имени, чтобы он был принят в божественный удел.
    Особенностью хеттской религии является то, что в ней нет рассказов о сотворении мира. Как будто это не интересовало хеттов – у нас таких рассказов не сохранилось. В Египте их тоже нет, хотя в Месопотамии они очень распространены. Зато рождение человека определяется очень чётко: «Когда рождён был я из утробы матери моей, вложил Бог душу мою в меня». Как и практически повсюду в мире, рождение из утробы – это ещё полдела: Бог должен вложить в человека душу. Очень часто встречается формула, не только царская, а у всех хеттов: «Нет у меня ни отца, ни матери. Ты, мой Бог, и отец мой и матерь моя!». Люди воспринимаются как слуги и друзья богов. Исследователь хеттской религии Оттен писал: «Кроме молитв есть и иные признаки истинного благочестия в исповедании грехов и готовности творить добро. Бог (у хеттов) это нравственное существо, хранящее порядок и справедливость». [H.Otten. The religion of the Hittites // Historia Religionum. Vol.1. P. 321]
    После Ханаана это удивительно, это совершенно другое. Поэтому в хеттских текстах часто пишется формула: «Да не погибнет доброе вместе со злым. О, боги, если злым будет селение, дом или человек, пусть только они погибнут!». Сейчас я прочитаю другой текст, это уже тексты частных лиц:
    «И ныне Бог мой, да откроет мне всецело сокровенную волю Свою, да обнажит предо мной все грехи мои и я признаю их. Или Бог мой будет говорить со мной во снах, или пророчица откроет мне, или священник Бога Солнца откроет мне (волю Твою) через вещание печени (то есть, через гадание на печени). И Мой Бог сделает так, чтобы всецело я познал сокровенную волю Его и откроет мне прегрешения мои, и я признаю их». [H.Otten. The religion of the Hittites // Historia Religionum. Vol.1. P.321]
    Это покаянная формула. Оракул, к которому часто обращались хетты, всегда давал односложный ответ на вопросы, «да» или «нет». Скажем, согрешил ли я там? - Нет. Тут? - Нет. И наконец, надо дойти до «да». Оракул у хеттов никогда ничего не объясняет, поэтому в религии хеттов часто требуется целая цепочка вопросов, чтобы понять, где и в чём согрешил человек. В случае, если грех – несовершение какого-либо ритуала, виновный обязуется совершить его в большем объёме. То есть, грубо говоря, если ты не сделал двенадцать поклонов, то теперь сделай сорок. Грех – очень распространенное понятие; если ты совершил дело, приведшее к дурному результату – это ваштай, ваштул - из форм греха. Очень страшен шала-кардатар, умышленный тяжкий грех против Бога. За грех надо совершать то, что называли у хеттов шар-нигзель, возмещение убытков по суду или ритуалу. Если ты совершил преступление против людей, то должен по суду компенсировать те неприятности, которые доставил людям. Если же ты совершил нарушение или несовершение положенного ритуала, то должен возместить их новыми ритуалами.
    Машкан — компенсация Богу за упущения. Интересно, что в гражданском праве это «взятка» или «дар», которые отнюдь не всегда воспринимается в положительном смысле, а, скорее, чаще понимается негативно. Не надо судить, следуя машкану, но для Бога это хорошо. То есть, ты должен умилостивлять Бога, давая ему подарки. Это компенсация Богу за те упущения, которые ты совершил. Понятно, что хетты не были глупее нас, и понимали, что Богу эти подарки – эти овцы, эти бурдюки вина – не нужны. Но это нужно тебе. Ты жертвуешь собой. Не своими первенцами, как в Ханаане, а теми или иными предметами, теми или иными ценностями, в конечном счёте – собой как своим трудом, своей силой, чтобы умилостивить Бога.
    Есть очень много интересных текстов, где говорится о наказании человека богами. И даже есть тексты, подобные месопотамским, где доброго человека наказывают, а злой процветает. Но всегда в конечном счёте мы видим, что наказывается злой, а добрый извлекается, как Иов, из глубины страданий и бедствий, а его беды компенсируются. Но если человек был наказан Богом за дело, он всё равно должен приносить жертвы. Если он хочет выправить свою ситуацию, то он обязательно должен жертвовать Богу. Страшен тот человек, который, будучи наказан Богом, возроптал. Это уже шара-кардатар, умышленный тяжкий грех против Бога. Такие люди – самые страшные преступники. Так что идея правды важна в религии хеттов.
    А на следующей, последней лекции по хеттам, мы с вами поговорим о ритуале и о жизненных практиках людей в связи с религией, с верой. Это тоже даст нам дополнительные возможности понять удивительный народ хеттов, первый индоевропейский народ, который заговорил понятным нам языком.