На мой взгляд, это определение верно лишь отчасти. Верно оно в том смысле, что, безусловно, в любом явлении всегда содержатся зародыши всех его последующих форм. Это понятно, иначе не бывает. Неверно же оно в том плане, что ранний буддизм, буддизм самого Татхагаты, был столь же махаянским, сколь и хинаянским. Кстати говоря, здесь Е.А. Торчинов использует слово «Хинаяна», которое как раз показывает, что сам он, в значительной степени, симпатизирует Махаяне, потому что сторонники Тхеравады («учения старцев»), как я уже говорил, никогда себя Хинаяной («малой колесницей») не называют. Но махаянисты с удовольствием их так называют, а себя, понятно, с удовольствием называют Махаяной, «великой колесницей». И неверно это высказывание Евгения Торчинова еще и потому, что именно Тхеравада сохраняет совершеннейшую новизну и оригинальность учения Будды во всем разнообразии тогдашней индийской религиозной мысли. Тхеравада сохраняет учение о том, что в мире нет души (анатта), что мир погружён в сансарический кошмар, и целью подвижников является угасание – не соединение с какой-то благой сущностью, а именно угасание. Происходит соединение или не происходит, об этом Будда молчит. Важно, что для этого мира подвижник угасает, что цель – угасание.