Но вот и иное мнение, мнение одного из крупнейших «крепостников» Рязанской губернии, но тяготившегося своим владением людьми и желавшим освободить их. В записке 1858 года Государю Александру ІІ, Александр Иванович Кошелёв пишет: «Крестьяне и дворовые люди беспечны, ленивы и преданы пьянству… Но нам ли делать этот упрёк крепостным людям? Лишив их драгоценнейшего для человека блага – права располагать самим собою, мы хотим, чтобы они вместе с тем сохранили качества свободных людей – любовь к труду и заботу о самом себе. … В барщинном имении, где вместо трёх дней требуют четыре, пять, а иногда и все шесть дней или где оброк и при том тяжкий, - не с угодий, а с личности тяглецов и где сверх того имеется отеческий надзор за крестьянами… там крестьяне не заботятся ни о своих полях, ни о заработках на стороне. … Но в таком случае кого винить? Того ли, кто изнемогая под тяжестию текущего дня, не заботится о будущем, или того, кто, накладывая на плечи другого неудобоносимое бремя, жалуется, что этот другой не наваливает на себя добровольно ещё лишней тяжести. Нет! постоянный многолетний опыт убедил меня, что в лени и беззаботности крестьян всегда виноват помещик и он один. <…> Взгляните на вольные сёла, даже на оброчные и барщинные имения, где, при достаточном наделе крестьян землёю, оброк не чрезмерен и барщина не отяготительна; и вы увидите там избы крепкие, просторные, хорошо покрытые, дворы, тщательно обгороженные, а поселян чисто, даже нарядно одетых. А сколько ежегодно людей откупающихся от рекрутства и на волю! Нет! Такое сословие винить в лени и беспечности грешно вообще и в особенности нам, проводящим жизнь большею частию в безделье и удовольствиях и редко передающим родовое достояние детям нашим. Сколько мне случалось наблюдать за господскими и крестьянскими хозяйствами, я всегда находил, что при малых и умеренных повинностях крестьяне усердно добывали себе деньги на покупку лучших построек, на более сытное продовольствие, на нужные и даже на нарядные одежды; находил я также, и это, к великому прискорбию, встречалось гораздо чаще, что при высоких, чрезмерных оброках и при тяжкой барщине люди упадали духом, жили в полуразвалившихся лачугах, ходили в лохмотьях и заплатах, ели один хлеб, и тот часто с мякиною, и для уплаты повинностей, в ограждение своей шкуры от побоев, продавали последнюю тёлку или свинью.… Наш крестьянин беден не потому, что он ленив, беспечен и нечувствителен к прелестям довольства, а потому что его повинности вообще тяжелы при скудости добывок. Следовательно, мнение, что крестьянин не будет работать, если помещик не будет толкать его в затылок, есть чистая клевета». [А.И. Кошелёв. Записки 1812-1883 гг. М.: ˝Наука˝, 2002. – С.215-216]