Александр вспомнит эти слова и перескажет их лютеранскому епископу Эйлерту в 1818 году. О чём эти слова? О том, что если мы победим, то победим не мы, не наши талантливые полководцы, не наши экономики, не наши мужественные солдаты… — победит Бог. Война, которая в России уже приобретала священный характер, становится для Александра и Фридриха-Вильгельма (человека, так же как, и его супруга, королева Луиза, очень религиозного и нравственного) религиозным делом. Эта война — борьба с дьяволом. Так именно и называет Александр Наполеона в беседе с Жозефом де Местром — «дьявол рода человеческого». Почему с дьяволом? Не потому, что он враг. Враги бывают, войны бывают всякие. С дьяволом потому, что Наполеон — это человек, который, не признаёт никаких договоров, действует только в своих интересах и, что главное, не жалеет людей. Свою славу, ту славу, о которой он говорил Меттерниху в Дрездене, он строит на горе трупов и французских, и вражеских солдат. Он не дошёл ещё до Холокоста, не дошёл до Освенцима, но идёт в этом направлении — в направлении презрения к человеческой жизни и человеческого достоинства. Ещё нет ГУЛАГа и концлагерей, но уже есть желание построить свою славу любой ценой. А эта «любая» цена всегда одна и та же — человеческая жизнь, благополучие народов и достоинство личности.