Русское дворянство, образованное общество, как это и раньше было в России, следовало придворным правилам и царским представлениям о нравственном и должном. В «Анне Карениной» у Льва Николаевича Толстого даётся вполне точное описание обычной для середины XIX века сцены, когда «для получения свидетельства» вынужденный без веры и церковности исповедоваться и причащаться перед венчанием, после лет девяти нецерковной жизни, Левин платит три рубля за то, чтобы дьякон вычитал за него правило к святому причащению. «Не будучи в состоянии верить, — пишет Толстой, — в значительность того, что он делал, ни смотреть на это равнодушно, как на пустую формальность, во всё время этого говения он испытывал чувство неловкости и стыда, делая то, чего сам не понимает, и потому, как ему говорил внутренний голос, что-то лживое и нехорошее» [Л.Н. Толстой, Анна Каренина, Ч. V, гл.1]. Вступление в брак с любимой девушкой могло для русского человека Левина произойти только через христианское таинство браковенчания. Чтобы быть допущенным к таинству венчания, Левин должен был представить свидетельство священника, что он «был у таинств» исповеди и причастия Тела и Крови Христовых. Не причащался, а «был у» — вот характерная формула того синодально-государственного требования. Неверующий человек, Левин должен был солгать трижды, он принуждался кощунствовать и богохульствовать, делать «лживое и нехорошее», недостойно участвуя в «страшных Христовых Таинствах», и, в результате такого недостойного участия, погибнуть. Потому что, как пишет в первом Послании к Коринфянам апостол Павел, «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. … Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». [1Кор.11,27-30] И ко всему этому принуждала его государственная российская православная власть. И не его одного, но множество своих подданных, которые по вине этой же самой власти и, часто, следуя её примеру, утратили веру и страх Божий.