КУРС История России. XIX век

Лекция 60
Присоединение Центральной Азии
Великая степь


аудиозапись лекции


видеозапись лекции
содержание
  1. Вступление
  2. Определение пространства
  3. История земли
  4. Казахстан
  5. Преобразования в Степи
  6. Завоевание Центральной Азии. Первый поход

список рекомендованной литературы
1. Б.М. Абдрахманова. История Казахстана власть, система управления, территориальное устройство в ХІХ веке. Астана, 1998.

2. Ибн Арабшах. История Амира Темура. Т., 2007.

3. К.М. Байпаков. Исламская археологическая архитектура и археология Казахстана. – Алматы, 2012.

4. Н.Н. Балкашин. О киргизах и вообще подвластных России мусульманах. СПб, 1887.

5. В.В. Бартольд. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. Том 2. Ч. 1. М., 1963.

6. Е.Б. Бекмаханов. Казахстан в 20-40 гг. XIX в. Алма-Ата, 1947.

7. М.И. Бродовский. Колониальное значение наших среднеазиатских владений для внутренних губерний. М., 1891

8. Ч.Ч. Валиханов. Записка о судебной реформе. Алматы, 1999.

9. Р.Т. Ганиев. Восточно-тюркское государство в VI - VIII вв. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006.

10. Н.И. Гродеков. Киргизы и кара-киргизы Сыр-Дарьинской области. Т. 1. Ташкент, 1889.

11. Ж. Джампейсова. Казахское общество и право в пореформенной степи. Астана, 2006.

12. А.А. Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники. — М.: Центрполиграф, 2005.

13. П.П. Иванов. Очерки по истории Средней Азии (XVI — середина XIX в.). — Москва, 1958.

14. Ж.К. Касымбаев. О некоторых вопросах истории национально-освободительного движения в Казахстане во второй половине XIX в. // История и историография национально-освободительных движений второй пол. XIX — нач. XX вв. в Средней Азии и Казахстане. Ташкент. 1989.

15. К. Кусайынулы. Читая документы о казахстанско-российских отношениях в ХVІІІ-ХІХ веках. – Алматы: Данекер, 2001.

16. Е.И. Кычанов. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Чингис-хан: личность и эпоха. — М.: Издат. фирма «Восточная литература», 1995.

17. А.И. Левшин. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких гор и степей. Алматы. Санат. 1996.

18. Ф.И. Лобысевич. Поступательное движение в Среднюю Азию в торговом и дипломатическом отношении. Спб.. 1900.

19. Д.Н. Логофет, А.Д. Шеманский. Завоевание Средней Азии // История русской армии и флота, Том XII. М. 1913.

20. В.А. Моисеев. Джунгарское ханство и казахи XVII - XVIII вв. Алма-Ата, 1991.

21. В.А. Моисеев. Россия и Джунгарское ханство в XVIII в. — Барнаул: Изд-во АГУ, 1998.

22. Б.К. Осеков. Организация и деятельность Степной комиссии (1865—1868): автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1987.

23. И.П. Петрушевский. Поход монгольских войск в Среднюю Азию в 1219—1224 гг. и его последствия // Татаро-монголы в Азии и Европе : Сборник статей. — М.: Наука, 1977.

24. В.С. Сулейменов. Об административном устройстве казахской степи по реформе 1867-1868 гг. // Вестник АН КазССР. 1951. № 2.

25. Г.Ж. Табулдин, М.А. Набиев. Всемирная генеалогия чингизидов. – Академия Конкорд. – Париж, 2015.

26. В.Н. Татищев. Избранные произведения. Наука, 1979.

27. М.А. Терентьев. Россия и Англия в Средней Азии». СПб., 1875.

28. Н. Тильман. Тимур-завоеватель и исламский мир позднего средневековья/ Пер. с нем. Л. И. Ясинской. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

29. А.Т. Толеубаев, Ж.К. Касымбаев, М.К. Койгелдиниев, Е.Т. Калиева, Т.Т. Далаева. История Казахстана. Перевод с казахского языка С. Бакенова, Ф. Сугирбаева — Алматы: Мектеп, 2006.



30. Ю.И. Трифонов. Кочевнические элементы в материальной культуре оседлого населения Южного Казахстана в период раннего средневековья. // Конф. «Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций»: Тезисы докладов. Алма-Ата, 1987.

31. Э.Д. Филлипс. Монголы. Основатели империи Великих ханов = Mongols. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.

32. Н.А. Халфин. Присоединение Средней Азии к России. М., 1965.

33. С.С. Черников. Восточный Казахстан в эпоху бронзы. М., 1960.

34. Центральная Азия в составе Российской империи/ отв. ред.: С. Н. Абашин, Д. Ю. Арапов, Н. Е. Бекмаханова. НЛО, 2008.

35. Записки о Бухарском ханстве (Отчеты П.И. Демезона и И.В. Виткевича) / Под ред. Н.А. Халфина. М.: Наука, 1983.

36. История Казахстана в 5 томах. Алматы, 2000.

37. H. Carrere d'Encausse, H. Islam and The Russian Empire: Reform and Revolution in Central Asia. London, 1988.

38. B. A. Litvinsky, Ahmad Hasan Dani. History of Civilizations of Central Asia: Age of Achievement, A.D. 750 to the end of the 15th-century. — UNESCO, 1998.

39. A. Morrison. Russian rule in Turkestan and the example of British India 1860—1917. Slavonic & East European Review, 2006.

40. A. Morrison. The Russian Conquest of Central Asia. A Study in Imperial Expansion, 1814—1914. Cambridge University Press, 2021.

41. E.D. Ross, F.H. B. Skrine. The Heart of Asia: A History of Russian Turkestan and the Central Asian Khanates from the Earliest Times. London: Methuen & co., 1899; London — New York: Routlege, 2004.


текст лекции
1. Вступление

Дорогие друзья, сегодня мы вновь перемещаемся на окраины Империи — на этот раз наша лекция посвящена Средней Азии. Присоединение Средней Азии — это, как правило, мало описываемый момент в книгах по русской истории. Обычно ему уделяют один-два абзаца и в основном описывают как свершившийся факт, иногда как результат англо-российского соперничества и идут дальше. Если Великим реформам, таким как освобождение крестьян, создание земского самоуправления, посвящены целые главы, то Средняя Азия остаётся на периферии. Но между тем это интересная тема в двух отношениях. С одной стороны, это уже абсолютно очевидное колониальное завоевание, аналогичное завоеваниям англичан в Индии, Нидерландов в нынешней Индонезии, Бельгии и короля Леопольда в Конго. С другой стороны, это и одна из интересных Великих реформ, ведь вместе с завоеванием происходило обустройство земли определённым образом, в котором отражался новый общественный тип жизни России, когда общество включается в политическую жизнь. Всё это мы увидим, говоря о Средней Азии. И, конечно же, небольшим упоминаниям в книгах по истории противопоставим серьёзный рассказ о том, как этот огромный регион был постепенно включён в Россию. Тем более что его в бóльшей степени населённая и развитая южная часть была включена именно в эпоху Великих реформ.
Центральноазиатские владения Российской империи в начале XX века / Wikimedia commons. Зеленые границы – границы современных государств, цветная заливка – областей Российской империи и вассальных государств – Хивы и Бухары
К концу XIX века площадь российских владений в регионе, который русские называли и даже до сих пор называют Средней Азией, а весь мир и ЮНЕСКО именуют Центральной Азией, составляла 4 миллиона квадратных километров с населением в 10,2 миллиона человек. Кроме того, в орбиту Империи были включены две монархии, ставшие вассальными, — это Хивинское ханство и Бухарский эмират, которые вместе занимали площадь 270 тысяч квадратных километров и имели население в 2,3 миллиона человек. Как вы видите, Российская империя выросла на очень большую величину — почти на четверть. Однако об этом говорится немного.
2. Определение пространства

Так же, как на исторических картах изображали Кавказ — белым пятном между Российской империей, Турцией и Персией, так же изображали и Среднюю Азию — белым пятном от Каспийского моря до китайских владений, от русских границ до британских владений в Индии и до Персии. Но ни тот регион, ни другой белым пятном не был. Центральная Азия была краем с огромной и древней культурой и очень интенсивной жизнью — и культурной, и общественной. Просто она была не европейская, а другая.
Карта мира на рубеже XVIII-XIX в. советского издания
Сегодня ЮНЕСКО определяет Центральную Азию как огромную область от Хорасана до Внутренней Монголии и Кашмира, включая Прибайкалье, Туву, Алтай, Омск. Политологи этот регион именуют Inner Asia (Внутренняя Азия), a термин Central Asia употребляют только для пяти республик бывшего СССР: Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана. Однако мы с вами будем пользоваться термином Центральная Азия в значении, который рекомендует ЮНЕСКО. Тем более что в него, как вы понимаете, помимо пяти названных республик, входят ещё и Афганистан, Синьцзян, Внутренняя и внешняя Монголия, Тибет и довольно большие районы нынешней Российской Федерации.
Три варианта границ региона: 1 — Среднеазиатский экономический район СССР; 2 — Современный регион СНГ; 3 — Центральная Азия по определению ЮНЕСКО
Северную часть этого региона называют Великой степью или Степью. Южная часть распадается на плодородную полосу, которая именуется по-арабски Мавераннахр и занимает междуречье Амударьи и Сырдарьи и целый ряд плодородных оазисов, самым большим и плодородным из которых является Ферганская долина. Они ограничены высоченными горами, людей там живёт немного, и главным образом практикуется горно-пастбищное животноводство. Район Центральной Азии с древности практикует ирригационное и богарное земледелие, кочевое и оседлое животноводство.
Водные ресурсы бассейна Аральского моря, междуречье Амударьи и Сырдарьи / touristam.com
Ферганская долина
Интересная и важная черта, которую необходимо учитывать и понимать, заключается в том, что этот регион был воротами народов. Между Уралом и Тянь-Шанем находятся сравнительно плоские места — через них шли одна за другой волны переселений в двух направлениях. Когда-то европеоиды с индоарийскими языками двигались с запада на восток, потом монголоидные племена двигались с востока на запад, потом опять западные цивилизации в лице России и отчасти Великобритании шли с запада на восток, ну а что будет дальше, мы пока не знаем.
3. История земли

Культура этого региона восходит к глубокой доистории, но об этом мы здесь говорить не будем. Для нас важно то, что примерно за две тысячи лет до Рождества Христова в Центральной Азии уже ясно читается антропологический европеоидный тип.
Профессор А.Я. Тугаринов, 1926 г., Красноярский краевой краеведческий музей
Андроновская культура на карте
Русский учёный Аркадий Яковлевич Тугаринов (1880–1948), главным образом орнитолог, но по совместительству и археолог, в 1914 году обнаружил могильник под деревней Андроново (Андроновская культура получила название от этой деревни в Красноярском крае), что дало понимание — на этих землях в XVII-XIII веках до Р.Х. жили люди индоарийского расового и генетического типа. Эта культура - результат индоевропейского движения.
Миграция индоевропейцев на карте. Наиболее распространенная гипотеза расселения. Первоначальное ядро – междуречье Днепра и Волги в степной и лесостепной полосе
По всей видимости, часть индоевропейских народов, которые жили между Карпатами и Уралом, двинулась на восток (это индоарийские народы Индии и современного Ирана сейчас), но прошли через Центральную Азию, включая Казахстан, и осели там. И долгое время жителями этого региона были ираноязычные европеоидные народы с общей ирано-индийской ведической религией. Их именовали саками, бактрийцами, согдийцами, ферганцами, хорезмийцами. Эта была персидская культура, культура зороастризма, смешанная с эллинистической, — ведь, как вы знаете, империя Александра Македонского достигла Бактрии (современный Афганистан и южная часть современного Узбекистана и Таджикистана) и Согдианы (современный Узбекистан и Таджикистан).
Расположение Согдианы в 300 году до Р.Х.
Потом на этом основании выросла Первая Персидская империя — Ахеменидское государство. А после греков-Селевкидов в Центральной Азии опять в той или иной степени восстановилась власть Персии. Последний персидский домусульманский царь Йездегерд III погиб в Мерве в 651 г. по Р.Х. и там же был похоронен.
Ахеменидское государство (Персидская империя), 480 г. д.Р.Х.
Первое вторжение на земли Центральной Азии именуется тохарским (иранцы), а второе — гуннским (монголы). Происходили они в II и I века до Рождества Христова. И вот что очень важно: кочевники, прибывшие на эти земли, передавали местному народу свой язык, поэтому большинство языков современной Средней Азии — тюркские. Исключение — таджики и горно-таджикские народы, которые сохраняют языки той самой древней Центральной Азии. А некоторые из них по распространённому поверью даже являются потомками воинов Александра Македонского. Кочевники, передавая свой язык, одновременно воспринимали местную культуру. В результате чего мы наблюдаем интересный факт: в культуре пришлое население следовало оседлому народу, а по языку оседлое становилось продолжателем кочевников. После этого сложно судить, кто на самом деле нынешние казахи, узбеки, таджики, туркмены, киргизы… Мы с вами увидим, что все они — амальгама многих культур, причём культур высоких.

В 551 году после Рождества Христова возник Тюркский каганат — огромное первое тюркское государство от Монголии до Крыма. По преданию его основал род Ашина. Хуннский царевич (сегодня мало кто сомневается в том, что народ хунну — это предки гуннов) вступил в брак с волчицей. От их союза родились потомки, которые положили начало тюркским племенам вокруг рода Ашина. Вы же помните, что до сих пор националистические турецкие организации используют символ волка. Так вот — эта традиция восходит именно к этой легенде.
Территория Тюркского каганата, 600 г. н.э.
Флаг турецкой молодёжной организации ультраправых националистов «Серые волки»
Само по себе слово «тюрк» — означало «сильный, крепкий, устойчивый, стоящий прямо». Так, видимо, как раз именовали аристократов племени хунну из рода Ашина. И именно от них берут начало тюркские языки, тюркские народы, распространившиеся на территории от Монголии, Бурятии, Якутии практически до западных границ современной Турции, Крыма, Поволжья, дельты Дуная.

Итак, происходит тюркизация согдийского населения при восприятии тюрками зороастризма, христианства, манихейства и сохранении их собственных шаманистических представлений.

Тюркские правители носили титул Каган (каан, хан ханов). С Х века титул стал монгольским. И позже в Центральной Азии по традиции принадлежал Чингисидам, то есть потомкам Чингисхана.
Чингисхан. 1155-1227
В начале VIII века происходит арабское завоевание Центральной Азии (тоже движение с запада на восток). Сопротивление ему было очень жёстким. Археологи нашли остатки сожжённых городов, ту же Варахшу под Бухарой, останки множества погибших людей. Но мусульманское вторжение состоялось и принесло арабский язык, ислам и арабский алфавит. Монгольская и согдийская письменность вытесняются. Новая арабо-мусульманская культура строится на уже сложившимся здесь этно-культурном субстрате.
Арабы осаждают город Самарканд, захваченный в 722 г. по Р.Х., Дворец Девастич (706-722 гг.), Фреска Пенджикента
В IХ-Х веках в регионах Мавераннахр, Хорасан существует государство Саманидов.
Государство Саманидов на пике могущества при эмире Исмаиле Самани (правил в 892—907 гг.)
Оседлое население переходит на фарси (персидский язык), продолжением которого является таджикский язык. Люди, говорящие на таджикском языке, — это то население Средней Азии, которое до сих пор в силу разных причин не отказалось от иранского языка. Персидский язык после отделения Персии от основной части халифата вытеснил арабский язык из всех форм культуры в значительной степени, но не полностью.

Надо сказать, тюркские ханы не спешили принимать ислам. Только в 960 году Сатук Богра-хан из тюркской династии Караханидов (Кашгария) принял ислам под новым именем Абдалкарим и создал первое тюркское исламское государство. В 999 году он завоевал государство Саманидов. В 1212 году Хорезмшах Ала-ад-Дин Мухаммед II покончил с государством Караханидов и установил свою власть в Центральной Азии.
Карта Караханидского государства в границах 1006 года
Мечеть Магоки-Аттари в Бухаре эпохи Караханидов
Золотой динар Ала ад-Дина Мухаммеда II, отчеканенный на Бухарском монетном дворе
Это время, X-XII века, несмотря на то, что шли войны, — время величайшего расцвета Бухары и вообще Центральной Азии. Бухара тогда — один из мировых центров учёности, в первую очередь исламской, но в то же время и философии, математики, астрономии. Это был уровень, которого в то время не достигала ни Западная Европа, ни уж тем более Русь.
Вид на древнюю часть города Бухара (в центре Минарет Калян, построенный в 1127 году караханидом Арслан-ханом). На переднем плане – торговые ряды
Однако этот расцвет, как и расцвет Древней Руси, закончился завоеванием Чингисхана. Общество Центральной Азии, как вы уже видели, было к этому моменту во многом тюркизировано, монголизировано. И вот, по Центральной Азии вновь прокатилась с востока монгольская волна. Чингисхан умер в 1227 году. Теперь Центральная Азия — это государство тюрок. Золотая Орда отдаёт Степь, то есть нынешний Казахстан (или как его называли чингисиды Дашт-и-Кипчак), под власть старшего сына Чингисхана — Чжучи. А Оазисы и Мавераннахр — второму сыну Чингисхана Чагатаю.
Направления продвижения монгольский войск
Улус Джучи
Улус Чагатая
Страна переживает огромный культурный упадок. Города разорены, сожжены. Но к началу ХIV века монголы растворились среди тюркских и иранских народов Центральной Азии.

Потомки Джучи и Чагатая приняли ислам при Узбек-хане в 1321 году и стали ревностным мусульманами. Монгольское право «Яса» (закон) продолжало действовать в завоеванных странах, но постепенно вытеснялось шариатом.

Против чингизидов выступил тоже выходец из монгольского племени, но другого — племени Барлас, Тимур, которого именуют Тамерланом. Он был избран в Балхе на курултае в 1370 году эмиром Турана.
Коронация Тимура в Балхе 1370 г., А. Хатифи, 1550 г.
Мавзолей Тамерлана Гур-Эмир в Самарканде, где находится его могила
С тех пор существует поверье — где гробница Тамерлана, тот город властвует над всей Центральной Азией. И мы ещё услышим, как это поверье работает. Тамерлан, создав новое государство со столицей в Самарканде, ведёт борьбу с чингизидами. И умирает Железный хромец (так называли Тамерлана) в 1405 году, создав огромную империю от Закавказья и Месопотамии до Пенджаба в Индии. Его потомки удерживали власть в Центральной Азии до конца ХV века. Название его государства было Туран. И поэтому с отсылкой как раз к Тамерлану одна из традиций нового национализма именуется туранизм. Символом Тамерлана были три переплетённых кольца. Их мы видим на гербе уже русского Самарканда. А его лозунг был на персидском и звучал так: Расти ва русти («Сила в справедливости»). Несмотря на то, что сам правитель был из монгольского племени, в Туране основным государственным языком был персидский. Персы были культурным народом, поэтому у них перенимали язык завоеватели.
Туран на карте
Герб Самарканда 1910 г. / Герб Самарканда утвержден 14 апреля 1910 года законом №33359: «В лазуревом поле серебряный волнообразный столб, сопровождаемый по бокам двумя золотыми ветвями тутового дерева. В серебряной дамасцированной главе щита знак тамги (печати) Тамерлана, то есть три черных сдвинутых кольца. Щит украшен золотою башенною короною о пяти зубцах и окружен двумя золотыми виноградными лозами, соединенными Александровскою лентою»
При сыне Тимура Шахрухе монгольский закон «Яса» был официально заменён кораническим правом — шариатом.

В 1501 году Тимурид Бабур был изгнан из Самарканда уже узбекским кочевым ханом Мухаммедом Шейбани. Бабур бежал в Афганистан и в 1526 году после победы при Панипати основал в Дели знаменитую империю Великих Моголов. В названной битве, кстати, уже активно употреблялись пушки и другое огнестрельное оружие, которым вполне владели и индийцы, и, тем более, Бабур.
Захир-ад-дин Мухаммад Бабур. Деталь миниатюры. 1605—1615 годы, Британский музей, Лондон
Границы империи Великих Монголов. Светло-оранжевая линия — при Бабуре (1530), оранжевая — при Акбаре (1605), красная — при Аурангзебе (1707)
Мухаммед Шейбани, Кемаледдин Бехзад, XVI век, Академия художеств Узбекистана
И вот, после завоевания Самарканда Мухаммедом Шейбани происходит некое разделение. Дело в том, что Шейбани — чингизид, и он восстанавливает справедливость, которая как бы была нарушена тем, что власть чингизидов отобрали другие монгольские племена в лице Тамерлана. Чингизиды в Центральной Азии именовали себя узбеками (как потомки хана Узбека, принявшего ислам), и это имя перешло на тюркоязычные народы оазисов. При одном из потомков Джучи Шейбаниде Абдулла-хане II, который умер в 1598 году, начинается новый расцвет Центральной Азии. После тяжёлого периода монгольского завоевания при потомках чингизидов она переживает новый подъём в ХVI – начале ХVII века.

Как мы выяснили, узбеки — это жители оазисов, потомки чингизидов и подвластное им население, говорящее на тюркском языке. А те, кто живут не в оазисах - кочевники-монголы, управляемые чингизидами, которых не так легко покорить, именуют себя «свободными» - казахами. Слова «казак» и «казах», хотя и пишутся в западных языках различно (именно для различения), на самом деле являются одним и тем же тюркским словом, которое обозначает свободного человека. Это - свободные люди. Так они сами себя называли.
Узбеки Хивы, Северо-Западный Узбекистан (1913 г.)
Казах в национальном головном уборе, В.В. Верещагин, 1867 г., Киевская картинная галерея
В ХVII-ХVIII веках в Центральной Азии правит родственная Шейбанидам чингизидская династия Джанидов (Аштарханидов). Во время их правления из-за междоусобных войн, происходит упадок качества жизни. После походов соседних правителей, в частности персидского шаха Надира в 1740 году. Джаниды были отстранены от власти. И дальше в ХVIII веке в ханствах Центральной Азии, то есть на территориях с оседлым населением, к власти приходят те или иные узбекские правители, уже не чингизиды. В Бухаре с 1756 года до 1920 года, то есть до конца Бухарского государства, правит племя Мангыт. По преданию основатель династии Мухаммад Рахим, простой узбек, убив в 1747 году бухарского Абулфейз-хана, стал править Бухарой с титулом аталык (дядька). А с 1795 года его преемник Шахмурад принял титул эмира. Так и появились бухарские эмиры.
Вход в Арк - резиденцию эмира в Бухаре
Во главе Хивы (государства, которое, кстати говоря, всегда называло себя по древней ассоциации Хорезмом), стояли до 1920 г. ханы из племени Кунграт. А в Коканде (Ферганская долина) — ханы племени Минг. Их власть в большей или меньшей степени ограничивалась улемами – собраниями авторитетных мусульманских ученых, знатоками ислама. Но это было деспотическое правление во всех трёх случаях. И карта Центральной Азии ХVIII и ХIХ веков — это три государства, ограниченные с юга Афганистаном и Персией, с запада — Каспийским морем, с севера — Степью и свободными казахами, с востока — Китаем: Коканд (восточная часть), Бухара (центральная часть) и Хива (западная часть), которая распространяла свою власть вплоть до Каспийского моря.
Среднеазиатские ханства в первой половине XIX в. На карте хорошо видна неопределенность их границ, вызванная почти постоянной войной
Между тремя государствами шла постоянная война. Каждый из ханов пытался захватить как можно больше земли у соседних ханств, и отхватить как можно больше территории у свободных казахов. Особенно большие территориальные споры шли в той области, где было возможно земледелие. Это район Ташкента и нынешней Алма-Аты, так называемого Семиречья, за которйе сражались Коканд, Бухара и казахские общины, или как их называли жузы.

Вот такой была к моменту русского завоевания ситуация в Центральной Азии. То один, то другой из ханов поднимался над другими. Например, при эмире Насрулла в Бухаре наступил некоторый порядок.
Эмир Сеид Наср Улла Бахадур Хан (1806 -1860). На престоле – 1827-1860
Тогда Бухара стала самым сильным государством в Средней Азии, но после его смерти в 1860 году борьба за эти земли возобновилась. Борьба эта грозила стать вечной. И приводила она, к сожалению, к очень тяжёлому положению обычных людей. Торговля плохо развивалась в условиях войны. Естественно, воины по восточным законам грабили караваны, купцов. Правители, чтобы иметь деньги для оплаты своих войск, вводили всё новые и новые налоги, иногда совершенно безумные. Народ беднел.

Хорезмское ханство укрепилось при Мухаммеде Рахим-хане, который правил до 1825 года, и также пыталось территориально расшириться за счёт туркменов, которые (в первую очередь текинские племена южной части Туркменистана) так же, как и казахи, старались сохранять независимость и свободу. Его преемник Мухаммед Амин-хан погиб в 1855 году во время похода на туркменов. Началась междоусобица. И тот хан, с которым уже пришлось вести диалог русским, — Сайид-Мухаммед-хан (1856–1864) — лишь частично контролировал страну.
В современной книге «Центральная Азия в составе Российской империи», хорошей, объективной, совсем не имперской по своему духу, говорится: «Процветание Центральной Азии осталось в её … прошлом: экономика не развивалась, сельское хозяйство имело примитивный характер, в политической жизни господствовал произвол, в духовной сфере преобладала схоластика, отсутствовали какие-либо гарантии неприкосновенности собственности и личности её владельцев». [Центральная Азия в составе Российской империи, 2008 - с.26].

Таким образом, к середине ХIХ века Центральная Азия и её государства находились в состоянии деградации. Таков результат бесконечных войн, алчности и честолюбия правителей. Крестьяне работали как всегда хорошо, воды в целом хватало, а вот алчность и честолюбие правителей, затевавших бессмысленные войны, привело этот регион в состояние упадка. Причина деградации именно в этом.
4. Казахстан

Иначе развивался Казахстан. Договор 1598 года между Бухарой и казахскими ханами (потомками чингизидов) закрепил за казахами Ташкент. То есть, условно говоря, крупнейший город Центральной Азии - Ташкент - был в составе Казахстана. На западе этого большого региона с 1591 года яицкие казаки, то есть поселившиеся русские по реке Урал, стали служить в Московском войске и составили западную границу казахского региона по Уралу. По Мангышлаку шла граница с туркменскими племенами.
Яицкие казаки, Ф. Фогель, 1792 г.
Когда в начале в 1715 году умер казахский хан Тауке, который владел всеми казахскими жузами, казахское ханство распалось на сотни. Жуз — это и есть сотня. Это воспоминание эпохи Чингисхана – военная организация народа. Во главе каждой сотни был свой хан чингизид. Улу жуз — Старшая сотня, Орта жуз — Средняя сотня, Киши жуз — Младшая сотня.

Младший жуз располагался от земель яицких казаков до реки Тургай, на севере — до линии Оренбург-Орск, на Юго-Западе — до Гурьева (Атырау), Каспийского и Аральского морей. Средний жуз — до китайской Джунгарии, верховьев Иртыша и озера Зайсан, на западе — до озера Аксакал. Старший жуз занимал Семиречье до Сырдарьи, включая города Ташкент и Туркестан (древний город, который когда-то назывался Шавгар). Имя города Туркестан нам известно с ХVI века.
Жузы Казахстана – серая линия – современная граница государства Казахстан
После смерти хана Тауке центральная власть ослабла, её просто больше не было, и началось западно-монгольское джунгарское или, как его ещё называют, ойратское вторжение на казахские земли. В первую очередь был взят Ташкент — самый лакомый кусочек всей Центральной Азии, а уж тем более казахских земель. Казахи мигрировали к границам России или ушли в узбекские ханства — Бухарское и Кокандское.
Джунгарское ханство в XVIII веке на фоне современных границ. Пунктиром показана территория, занятая джунгарскими войсками
Между русскими и джунгарами, которые по старой памяти стремились и в русские земли совершать как бы новое монгольское завоевание, начались военные действия. Казахская степь в ХVIII веке — это противостояние русских и джунгар. Чтобы обезопасить Сибирь от джунгарского вторжения, начинается строительство ряда русских крепостей. В 1716 году в устье Оми основан Омск, в 1717 году — Железинская крепость, в 1718 году — Семипалатинская, в 1720 году — Усть-Каменогорская.
Русская Иртышская (Южносибирская) линия крепостей в первой четверти XVIII века
Сибирский губернатор князь Матвей Петрович Гагарин старался обезопасить себя с юга, но в 1721 году он был отозван Петром, судим и повешен официально за лихоимство. Но по неофициальной версии, которую озвучивали многие, в том числе иностранцы, он старался отложиться от России и создать независимую Сибирь под своей царской властью. Отсюда, возможно, и особая жестокость Петра в обращении с телом казненного князя. Его запрещалось снимать с виселицы более года – истлевшую веревку заменили железной цепью, а тело всё висело. Так что у «вольной русской Сибири», как можно видеть, многовековая предыстория.

Положение казахов оставалось, однако, сложным. Джунгары их действительно теснили, да и ханы Средней Азии тоже старались поживиться за счёт казахских земель и сделать их обитателей своими данниками. Привыкшие к свободе казахи очень страдали.
Казахский батыр (то есть один из казахских генералов, племенных начальников) Букенбай в беседе с русским дипломатом касимовским мурзой татарином Кутлу-Мухаммедом (Алексеем Ивановичем) Тевкелёвым, одним из главных проводников российского влияния в Великой Степи (1674–1766), говорил: «Когда киргиз-кайсацкая орда в подданство Российской империи была не принята, не ото всех ли сторон они по своим поступкам беспокойство принимали, почти ото всех повсюду бегая яко зайцы от борзых собак, разорялись, и свой скот, бегаючи, сами бросали, а иногда случается, в самой необходимой нужде жён и детей бросая, только сами уходили… Когда зюнгорские (джунгарские) калмыки нападут, побегут в сторону, а башкирцы нападут, то уходили в другую сторону, а волжские калмыки и яицкие казаки и сибирское войско нападут, то они уже места и бегать себе не находили» [История Казахстана в 5 томах. Алматы, 2000, т.3. с. 109].
Как вы видите, ситуация была тяжёлая. И в 1725 году посольство казахов и каракалпаков явилось в Санкт-Петербург с просьбой о помощи против врагов. Абулхайр-хан (казахский победитель джунгаров) начал переговоры о вхождении Младшего жуза в состав России. 8 сентября 1740 года сорок тысяч кибиток перешло в русское подданство. А 19 февраля 1731 года императрица Анна Иоанновна объявила о принятии всего Младшего жуза в подданство Российской империи. 10 сентября того же 1731 года как раз Тектелёв принял присягу казахов Младшего жуза на верность российскому императору. То есть это был переход не в результате завоевания, а переход с целью спокойной жизни.
Абулхайр-хан, Дж. Кастл, 1784 г.
В конце 1731 приняли присягу казахи северо-западной части Среднего жуза во главе с ханом Семеке. В 1738 году присягнули двадцать семь старшин Среднего жуза в Оренбурге, в 1740 году попросились в подданство другие части Среднего жуза во главе с султаном Аблаем и ханом Абулмамбетом, а в августе 1742 года - ещё сто сорок биев и батыров Среднего жуза. 10 июня 1734 года Анна Иоанновна издала указ о принятии казахов Старшего жуза в подданство по просьбе хана Жолбарыса.
Но не всё было так просто. Дело в том, что многие в жузах не хотели никакой присяги. Единодушного желания быть принятыми в подданство России, которое иногда пытаются изобразить русские имперцы, не было. Борьба свойственна человеческому обществу, это один из двигателей политики. Она идёт между кланами, между народами и внутри кланов тоже. Одни присягали в подданство России, а другие, наоборот, боролись с Россией и старались найти себе союзников среди джунгар Синьцзяна или среди ханов Средней Азии. В Старшем жузе, самом влиятельным и сильном, это было особенно явно.

Таким образом, Степь стала полем раздора и борьбы нескольких держав за влияние на казахов. Зачем нужны были казахи? В первую очередь из-за налога. Русским налог был не так важен, в первую очередь им нужно было обезопасить русские земли, вновь завоёванную Сибирь, Урал, Оренбург — это всё районы казахского пограничья. Но от ясака тоже никто не отказывался.
Объясачение Средней киргиз-кайсацкой орды. Царский указ. 1824 г. Н.Н. Каразин, 1870-е гг.
А вот джунгарам и среднеазиатским ханствам были в первую очередь нужны налоги этих людей. Налоги собирались скотом. Были определённые правила взимания налога. Но кроме того, естественно, всеми сторонами руководила и жажда обладания. Вообще самое сильное иррациональное чувство — это zeal for possession (фанатичное желание обладания). Оно больше всех иных алчных желаний, и именно ради него совершается большинство политических глупостей.

Кроме того, на земли южной Сибири и Казахстана претендовал и Китай. И поэтому уже в конце царствования Елизаветы Петровны, а потом при Петре III и Екатерине II продолжается строительство крепостей и оборонительных линий. Одна линия шла из Усть-Каменогорска до Телецкого озера на Алтае. Другая — до озера Зайсан. В 1761 году строится Бухтарминская крепость, которая, к сожалению, была затоплена при строительстве Бухтарминского водохранилища в 1957 году. В то время о старых крепостях мало заботились.
План Бухтарминской крепости и форштадта
Сибирские казаки при постройке линейных крепостей. 1716 год. Н. Н. Каразин, 1891 г., Библиотека Конгресса, Вашингтон, США
Карта Сибирской военной линии
Строятся три линии — Пресногорьковская, Иртышская и Колывано-Кузнецкая — общей протяжённостью 2125 вёрст с 98 укреплёнными поселениями, в которых было размещено 7578 регулярных и ирегулярных войск, в том числе 779 крепостных казаков (именно казаков, а не казахов). Когда мы говорим о крепостных казаках, не надо думать, что они были крепостными людьми в нашем понимании слова «крепостной». Это были казаки, которые жили не в своих станицах, а в крепостях, но имели под крепостью землю, которую возделывали и на которой жили обычной вольной жизнью. В их обязанность входила охрана крепости.

В начале ХIХ века Кокандское и Хивинское ханство активно подчиняют казахские земли. И в 1830-1840-е годы соперничество этих ханств с Россией за земли Среднего и Старшего жуза идёт вовсю. В 1840-х годах казахи начинают войну против ханств. В районе Туркестана, Чимкента, Сайрама, Аулие-Аты (древний Тараз, Талас), Пишпека идут военные действия между казахами, кокандцами и хивинцами. В этой ситуации казахи в большинстве своём решают, что меньшее зло — это русские. К тому времени многие казахи побывали в России — кто с торговыми, кто с политическими целями. Они видели, что у русских больше порядка, русские более развиты экономически, жить с ними будет спокойно, и вроде бы в России не притесняют мусульман. Хотя напомню, что казахи Старшего жуза — ни ахти какие мусульмане и в основном соблюдают свои старые шаманские традиции монгольской степи.
В 1818 году правители Старшего жуза снова обратились с просьбой о принятии в русское подданство, и 18 января 1819 года султан Аблай-хан и 55 462 казахских предводителя, то есть кибиток (глав семей), принесли присягу верности. В 1823 году 165 тысяч казахских мужчин, кочевавших в Семиречье, и 14 султанов Старшего жуза тоже принесли присягу Императору. Наконец, в 1824 году император Александр Павлович подписал грамоту о принятии их в подданство. В 1842 году была учреждена должность пристава Большой Орды (это Старший жуз) в Алатау, подчинявшегося Западно-сибирскому губернатору.

Но опять же не забудем, была вторая часть, которая была против этого, представители которой враждовали с этими султанами и ханами и хотели сами стать султанами и ханами, опираясь, естественно, на соперников России в Великой Степи - ханства Средней Азии и Джунгарии.
Чтобы обеспечить защиту казахов, верных Российской империи, от казахов, которые верны ханствам, в устье Сырдарьи русскими было построено так называемые Раимское (Аральское) укрепление, которое должно было защищать казахов от хана Хорезма. Строил это укрепление военный инженер Карл Герн. На Аральское море были перевезены двухпушечные шхуны, и среди матросов одной из них - «Константин» служил Тарас Григорьевич Шевченко, который тогда был в ссылке и рекрутчине. Он оставил интересные рисунки Аральского моря, Амударьи, Сырдарьи. В 1853 году эту крепость перенесли в Казалинск.
Форт Раим, Вид с верфи на Сыр-Дарье. Т.Г. Шевченко, 1848 г.
Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев

Автопортрет, подаренный Варваре Репниной, Т.Г. Шевченко, 1843 г.
Шхуны «Константин» и «Михаил» в форте Раим, рисунок Т.Г. Шевченко, 1848 г.
Тогда же в 1853 году отрядом полковника Иоганна Бларамберга была взята крепость Ак Мечеть. Это была кокандская крепость, основанная в 1820 году. После взятия штурмом она была названа форт Перовский по имени графа Василия Алексеевича Перовского. Теперь же носит большевицкое название — Кызылорда (Красное собрание).
Постройка в укреплении Перовском, П.И. Пашино. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. — СПб., 1868 г.
Была построена новая Сыр-Дарьинская линия. Происходит всё большее распространение русских на центрально азиатские ханства, на орошаемые земли с целью защитить союзные племена казахов. По сути говоря, это очень напоминает то, как продвигалась колонизация в Америке, когда какие-то индейские племена, которые находились в прямом соприкосновении с англичанами, понимали, что выгодней торговать и находиться под защитой, чем воевать (ведь если воевать — всё равно не победишь), и заключали с переселенцами договор. И после английские колониальные войска, продвигаясь дальше по Америке, защищали их от тех индейцев, которые враждовали с заключившими договор. Будущность была печальная. Вы знаете, что все индейские племена на восточном побережье были выселены на запад от Миссисипи по «Акту о переселении» 1830 г. президента Соединённых Штатов Эндрю Джексона. Даже незлобивые чероки, должным образом крещеные и гордые своими успехами в подражании обычаям захватчиков, разделили эту участь Так белые американцы расплатились с индейцами за доверие местных племён.

Границы между казахскими землями под протекторатом России и государствами Средней Азии проходили при Николае I, по рекам Чу, Сырдарья и хребту Алатау.
Казахстан и Средняя Азия к 1873 г., зеленым — территории, вошедшие в Российскую империю к 1850 г.
В 1854 году, тоже ещё во времена Николая Павловича, в Заилийском крае было заложено поселение Верное — будущий город Верный, потом Алма-Ата. 26 сентября 1854 года прииссыкульские киргизы (кстати говоря, всех казахов тогда в России называли киргизами) подали прошение на подданство губернатору Западной Сибири. 17 января 1855 года, опять же ещё при Николае, в Омске прииссккульские киргизы принесли присягу на русское подданство (десять тысяч кибиток) и были включены в Алатавское приставство. В 1856 году приставство было преобразовано в Алатавский округ с центром в Верном (будущая Семиреченская область).
Герб города Верный 1878 г., П.П. фон Винклер «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание законов с 1649 по 1900 год», СПб, 1899 г.
На Заилийском Алатау была построена первая русская крепость Кастек. Начались сражения с Кокандским ханством. Полковник Аполлон Эрнестович Циммерман (1825–1884), о котором мы будем ещё говорить, горячий сторонник завоевания Средней Азии, командующий войсками в Заилийском крае, 26 августа 1859 года берёт кокандскую крепость Токмак в Чуйской долине, а 4 сентября — Пишпек (нынешний Бишкек, столица Киргизии). 19-21 октября 1860 года происходит сражение у Узун-Агача, в котором подполковником Герасимом Алексеевичем Колпаковским (1819–1896) была разбита шестнадцатитысячная кокандская армия.
Тревога в крепостном редуте (Нападение кокандцев на казачий выселок Узун-Агач),
Н.Н. Каразин, 1891 г.

Г.А. Колпаковский, М.А. Терентьев, Туркестанский альбом. Часть историческая, 1871—1872. Ташкент, 1872 г.
На стороне Коканда — Сыздык султан, чингизид, один из казахских султанов, претендент на власть. В войске Колпаковского тоже сражаются казахи, но верные России. То есть, как мы видим, это так же, как и в эпоху покорения Индии, или как описано у Джеймса Фенимора Купера — лояльные и нелояльные туземцы. Одни сражаются против, другие за. И, как правило, ими движут именно личные распри, никаких национальных идей нет, а у казахов даже нет особо и религиозных (появятся позже). То есть идёт борьба друг с другом, а русские как бы защищая казахов, продвигаются всё дальше и дальше на юг.

В Алма-Ате в память об этой битве долго существовал Узун-Агачский бульвар. Там же находился памятник погибшим солдатам — и русским, и казахам. После революции он был разорён.
Отреставрированная в 2007 году памятная стела в селении Узун-Агаш в честь победы над кокандцами в Узун-Агачском сражении / cont.ws
В этих районах было спущено зелёное знамя Коканда и поднято русское знамя.
Флаг Кокандского ханства
Понятно, что хан Коканда (напомню, это Ферганская долина), не мог примириться с произошедшим. Он считал этих казахов своими подданными, а Киргизию — своей страной. Переход многих киргизов в русское подданство считал незаконным действием, которое он готов был пресечь. Однако Степь к этому времени была полностью занята русскими. Только на границе ещё шли военные действия.
5. Преобразования в Степи

Россия, заняв Великую степь, то есть нынешний Казахстан, вовсе не бросила её на произвол судьбы, мол, живите, как хотите, только платите ясак. И с другой стороны, не стала её делать подобной обычным русским губерниям. Задача была, а тогда она уже вполне сознавалась — цивилизовать эту область. В 1822 году был принят устав о сибирских киргизах, разработанный Михаилом Михайловичем Сперанским (когда он был Сибирским генерал-губернатором) при участии будущего декабриста Гавриила Степановича Батенькова.

В чём была его суть? Закреплялось выборное начало. Местная знать включалась в служивое сословие, получала дворянство и классные чины. Эти реформы 1822-1824 годов тут же отменили патриархальное рабовладение. С чем Россия приходила в Центральную Азию, как и на Кавказ, так это с полной и безоговорочной отменой рабства как такового. Крепостные отношения не вводились, как было в России среди русских крестьян. Разрешено было получать паспорта и свободно перемещаться по Империи и ездить за рубежи России, но уже как русским подданным. Для казахов это, в первую очередь, были, конечно, не Англия и Франция, а Персия и Китай.
Торговцы переводились в купеческое сословие, ремесленники в мещанское, воины в казачье. Никто не обращал внимания, что казахи не православные, не христиане. Христианизации вообще не было. Но поскольку казахи не были христианами, они освобождались от рекрутского набора и службы в армии. Они могли идти служить только добровольно. И, надо сказать, наём волонтёров казахов в войну 1812-1815 годов был очень активен. Казахи дошли тогда до Парижа.

В госучреждениях, в юридической практике и при публикации всех постановлений использовались местные языки — казахский и татарский языки в первую очередь.

Последние ханы умерли: Букей-хан в 1817 году и Вали-хан (Средний жуз) в 1821 году. После принятия устава 1822 года новые ханы не выбирались, но выбирались султаны. При административном делении учитывалось родовое разделение. Владения каждого султана составляли особую волость. И все султаны волости выбирали старшего султана — султана округа. В каждой волости султаны сменялись как монархи. Когда султан умирал, его старший сын становился на его место, если не было другого распоряжения русской власти.
Казахские султаны с представителями русского чиновничества. Санкт-Петербург, вторая половина XIX в. Из коллекции Б. Л. Модзалевского
Если какой-то султан вёл себя безобразно, так же, как в британской Индии, он и его род могли быть отстранены «за дурное управление». Тогда назначали какого-нибудь другого представителя казахской знати править в этом округе, с него, соответственно, начиналась новая линия правления. И назначения эти делала уже русская власть в Омске, потому что Средний жуз был подчинён сибирскому управлению.

В 1824-1844 годах Степь была разделена на восемь казахских округов. Во главе каждого стоял председатель окружного приказа (старший султан, которого выбирали султаны) и четыре окружных заседателя (два русских по назначению и два казахских по выбору). Также туда входил командир казачьего отряда при ставке старшего султана. Существовала коллегиальность в принятии решений. Совершенно как в Индии. В какой-то степени русская власть сознательно копировала индийскую колониальную практику.
Происходило развитие образования, хозяйственной деятельности, искоренение угона скота. Последнее — очень важный момент. Дело в том, что в Степи главным имуществом у людей был пасущийся скот. А как можно воздействовать на человека, если он, скажем, не возвращает тебе долг? - Угнать его скот. Тогда он тут же обратится в суд, потребует, чтобы ему вернули животных, а ты потребуешь погашения долга. Дальше с этим будут разбираться судьи. Традиция угона скота, а то и умыкания женщин, называлась баранта. Именно с ней боролись русские, считая это нарушением русского законодательства, просто-напросто грабежом.
Казахский аул XIX в.
Василий Никитич Татищев в своём словаре пишет: «Сие у них чинится между владельцы, когда один другому какую обиду учинит, то оной обиженный просит управы, и есть ли тот не разделается, то оной ищет скот или людей захватить, и потом выберут посредников, которые, разобрав обстоятельства, положат, что которой должен возвратить» [В.Н. Татищев. Избранные произведения. Наука, 1979].

Кстати говоря, на похищение скота и женщин никогда не выходили с оружием, потому что, не дай Бог, убьют кого-нибудь, например, пастуха. Тогда — кровная месть. А этого все очень боялись. Поэтому всегда выходили только с нагайками, с какими-нибудь палками. Побить можно, убить нельзя.

Но русские власти с барантой боролись, и она прекратилась. Для этого был нужен эффективный суд, куда можно было, не воруя коров, подать иск о том, что тебе не вернули долг. Судья в свою очередь должен был каким-то другим образом этот долг взыскать.
Созданные казахские управы должны были следить за порядком. Они устраивали разъезды и пикеты с полицейскими функциями.

Кстати говоря, старший султан, который стоял во главе округа, обязательно потомок Чингисхана, имел чин майора русской службы (восьмой классный чин) и считался чиновником. А то, что он был избран другими султанами на своё место, это было мудрое нововведение. Раньше ведь султаны враждовали друг с другом, каждый боролся с другим за власть, кто-то опирался на Коканд, кто-то на Хиву, на джунгаров, на русских. Чтобы этого не было, в каждом округе сами султаны избирали из своей среды старшего и ему должны были подчиняться. Это была идея Сперанского, и она сработала. Казахское общество стало более консолидированным.

За девятилетнюю службу вот такой окружной старший султан получал потомственное дворянство и в случае отставки оставался с титулом почётного султана.
Волостным султанам, то есть тем султанам, которые по преемственности управляли волостями, давался двенадцатый класс русских чиновников (губернский секретарь) с правами волостного головы. Они подчинялись окружному правлению.

Аульные старейшины в каждом ауле избирались населением каждые три года и утверждались окружным приказом. Султаны в аульных выборах старшин не участвовали. Отменить выборы в ауле могло только областное управление. Аульные старшины были приравнены к сельским головам русских губерний. Суд осуществлялся казахским бием, назначенным царской администрацией.

Тогда же в 1822 году был разработан и Устав об оренбургских киргизах. Автор его - Пётр Кириллович Эссен, будущий Петербургский губернатор.
П.К. Эссен, Дж. Доу, 1823-1825 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург
Султаны, не вошедшие в систему русской власти, искали покровительства в центрально-азиатских ханствах. Здесь наиболее показательно восстание Кенесары Касыма (1802–1847), чингизида, потомка ханов Аблая и Вали, сына Касым-торе и дочери джунгарского хунтайджи Галдан Цэрэна.
Кенесары Касымов
Он боролся за власть над Средним жузом. Касым Абылай-хан откочевал в Коканд, чтобы бороться с русскими, и стал совершать набеги на Акмолинскую линию. Но и отец Кенесары Касым и его брат Саржан были убиты кокандским ханом — они с ним не сговорились. Кенесары мечтал восстановить единое казахское ханство из всех трёх жузов, как это было при его деде Абалае-хане. Ядро его войска составили родственники и верные баатыры. Он был антирусский по политической ориентации. В 1838 году Кенесары осаждает Акмолинск, но терпит неудачу. Он ведёт войну на два фронта, но с Кокандом несколько удачней — захватывает несколько пограничных крепостей.
В 1840 году Кенесары обратился к русским властям с просьбой об амнистии. Губернатор Василий Алексеевич Перовский в 1841 году убедил императора Николая даровать ему прощение. И в том же 1841 году на соборе родовой знати прощённый Кенесары был провозглашён ханом всех трёх жузов. Казахи и сейчас считают его последним единым ханом Казахстана. Но Россия, которая вообще отказалась от ханской власти (как раз чтобы не было такого соперничества с русской властью) и низвела власть в Казахстане на более низкую ступеньку - на уровень султанов, отказалась признать эти выборы. Тогда Кенесары возобновил против России враждебные действия. Он нападал на аулы, лояльные к русской власти, восстановил шариатский суд, взимал налоги (естественно, большие, потому что ему нужны были средства) с кочевий (зякет) и с оседлого населения (ушур), взимал поаульный налог, насильственно отбирал скот. И казахи в большинстве своём стали негодовать на его притеснения.

Сам Кенесары говорил, что жестокость может сделать власть хана прочной. Это старый чингизидский принцип. Но когда воины брата Кенесары Наурызбая вырезали до пятисот жителей аулов рода жаппас, которые отказались платить хану зякет, казахи восстали и убили девяносто пять есаулов (офицеров) Наурызбая. И тогда уже началось восстание против Кенесары.
Письмо Кенесары Касымова Оренбургскому военному губернатору. 22 февраля 1841 г.
В тот же год Кенесары начинает новую попытку переговоров с русской властью в Оренбурге. К нему было отправлено посольство Долгова, потом посольство офицера генерального штаба Герна. Русская власть хотела с ним договориться и готова была дать ему власть над Средним жузом (а он представитель Среднего жуза), но не всю ханскую власть над Степью. В 1845 году, когда хан отказался принести присягу Императору, Николай Павлович приказал не прибегать к оружию против Кенесары, но возвести укрепления на Иргизе и Тургае среди его кочевий, чтобы охранять казахов от его поборов.
В таких обстоятельствах Кенесары не мог существовать, поэтому стал ориентироваться на Китай и отправил своего посла к китайскому императору Айсиньгёро Мяньнину (Даогуану), обещая вассалитет, как было при его деде. Но лояльные России султаны начали против Кенесары поход. В итоге он был изгнан с территории Младшего и Среднего жузов, основал ставку на полуострове Камал в устье реки Или и начал жестокий поход в Киргизию. Кенесары проиграл сражение с киргизскими манапами во главе с Ормон-ханом и был взят в плен в 1847 году. Хан Ормон не знал, что с ним делать, но через три месяца решил казнить Кесенары. Он был обезглавлен на глазах у всех казахов, которые были взяты в плен, а было их взято много, и голову его отослали с письмом с сургучной печатью губернатору Западной Сибири князю Петру Дмитриевичу Горчакову в знак верноподданности киргизов Российской империи.

Голова эта затерялась. Совсем недавно казахи попросили Владимира Путина разыскать голову и вернуть её им, потому что это великий герой казахского народа, борец за его свободу, как они считают сейчас. Голову найти не удалось. Говорили, что она в Оружейной палате, в Эрмитаже, но не нашлась. Я подозреваю, что князь Горчаков её тихонечко похоронил где-нибудь, потому что понятно, что никакому русскому императору просвещенного XIX века такие подарки удовольствия бы не доставили.
Памятник Кенесары-хану в Астане
Кстати говоря, внук Кенесары Азим-хан Ахметулы Кенесарин (18781937) был деятелем Алаш-Орды - политической партии казахов уже в Думский период). Он был близок к кадетской партии, арестован в 1930 году, обвинён в национализме, в 1937 году арестован повторно и убит коммунистами. Так что история, как вы видите, продолжается.

При Николае I принят целый ряд положений об управлении казахами Степи: «Положение об отдельном управлении сибирскими киргизами» от 6 апреля 1838 года, «Положение Сибирского комитета о распространении на киргизов Сибирского ведомства общих законов Российской империи» 19 мая 1854 года, «Положение Сибирского комитета о порядке избрания старших султанов в Киргизской степи» 23 февраля 1855 года, «Положение Сибирского комитета о назначении кандидатов на должность старших султанов во всех внешних округах Киргизской степи» 1 октября 1856 года.
Дело в том, что киргизы восстали против кокандского правления. Когда сейчас мы видим напряжённость между узбеками и киргизами Оша, мы не должны забывать, что это противостояние ведёт в ХIХ век. Тогда одна группа киргизов тяготела к России, другая - к Коканду. Киргизия в 1864 году была присоединена к России и на ее земле были возведены русские укрепления на месте кокандских. Это укрепление Пишпек и Ак-Суйское укрепление на Иссык-Куле.

В 1865 году был создан Особый комитет по реорганизации управления Степью в духе Великих реформ, так называемая Степная комиссия. Её возглавил интереснейший человек, тоже один из великих деятелей реформ Александр Карлович Гирс (1815–1880) — выпускник Царскосельского лицея, неутомимый служащий Министерства внутренних дел, сенатор, вице-председатель Географического общества, много сделавший для крестьянской и финансовой реформ. Как раз он составляет в 1857 году «Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями», то есть Южным жузом и частью Среднего жуза. А в 1868 году — «Временное Положение по управлению Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями» (это практически весь нынешний Казахстан).
Действительный статский советник, сенатор Александр Карлович Гирс (1815 – 1880).
Из эстляндских дворян

Что же предполагала эта великая реформа? А это, безусловно, великая реформа для Казахстана. Сейчас Казахстан, я бы сказал, почти европейская страна, которая стремится стать частью западного мира. И вот начало этой европеизации Казахстана было положено именно в то время, о котором идёт речь. Несмотря на все «старания» большевиков, хотя они тоже продолжали что-то делать своими дикими методами, эта европеизация Казахстана сохранилась, и сейчас мы видим её развитие. Конечно, если бы не было большевицкого режима, не было бы гибели миллионов казахов во времена голодомора, то Казахстан был бы другой процветающей и вполне европейско-азиатской по культуре страной, как Япония, Сингапур или Тайвань, но история не знает сослагательного наклонения.

Как же по «Временному положению» была устроена жизнь Великой Степи? Вся русская Центральная Азия была разделена на области, подчинённые трём генерал-губернаторствам: Оренбургскому — Тургайская и Уральская (Младший жуз), Западносибирскому — Семипалатинская и Акмолинская (Средний жуз), Туркестанскому — Семиреченская и Сырдарьинская области (Старший жуз). Небольшое Букеевское ханство, так называемая Внутренняя орда, которая была расположена между реками Яиком (Уралом) и Волгой, подчинялась Астраханскому губернатору. Часть этой орды осталась и сейчас в России, поэтому в Астраханской области сейчас довольно большой процент казахского населения. Это никакие не иммигранты, это коренное население, которое жило там с незапамятных времен.
Области Великой Степи и юга Центральной Азии
Герб Тургайской области Российской империи
Герб Уральской области Российской империи
Герб Семипалатинской области Российской империи
Герб Акмолинской области Российской империи
Герб Семиреченской области Российской империи
Наименьшей административной единицей был аул. Аул — это от ста до двухсот кибиток, волость — от тысячи до двух тысяч кибиток - это же кочевья. Волостные управители и аульные старшины выбираются самим населением на три года. В каждой волости хозяева это - главы кибиток. От каждых пятидесяти кибиток избирали одного выборного, а съезд выборных избирал волостного управителя и его заместителя. В каждом ауле хозяева десяти кибиток также избирали одного выборного, и последние должны были избрать аульного старшину и его заместителя. Избранным волостным управителям и аульным старшинам выдавали нагрудные бронзовые знаки и особые печати.

Всё было абсолютно как во внутренней России. Никакого колониального деспотизма. Казахи выбирали свою местную администрацию. Да, волостные управители и аульные старшины должны были утверждаться и могли смещаться генерал-губернатором, но ведь так же, как вы помните, было и во внутренней России. Абсолютистский принцип не был отменен Александром Вторым, но он был дополнен народным – выборным началом.
При формировании волостей и уездов родовые начала уже не учитывались. Султаны потеряли свою родовую власть. Султаны-чингизиды обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от налогов, но власти уже не имели.

Полицейская и распорядительная власть на территории Сырдарьинской области была передана в руки аксакалов, то есть старшин (аксакал — «белоголовый» - старец). Аксакалы избирались на сходках выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Им так же, как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать.

Были, что очень важно, учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды. Низшим звеном судебной системы в Степи были утверждаемые военным губернатором суды биев и казиев, которые судили по обычаю шариата и адата, но с применением русских законов. Поэтому, скажем, больше нельзя было красть скот. Баранта уже не являлась положительным аргументом в суде, а считалась уголовным преступлением.
Суд биев / www.foto.kg Мы видим, что все участники суда сняли обувь, поскольку суд предполагает молитву и предстояние пред Богом
На территории степи вводился единый налог с каждой кибитки в денежной форме — кибиточная подать. Кибиточный сбор при Александре II был повышен с 1 рубля 50 копеек до 3 рублей в год. А в Туркестанском генерал-губернаторстве, то есть на юге Сырдарьинской области и в Семиречье, он составлял 2 рубля 75 копеек в год. Кроме того, на местные нужды собирали дополнительные сборы — кара шыгын. Содержать местных чиновников, ремонтировать мосты и почтовые тракты должно было население. Сейчас это выглядит странно. И в современном казахском учебнике написано, что это произвол, но на самом деле это и есть самоуправление. То же самое было и у всех крестьян России. Так это всюду и бывает — не надо каждую копейку просить у государства, можно собрать налог с самих себя и на него самим построить нужные общине мосты, дороги, школы, больницы.

Если казах переходил в другое сословие, то он на пять лет освобождался от подати, чтобы мог укрепиться в этом новом сословии (ну, скажем, теперь он не скот гоняет, а купец). Также все казахи как мусульмане были освобождены от воинской повинности.
Вводился паспортный сбор. Казахи, отправлявшиеся на заработки в другие области и губернии, за определённую сумму получали паспорта от волостных управителей. Население Южного Казахстана платило традиционный харадж (1/10 часть собранного урожая) и зякет (1/40 часть скота или товара). Подсчёт скота производился один раз в три года.

Но этого мало. В Степи создавалось невиданная там ранее система здравоохранения и система образования.

В каждой области назначался областной доктор, в уездах — акушерка и уездный врач, которые оказывали бесплатную медицинскую помощь, снабжали население лекарствами и занимались оспопрививанием. Впервые казахи получили реальную профессиональную медицинскую помощь.
Ташкент. Госпитальная улица, Госпиталь и Пастеровская прививочная станция,
фото начало 1900-х гг.

Была сформирована сеть светских школ, двухлетних и четырёхлетних училищ, а талантливым детям предоставлялась возможность продолжать учиться в гимназиях, которые были расположены во всех областных городах.
Групповой портрет учащихся. Казахстан, Семипалатинская обл. И.С. Поляков, 1879 г.
Земли, занимаемые казахами, объявлялись государственными, и передавались казахам на правах общественного пользования. Считалось, что кибиточный сбор — это плата за аренду земли. По Иртышу, Амударье и Сырдарье было организовано пароходное сообщение. Казахам также было разрешено сдавать свои земли переселенцам из русских областей за арендную плату. Конечно, это привело к социальному расслоению аульных жителей. Переселение крестьян из России создавало некоторые проблемы. Сначала казахи принимали русских переселенцев очень радушно, но потом начали возникать конфликты, но это, как говорится, уже другой разговор.
6. Завоевание Центральной Азии. Первый поход

О Средней Азии, Коканде, Хиве и Бухаре мы поговорим с вами в следующей лекции, а сейчас лишь немного затронем эту тему.

К середине ХIХ века на Среднюю Азию, а именно на три ещё независимые ханства, приходилось 5-7% внешнеторгового оборота России. Это было очень мало. Всё-таки население ханств было большим. Намного активней там действовали английские предприниматели. Торговля с Англией была очень развита. Но почему же столь ограничена была русская торговля? Не только потому, что русские, в отличие от англичан, меньше могли предложить, но ещё и потому, что посредническая торговля между ханствами и Россией осуществлялась местными купцами (или среднеазиатскими, или русскими поданными), в основном мусульманами: астраханскими, казанскими татарами, которые были своими для тюркского населения Центральной Азии (и свои по вере, и язык был похож) и в то же время русскими людьми с навыками уже русской экономической и политической жизни. Кстати говоря, персы, которых немало было в России, были тоже очень коммерчески активны в Средней Азии. Но обеспечить безопасность этой торговли было сложно. Та же проблема, кстати, была и у англичан. Проходя степями и дорогами среди оазисов, купцы могли подвергаться набегам, и если их и не обворовывали до нитки, то уж точно каждый султан брал с них свою подать. Естественно, торговля становилась невыгодной.
Торговля хлопком. Средняя Азия, конец XIX в.
Прапорщик Виткевич описывает в 1836 году в «Записках о Бухарском ханстве» как происходила эта караванная торговля: «Ныне власть и влияние нашего управления простирается почти не далее пограничной черты Урала и не внушает ни кайсакам, ни областям Средней Азии особенного уважения. С нашего каравана взято хивинцами с одних бухарцев на 340 бухарских червонцев, или на 5440 рублей. С татар наших берут, как известно, вдвое противу азиятцев… У татар наших развязывают тюки, бьют людей и собирают с неслыханными притеснениями и злоупотреблениями; из развязанных тюков хватают и тащат товары во все стороны…. Если посмотришь своими глазами на эти самоуправства, о коих у нас едва ли кто имеет понятие, то нисколько нельзя удивляться застою нашей азиатской торговли. Хивинцы ездят по Сырдарье, до самого Ак-Мечета Ташкентского, где отделяется Куван от Сыра, и грабят беспощадно чумекейцев (казахов — А.З.) наших, которые зимуют здесь и прикочёвывают на лето к Оренбургской линии между Орска и Верхнеуральска. Ныне же насилие это вошло в употребление, и наши так называемые подданные (киргиз-кайсаки), будучи с нашей стороны освобождены от всякой подати и в то же время подвергаясь, по беззащитности своей, всем произвольным притеснениям и поборам хивинцев, поневоле повинуются им более, чем нам, и считают себя более или менее подведомственными хивинскому хану». [«Записка, составленная по рассказам оренбургского линейного батальона №10 прапорщика Виткевича относительно пути его в Бухару и обратно», 1836, из книги «Записки о Бухарском ханстве. М. 1983»].
Эта записка и ряд других сведений побудили императора Николая Павловича потребовать от генерал-губернатора Оренбургской области Василия Алексеевича Перовского организовать поход на Хиву, чтобы защитить казахов от набегов и сменить Алла-кули-хана, который очень поощрял этот разбой, на более лояльного России.

Поход, совершались в основном зимой. Летом в этих местах было невероятно жарко, однако при этом зимой было невероятно холодно и ветрено – климат в Степи резко континентальный. Перовский выступил с войсками в декабре 1839 г. На новый 1840 год произошло сражение с хивинцами у Ак-Булака. Оно привело к очень большим потерям — до 2500 человек убитыми, умершими и вышедшими из строя из-за обморожения, ран и болезней из 6600 солдат, которых повёл Перовский. Цели не были достигнуты. Казахи отказались помогать русским в сражении с единоверцами. Двое из проводников были расстреляны по приказу Перовского за неповиновение. Вот так печально закончился этот первый хивинский поход. Хан остался доволен.
М. И. Иванин. Описание зимнего похода в Хиву 1839—1840 годов. 1874 г. Казаки оренбургского войска в башлыках и попонах, которые служат также вместо плаща или бурки, и пехота Оренбургских линейных батальонов в зимней походной одежде
Поход на Хиву не остался незамеченным Великобританией. Великобритания считала эти земли (по крайней мере, по левому берегу Амударьи, то есть те, где находилась Хива и весь Туркменистан) зоной своего влияния, своей торговли, поэтому была очень недовольна вторжением на эту территорию русских.

После произошедшего инцидента началось то, что очень интересный английский разведчик и исследователь Артур Конолли (1807–1842) в 1840 году, когда мир узнал о хивинском походе, впервые назвал «Great game» («Большая игра»). Он убеждал тогда англичан, что им надо более активно вмешаться в эту игру и не допустить распространения русского влияния в Центральной Азии.
Артур Конолли, Дж. Аткинсон, около 1840 г.
Вообще должен вам сказать, что личная инициатива на периферии колониальных империй играла в то время огромную роль. Вы помните, как Муравьёв-Амурский присоединил к России Уссурийский край и Поамурье, сделал это фактически без воли Императора, поднеся ему всё на тарелочке. За что получил графский титул, приставку Амурский, ордена и почёт. Так же поступил граф Игнатьев в Пекине. Так вообще поступали очень многие: и англичане в Индии и Капской провинции (тот же Сесил Родс), и французы в чёрной Африке, в Алжире, и итальянцы в Эритрее. Я бы сказал, что это был подъём индивидуального империализма. То есть каждый мыслил в категориях империи, каждый мыслил в категориях своей страны. Всё, что делает моя страна, — хорошо, и я должен этому максимально помочь. И в этом всём, конечно, был элемент авантюры. Мы встретимся с такими явлениями в полной мере среди русских в Средней Азии. Но, как я уже сказал, это было повсюду.
И вот одним из таких авантюристов был Артур Конолли, который с разрешения английского правительства, но во многом по своей инициативе занялся Центральной Азией и попытался сколотить союз трёх ханств — Хивинского, Бухарского и Кокандского — против России с опорой на Англию. Но он недоучёл алчного властолюбия каждого из ханов. И, к сожалению, в 1842 году был обезглавлен бухарским эмиром. Однако, термин «Большая игра», предложенный Конолли, остался. И вот о том, как эта «игра» разворачивалась и чем она закончилась для России, мы поговорим на следующей лекции.